Корзина пуста

 Подписка на 2024 год

Закажите бесплатный образец журнала, написав по адресу adm-sovetnik@yandex.ru

 

 

 


 

 

Видеошпаргалка по сверке с ФНС по ЕНП: инвентаризация расчетов
Ссылка на видео:


 

 

 



(495) 258-00-27 (многоканальный)
На главную > Журналы > Советник в сфере образования > Выпуск № 4, 2010 > О повышении качества в научно-образовательном секторе

О повышении качества в научно-образовательном секторе

Рубрика: 0210Экономика и управление

Выступая 2 июня 2010 года на Правительственном часе в Государственной Думе РФ, Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Александрович Фурсенко затронул наиболее актуальные вопросы и рассказал о первоочередных задачах, стоящих перед его ведомством на сегодняшний день.

Самое пристальное внимание в этом году было обращено на  интеграцию науки и образования, а также на их соответствие требованиям экономики и общества, запросам каждого гражданина. Другими словами – на достижение современного качества в научно-образовательном секторе.

Новые образовательные стандарты

Говоря о качестве, следует начать с новых образовательных стандартов.
За прошедший год утвержден и зарегистрирован в Минюсте стандарт начального образования. Проект стандарта для второй школьной ступени сейчас проходит общественно-профессиональную экспертизу. Также завершается подготовка стандарта для третьей ступени школы.
Уже утверждены 405 из 567 стандартов НПО и СПО (247 из них зарегистрированы в Минюсте).

Утверждены 154 стандарта бакалавриата, 163 – магистратуры, 107 – специалистов высшего образования. Из них зарегистрировано в Минюсте 225.

На все утвержденные стандарты получены положительные санитарно-эпидемиологические заключения.

При этом отмечено, что до конца 2010 года принятие стандартов будет завершено.

Одной из важных составляющих новых стандартов – условия обучения. Стандарты фиксируют требования, которые должны быть выполнены в образовательных учреждениях, а значит – четко определять норматив финансирования. Это позволит максимально эффективно применять недавно принятый закон о совершенствовании правового положения госучреждений (№ 83-ФЗ).

В работе над стандартами профессионального образования принимают участие работодатели, создана возможность «настроить» содержание образования на задачи конкретных производств, гибко менять образовательные программы адекватно изменениям технологий в производственном секторе.
Как отметил министр, это одна из очень существенных сторон интеграции науки, образования и экономики. Другая сторона – поддержка точек роста нового качества. Здесь нужно отметить построение современной системы ведущих российских университетов, которые недавно учредили свою ассоциацию.
Принят закон об особом статусе крупнейших классических вузов страны – госуниверситетов Москвы и Санкт-Петербурга (Федеральный закон от 10.11.2009 № 259-ФЗ).

Распоряжениями правительства сформирована сеть федеральных университетов. За этот год состоялось два конкурса среди вузов на статус национальных исследовательских университетов. На днях завершился второй отбор, в ходе которого определены 15 победителей. Всего этот высокий статус получили 29 учреждений (27 по конкурсу + 2 «пилота»).

Эффективная государственная поддержка

Государственная поддержка способствовала созданию на базе лучших вузов нового конкурентоспособного сектора научных исследований. Примечательно, что это движение – двустороннее: наряду с расширением сектора исследований в высшей школе стал все более востребованным образовательный потенциал научных организаций. Не случайно среди победителей второго конкурса известный академический университет РАН.

На федеральном уровне в этот срок приняты все нормативные акты и рекомендации, необходимые для системной работы сети ведущих вузов. В том числе постановление Правительства РФ от 13.07.2009 № 550 об оценке эффективности деятельности научных организаций и национальных исследовательских университетов.

 Разработана необходимая нормативная база, и на конкурсной основе начат эксперимент по внедрению прикладного бакалавриата, выводящий на новый уровень интеграцию обучения и производства.

Поддержка интеграции (и инноваций) стала приоритетом федеральных целевых программ, реализуемых министерством, включая программу «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России».

На развитие и поддержку интеграции напрямую направлен и принятый в августе прошлого года закон о создании образовательными и научными организациями предприятий по внедрению достижений интеллектуальной деятельности. По состоянию на 28 мая в министерство поступили уведомления о создании 337 хозяйственных обществ на базе 105 вузов. Планомерно ведется работа по снятию нормативных барьеров и созданию дополнительных стимулов для реализации закона. В вузах идет постановка на учет интеллектуальной собственности (наводится порядок в системе учета интеллектуальной собственности), развертываются программы подготовки специалистов в сфере инновационной деятельности.

В закон о федеральном бюджете заложены схемы, позволяющие учреждениям направлять доходы на создание хозяйственных обществ. Ряд барьеров снят Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ.

В частности, бюджетные учреждения получили возможность самостоятельно распоряжаться доходами, использовать оборудование и иное имущество в работе создаваемых ими хозобществ.

Прорабатываются предложения по налоговым стимулам для инновационных предприятий.

Заработали поправки в Гражданский кодекс по вопросам интеллектуальной собственности.

Подготовлен проект закона по упорядочению системы фондов поддержки научной и инновационной деятельности.

Среди достижений Минобрнауки было отмечено следующее.

Стимулирование вузов к развитию своей инновационной инфраструктуры, которая будет способствовать созданию малых инновационных предприятий. На это предусмотрено 8 млрд рублей.

Впервые выделены субсидии предприятиям, внедряющим инновационную продукцию и заказывающим соответствующие разработки у вузов. На эти цели из федерального бюджета выделено 19 млрд рублей.

Третье, самое главное, – кадры. Ведущим ученым выделены гранты на несколько лет для создания новых и обновления существующих научных школ. Здесь планируется затратить порядка 12 млрд рублей.

Эти механизмы позволят не только вернуть науку и практику в вузы, но и оздоровить образовательный процесс. Только современная наука в вузе, ее полноценная интеграция с образованием и производством может вернуть творческую атмосферу в учебные аудитории и лаборатории, обеспечить формирование у студентов необходимых компетенций.

 Интеграция образования и науки

Несмотря на демографический спад, финансирование образования и науки в последние годы устойчиво росло. И даже несмотря на финансовый кризис, федеральные учреждения в этом году получили десятки миллиардов рублей дополнительного финансирования.

Недавний закон о совершенствовании правового положения госучреждений позволит более гибко и эффективно, чем в прошлые годы, использовать эти немалые средства.

Значимый шаг в этом направлении был сделан в рамках приоритетного нацпроекта «Образование», и в особенности его ключевого мероприятия, интегрирующего все механизмы нацпроекта, – поддержки региональных комплексных проектов модернизации образования.

Кроме того, в настоящее время подготовлено два законопроекта, позволяющих дополнительно повысить эффективность использования средств налогоплательщиков, направляемых на образование. Речь идет о том, что на получение бюджетного финансирования наравне с государственными смогут претендовать на конкурсной основе и негосударственные учреждения, которые реализуют порой не менее качественные и современные образовательные программы. Первый закон касается учреждений профессионального образования, второй – общего.

Через 5 лет демографический спад существенно затронет реальный сектор экономики, обостряя кадровый дисбаланс – нехватку нужных специалистов (с современными, востребованными квалификациями) при избытке невостребованных кадров и квалификаций.

В этих условиях задача интеграции образования и науки с производственным сектором становится еще более актуальной, именно поэтому работа министерства перестраивается для работы в новой структуре, полагая, что подход, отработанный в общем образовании, – «деньги регионам в обмен на обязательства» – может быть успешно распространен на сферу профессионального образования.

В этой связи готовится предложение о запуске проекта, который направлен как на развитие в регионах системы подготовки и переподготовки кадров, так и одновременно на формирование новых рабочих мест в самой системе профобразования. Предлагаемый проект опирается на то, что сегодня от власти каждого региона требуется умение поставить задачи взаимодействия системы образования с реальной экономикой применительно к конкретному субъекту РФ на основе стратегии его развития, обеспечить такое взаимодействие, сконцентрировав все образовательные и иные ресурсы на решении общих задач инновационного развития региона.

Что ждать в ближайшем будущем?

В планах Минобрнауки предоставлять субсидии регионам на конкурсной основе под региональные проекты модернизации системы профессионального образования, предусматривающие следующие направления работы:

?  Внедрение инструментов прогнозирования совместно с работодателями потребностей в человеческих ресурсах, их распределения и квалификации при особом внимании к прогнозу потребностей в переподготовке, переквалификации уже работающих кадров.
 Особое внимание требуется уделить в регионах динамике педагогических кадров профобразования.

?  Функционирование и развитие на уровне учреждений, отраслей, регионов структур общественного управления. Они должны и корректировать образовательные программы на основе экономических прогнозов, и привлекать к преподаванию людей из производственного сектора.
Тут потребуется и создание системы общественно-профессиональной аттестации выпускников работодателями. Первые шаги в этом направлении уже сделаны: поступили предложения об общественном присвоении квалификации выпускаемым юристам.

?  В регионах должна быть разработана новая структура системы профобразования, программа развития сети учреждений, учитывающая весь имеющийся ресурс на территории региона, обеспечивающая его оптимальное использование, усиление связности системы.
При этом должно быть предусмотрено всемерное развитие результатов нацпроекта, максимальное использование потенциала победителей ПНПО, создание на их базе центров переподготовки.

?  Регионы должны будут взять обязательства по развитию предпринимательства с участием вузовской науки. Здесь понадобится региональная поддержка различных форм интеграции образования, науки и производственного сектора. Немаловажными будут и совместные программы учреждений профобразования, поддерживающие академическую мобильность студентов и преподавателей.

Реализация предлагаемого мероприятия по аналогии с комплексными проектами в общем образовании предполагает поддержку регионов через субсидии, четкие обязательства регионов по реализации проектов, систему конкретных показателей их выполнения.

При этом принципиально важно повышать ответственность не только за правильность использования бюджетных и внебюджетных средств, но и за полученные результаты. Этот подход позволит обеспечить иное качество регулирования в сфере образования и научных исследований в стране.

(По материалам сайта Минобрнауки www .mon.gov.ru ).

 

© 

Полное или частичное воспроизведение или распространение, каким либо способом (в том числе в сети Интернет) материалов,  опубликованных на сайте www.sovbuh.ru, допускается только с письменного разрешения редакции. 
Издательский Дом «Советник бухгалтера», 2008-2024
115280 г. Москва, а/я 16                                                                                                                                            admin   
Телефоны  (495) 258-00-27



Карта сайта
Разработка и дизайн сайта
Webprofy

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования.