Утверждены бюджеты внебюджетных фондов на 2014-2016 годы
Федеральным законом от 02.12.2013 № 321-Ф3 утвержден бюджет ФФОМС РФ на 2014–2016 годы. Общий объем доходов на 2014 год установлен в сумме 1 240,1 млрд руб., на 2015 год – 1 452 млрд руб., на 2016 год – 1 521,3 млрд руб. Их основная часть (97,7%, 98,4% и 98,3% соответственно) формируется за счет поступлений страховых взносов на ОМС. Прогнозируются аналогичные размеры расходов. В связи с этим бюджет сбалансирован. Подробнее читайте в журнале «Советник бухгалтера в здравоохранении» № 1 за 2014 год.
Приняты бюджеты ПФР (Федеральный закон от 02.12.2013 № 320-ФЗ) и ФСС России (Федеральный закон от 02.12.2013 № 322-ФЗ).
Информация Минтруда России по мониторингу реализации указов Президента РФ
Минтруд России 28 ноября 2013 года разместил на своем сайте в рубрике «Трудовые отношения. Оплата труда» информацию в двух разных документах:
- «Ответы на отдельные вопросы, возникающие в ходе реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
- «Ответы на вопросы Правительства Саратовской области по мониторингу реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» и от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р.
Судебная практика важнее писем Минфина России
Письмом от 26.11.2013 № ГД-4-3/21097 ФНС России направила для использования в работе письмо Минфина России от 07.11.2013 № 03-01-13/01/47571, в котором ведомство в очередной раз подтверждает, что его письма имеют информационно-разъяснительный характер. Поэтому в случае, когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами ВАС РФ, а также решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда РФ, налоговые органы начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети Интернет либо со дня их официального опубликования в установленном порядке при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов.
Продавать валютную выручку не обязательно
В законе о валютном регулировании и валютном контроле норма об обязанности продавать часть валютной выручки исключена с 2007 года.
О том, что невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки и нарушение установленного порядка такой продажи не является административным правонарушением, ФТС России писал еще в 2008 году (письмо от 10.01.2008 № 01-11/217).
Наконец-то Федеральным законом от 25.11.2013 № 315-ФЗ с 6 декабря 2013 года из КоАП РФ исключены фактически недействующие нормы о том, что невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а равно нарушение установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц.
Организация внутреннего контроля
Минфин России на своем сайте выложил информацию за № ПЗ-11/2013 об организации и осуществлении экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Новые правила заполнения платежных документов по налогам и взносам
С 1 января 2014 года нужно будет заполнять платежные поручения на уплату налогов и страховых взносов по-новому. С нового года вступит в силу приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации», который заменит действующий приказ Минфина России от 24.11.2004 № 106н «Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации».
Операции на едином счете бюджета
В письме от 13.12.2013 № 42-7.4-05/2.2-799 Минфин России дает разъяснение о порядке отражения в бюджетном учете операций:
- по перечислению средств с единого счета бюджета, открытого территориальному органу Федерального казначейства, на депозитный счет в кредитной организации;
- по зачислению средств с депозитного счета в кредитной организации на единый счет бюджета.
Также даны указания о порядке отражения таких операций в Отчете по поступлениям и выбытиям (ф. 0503151).
Контрольные соотношения к показателям форм отчетности
27 декабря 2013 года на сайте Росказны размещены:
- Контрольные соотношения к показателям форм бюджетной отчетности представляемой территориальными органами Федерального казначейства;
- Контрольные соотношения для показателей форм консолидированной бюджетной отчетности представляемой финансовыми органами субъектов Российской Федерации в Федеральное казначейство;
- Контрольные соотношения для показателей форм бюджетной отчетности представляемой органами управления государственными внебюджетными фондами в Федеральное казначейство
Особенность отчетной кампании за 2013 год
Минфин России и Федеральное казначейство в письме от 24.12.2013 № 02-07-007/57102 и 42-7.4-05/2.1-854 дали разъяснения об особенностях составления и представления годовой отчетности финансовыми органами субъектов Российской Федерации и органами управления государственными внебюджетными фондами за 2013 год.
В письме даны подробные указания о порядке формирования отчетных показателей как в формах бюджетной отчетности, так и в сводной отчетности автономных и бюджетных учреждений.
Кроме того, в письме сообщается, что годовая отчетность представляется финансовыми органами и органами управления ГВНФ в электронном виде средствами прикладного программного обеспечения «СУФД-Портал».
Учет невыясненных поступлений
В территориальные органы Федерального казначейства направлено письмо Федерального казначейства от 23.12.2013 № 42-7.4-05/2.2-846 о порядке отражения в бюджетном учете операций с невыясненными поступлениями на счетах № 40501, 40601, 40701.
В письме приведены бухгалтерские записи по отражению в бюджетном учете соответствующих операций.
Бюджетный учет при получении бюджетных кредитов
В письме от 02.12.2013 № 42-7.4-05/2.2-753 Казначейство России направляет перечень бухгалтерских записей, используемых при отражении в бюджетном учете операций по предоставлению из федерального бюджета бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов), а также их возврата в федеральный бюджет.
Недопустимый заем
Минфин России в своем письме от 26.11.2013 № 02-01-007/51169 отмечает, что осуществление бюджетным учреждением деятельности, связанной с предоставлением средств по договору займа, не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение.
Минфин сообщает, что им подготовлены поправки в статью 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, дополняющие ее нормами о том, что бюджетные учреждения не вправе предоставлять и получать кредиты (займы).
Минфин также напоминает, что в случае принятия руководителем решения о предоставлении бюджетным учреждением займа и утверждения указанных выплат ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации несут руководитель такого учреждения и орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении учреждения.
Валюта для командировки
Минфин России в письме от 10.12.2013 № 02-06-007/54200 дал разъяснения о порядке выдачи бюджетными организациями иностранной валюты на командировочные расходы сотрудникам, выезжающим за рубеж.
Для проведения операций с иностранной валютой бюджетному учреждению необходимо открыть в банке валютный счет. Выдача учреждением аванса работникам, выезжающим в командировку за рубеж, производится в иностранной валюте через кассу учреждения путем снятия валюты с валютного счета или покупки учреждением валюты в банке. При этом покупка валюты через банк также предполагает наличие у бюджетного учреждения валютного счета.
Минфин напоминает, что осуществление незаконных валютных операций влечет административную ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 13 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, бухгалтерский учет ведется в валюте Российской Федерации – в рублях. Первичные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.
При этом, согласно пункту 215 Инструкции № 157н, учет задолженности подотчетных лиц по выданным авансам в иностранных валютах одновременно ведется в соответствующей иностранной валюте и в рублевом эквиваленте на дату выдачи денежных средств под отчет.
Минфин отмечает, что при возврате сотрудником неизрасходованных подотчетных сумм в иностранной валюте они отражаются в бухгалтерском учете в соответствующей иностранной валюте и в рублевом эквиваленте по курсу Банка России, действующему на дату внесения денежных средств в кассу (п. 154 Инструкции № 157н).
Изменения в порядок учета имущества
Постановлением Правительства от 17.12.2013 № 1166 внесены изменения в Положение об учете федерального имущества.
Постановлением уточнен понятийный аппарат. В частности, определено, что правообладателями, в частности, признаются федеральные государственные бюджетные и казенные учреждения. Кроме того, предусмотрено, что учет имущества (включая земельные участки), составляющего госказну России, расположенного за рубежом, производится Росимуществом, если иное не установлено указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
Ряд изменений касается использования в формируемых для учета документах электронной подписи. Также уточнена процедура заполнения реестра объектов. Так, обособленно отражаются сведения об особо ценных движимых вещах стоимостью более 200 тыс. руб. и менее.
Пересмотрен порядок указания документов – оснований ограничения оборота имущества.
Код «субсидии» в платежке
Минфин России в письме от 20.12.2013 № 42-7.4-05/5.3-840 сообщает, что до внесения соответствующих изменений в Порядок проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений, утвержденный приказом Федерального казначейства от 19.07.2013 № 11н, и Порядок проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами автономных учреждений, утвержденный приказом Федерального казначейства от 08.12.2013 № 15н, при оформлении Заявки для осуществления кассовых выплат с соответствующих лицевых счетов бюджетных и автономных учреждений код субсидии при необходимости указывается в графе «Код цели (аналитический код)» соответствующего раздела Заявки.
При этом в случае перечисления (возврата) бюджетным (автономным) учреждением (обособленным подразделением) обособленному подразделению (бюджетному (автономному) учреждению, контрагенту) средств, предоставленных из соответствующего бюджета в виде субсидий в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, код субсидии дополнительно указывается в поле «Назначение платежа (примечание)» («Назначение платежа») соответствующего раздела Заявки.
Где взять деньги на покрытие временного кассового разрыва?
В письме от 13.11.2013 № 02-03-011/48396 Минфин России отмечает, что бюджетное законодательство не содержит ограничений в части расходов бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых являются кредиты, полученные от кредитных организаций. Поэтому, по мнению финансового ведомства, субъекты РФ (муниципальные образования) вправе в установленном ими порядке привлекать кредиты от кредитных организаций, в том числе на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджетов.
Дополнительно сообщается, что положениями статьи 93.6 БК РФ также предусмотрена возможность получения субъектами РФ (муниципальными образованиями) краткосрочного бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) в целях покрытия временных кассовых разрывов данных бюджетов.
Благотворительный ремонт и налог на прибыль
ФГБУ (благоприобретатель) заключило трехсторонний договор с благотворительным фондом (заказчик) и ООО (исполнитель). По договору заказчик поручает исполнителю выполнить работы по косметическому ремонту госпитальных палат ФГБУ. Результаты выполненных исполнителем работ принадлежат благоприобретателю.
В письме от 29.10.2013 № 03-03-06/4/46052 Минфин России отмечает, что благотворительные пожертвования могут осуществляться в том числе в форме безвозмездного выполнения работ и предоставления услуг благотворителями – юридическими лицами (ст. 5 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).
Таким образом, доходы в виде результатов выполненных работ, безвозмездно полученных бюджетным учреждением здравоохранения, не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль как целевые поступления на основании пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ.
Отдельные требования к контрагенту по госконтракту
В письме от 02.12.2013 № 02-03-007/52448 Минфин России разъяснил отдельные положения Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета (ФБ) (утв. приказом Минфина России от 19.09.2008 № 98н).
Сведения о принятом бюджетном обязательстве (код формы по КФД 0531702), представляемые в орган Казначейства получателем средств федерального бюджета для постановки на учет бюджетного обязательства, возникшего на основании госконтракта, сведения о котором подлежат включению в реестр, подлежат проверке на наличие в них наименования (наименований) и реквизитов лица, перед которым у получателя средств федерального бюджета в соответствии с условиями госконтракта возникло бюджетное обязательство, и (или) администратора доходов бюджета, если в соответствии с госконтрактом у получателя средств федерального бюджета возникло обязательство по уплате налогов, сборов и осуществлению иных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ.
При исполнении госконтракта не допускается перемена поставщика (исполнителя, подрядчика), за исключением случаев, если новый поставщик (исполнитель, подрядчик) является правопреемником прежнего по такому госконтракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния.
Таким образом, в Сведениях об обязательстве в качестве контрагента не может быть указано лицо, которому в соответствии с договором уступки прав (цессии) передано право требования по госконтракту.
Кроме того, получатель средств ФБ не вправе перечислять такому лицу денежные средства в качестве оплаты денежных обязательств по госконтракту, поскольку оплата денежных обязательств по госконтракту может быть произведена только путем перечисления денежных средств контрагенту, указанному в Сведениях об обязательстве.
Об особенностях ведения бюджетного учета при кассовом обслуживании
Федеральное казначейство с целью обеспечения ведения бюджетного учета операций по кассовому обслуживанию исполнения бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) и Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) территориальными органами Федерального казначейства (ТОФК) с 1 января 2014 года выпустили совместные письма (письмо Казначейства России от 26.12.2013 № 42-7.4-05/2.2-864, ФСС РФ № 07-01-06/57795 и письмо Казначейства России от 25.12.2013 № 42-7.4-05/2.2-861, ПФР № АД-03-26/20430).
В письмах разъяснено следующее.
Ведение бюджетного учета операций по кассовому обслуживанию исполнения бюджета ФСС РФ и формирование регистров бюджетного учета осуществляется ТОФК в порядке, аналогичном порядку ведения бюджетного учета при кассовом обслуживании исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в соответствии с приказами Минфина России от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» и от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» с учетом следующих особенностей.
Даны особенности отражения в бюджетном учете ТОФК:
- операций на счетах, открытых ТОФК в подразделениях Банка России на балансовом счете № 40402 «Фонд социального страхования Российской Федерации» и № 40401 «Пенсионный фонд Российской Федерации»;
- операций на счетах, открытых ТОФК в подразделениях Банка России на балансовом счете № 40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение»;
- внутренних расчетов при кассовом обслуживании исполнения бюджета ФСС РФ.
Налог на имущество в 2014 году
С 1 января 2014 года вступает в силу Федеральный закон от 02.11.2013 № 307-ФЗ.
Указанным законом внесены многочисленные изменения в Налоговый кодекс РФ, в частности введена новая статья 378.2 НК РФ, определяющая особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Приказом ФНС России от 05.11.2013 № ММВ-7-11/478@ обновлены порядок заполнения электронной декларации по налогу на имущество организаций, а также ее форма и формат представления.
Уточнены также формат представления налогового расчета по авансовому платежу по данному налогу и порядок заполнения такого расчета.
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования данного приказа и применяются начиная с представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций за налоговый период 2013 года.
Страховые взносы на обязательное соцстрахование от НСП
Согласно положениям Федерального закона от 02.12.2013 № 322-ФЗ в следующем году увеличатся выплаты работникам за счет средств ФСС РФ при несчастном случае на производстве и профессиональных заболеваниях. Ежемесячные страховые выплаты подлежат индексации в порядке и размере, которые установлены Правительством РФ.
С 1 января 2014 года коэффициент индексации составит 1,05 (постановление Правительства РФ от 18.12.2013 № 1179).
В 2014 году максимальный размер единовременной страховой выплаты составит 80 534,8 рубля (без учета районных коэффициентов). Размер единовременной страховой выплаты в случае смерти застрахованного составит 1 000 000 руб. Такие изменения внесены Федеральным законом от 02.12.2013 № 331-ФЗ.
В 2014 году максимальный размер ежемесячной страховой выплаты будет составлять 61 920 руб.
Максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем в 2014 году составит 247 680 руб.
На 2014–2016 гг. страховые тарифы установлены Федеральным законом от 02.12.2013 № 323-ФЗ. Законодатели решили, что в 2014 году и в плановый период 2015 и 2016 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний уплачиваются страхователями в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ. Следовательно, в 2014 году будут применяться тарифы страховых взносов, действовавшие в 2013 и предыдущих годах.
Для льготы по НДФЛ с матпомощи на новорожденного достаточно заявления второго родителя
В письме от 28.11.2013 № БС-4-11/21330 ФНС России отмечает, что Налоговый кодекс РФ не содержит положений, устанавливающих право работодателя для расчета материальной помощи при рождении (усыновлении) ребенка, ограниченной для целей льготы по НДФЛ (освобождение от налогообложения – п. 8 ст. 217 НК РФ) суммой 50 000 руб. на одного ребенка в течение первого года после его рождения (усыновления), требовать представления сведений по форме 2-НДФЛ с места работы другого родителя, а также иных документов, свидетельствующих о неполучении такой помощи.
Вместе с тем, поскольку ответственность за правильность удержания НДФЛ возлагается Налоговым кодексом РФ на организацию, для подтверждения факта получения или неполучения такой помощи один из родителей может представить в организацию любой документ, подтверждающий данный факт (например, справку по форме 2-НДФЛ), либо заявление, подписанное другим родителем, о неполучении указанной выплаты.
Напомним, что Минфин России предпочитает справку по форме 2-НДФЛ, а при отсутствии трудовых отношений – данные его трудовой книжки или соответствующие справки, выданные органами службы занятости (письмо от 01.07.2013 № 03-04-06/24978).
НДФЛ и командировка
Минфин России в письме от 12.09.2013 № 03-04-08/37693 выразил свою позицию по вопросу обложения НДФЛ сумм возмещения организацией расходов работника по проезду до места командировки и обратно в случае, если дата, указанная в проездном документе, не совпадает с датой начала (окончания) командировки.
По мнению финансового ведомства, если работник убывает в командировку ранее даты, указанной в приказе о командировании (возвращается из командировки позднее установленной даты), то оплата полной стоимости его проезда в некоторых случаях не может рассматриваться как компенсация расходов, связанных со служебной командировкой.
В частности, если срок пребывания в месте командирования значительно превышает срок, установленный приказом о командировании, может иметь место получение работником экономической выгоды, предусмотренной статьей 41 Налогового кодекса РФ, в виде оплаты организацией проезда от места проведения свободного от работы времени до места работы. В этом случае оплата организацией за сотрудника обратного билета со сроком приезда существенно позднее окончания срока командировки, обозначенного в приказе о командировании, в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 211 Кодекса может быть признана его доходом, полученным в натуральной форме. В этом случае стоимость указанного обратного билета может подлежать обложению налогом на доходы физических лиц в соответствии с положениями статьи 211 Кодекса.
Если же, например, работник остается в месте командирования, используя выходные или нерабочие праздничные дни, дни отпуска, оплата организацией проезда от места проведения свободного от работы времени до места работы не приводит к возникновению у него экономической выгоды.
Аналогичный подход используется в случае выезда работника к месту командировки до даты ее начала.
Кассовый план
Приказом Минфина России от 09.12.2013 № 117н утвержден Порядок составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году.
Данный Порядок определяет правила составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году, а также состав и сроки представления главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета сведений, необходимых для составления кассового плана.
Правила проведения совместных конкурсов и аукционов
Общие положения о проведении совместных конкурсов и аукционов содержатся в статье 25 Федерального закона о контрактной системе от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1088 утверждены Правила проведения совместных конкурсов и аукционов.
Такие конкурсы (аукционы) проводятся при наличии у двух и более заказчиков потребности в одних и тех же товарах. В этом случае заказчики заключают между собой соглашение о проведении совместного конкурса (аукциона) до утверждения конкурсной документации (документации об аукционе), вносят в план-график сведения о наименовании организатора совместного конкурса (аукциона) и передают ему часть своих полномочий.
Постановлением № 1088 определен порядок действий этого организатора.
Расходы на проведение совместного конкурса (аукциона) стороны соглашения несут пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен контрактов.
Контракт с победителем совместного конкурса (аукциона) заключается каждым заказчиком самостоятельно.
При признании совместного конкурса (аукциона) несостоявшимся в случаях, определенных Законом № 44-ФЗ, принятие решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и согласование такого решения осуществляются заказчиками самостоятельно.
Постановление № 1088 вступает в силу 1 января 2014 года, за исключением некоторых положений.
Субсидии – Фонду!
Правительство РФ постановлением от 17.12.2013 № 1170 утвердило Правила предоставления из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в Российский научный фонд.
Правилами устанавливается, что субсидия предоставляется в соответствии с соглашением, заключаемым между Фондом и Минобрнауки России.
Правилами определены основные положения указанного соглашения, порядок перечисления средств, отчетности, контроля за целевым использованием средств субсидии, а также иные права и обязанности сторон.