Корзина пуста

 Подписка на 2024 год

Закажите бесплатный образец журнала, написав по адресу adm-sovetnik@yandex.ru

 

 

 


 

 

Видеошпаргалка по сверке с ФНС по ЕНП: инвентаризация расчетов
Ссылка на видео:


 

 

 



(495) 258-00-27 (многоканальный)
На главную > Журналы > Советник бухгалтера бюджетной сферы > Выпуск № 2(62), Февраль, 2008 > Об изменениях в порядок ведения лицевых счетов в органах федерального казначейства по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности

Об изменениях в порядок ведения лицевых счетов в органах федерального казначейства по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности

Рубрика: 0260Исполнение бюджетов

Т.В. Саакян, заместитель начальника Управления совершенствования функциональной деятельности Федерального казначейства

В рамках статьи 5 Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 63-ФЗ) с 1 января 2008 года приказ Минфина России от 21.06.2001 № 46н «О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов» действует в новой редакции приказа Минфина России от 12.11.2007 № 106н.

 

Кодекс о внебюджетной деятельности

Вопросы предпринимательской и иной приносящей доход деятельности бюджетных учреждений всегда были предметом оживленной дискуссии, а после поправок в Бюджетный кодекс РФ (далее – БК РФ), внесенных Законом № 63-ФЗ, интерес к ним усилился еще больше. И это понятно, потому что, по сути, из БК РФ исчезли все содержащиеся в нем ранее нормы, регулирующие данную деятельность.

 

В прежней редакции статьи 161 БК РФ, например из пункта 3, вытекало, что в смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.

 

При этом пунктом 6 этой статьи устанавливалась «самостоятельность» бюджетного учреждения при исполнении сметы доходов и расходов в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.

Далее статья 242 БК РФ, регулирующая порядок завершения финансового года, определяла, что средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждениям лицевые счета.

 

К перечню норм, регламентирующих внебюджетную деятельность бюджетного учреждения, относятся и положения статьи 41 БК РФ, в соответствии с которыми к доходам соответствующих бюджетов относятся:

  • средства от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Из приведенных выше норм видно, насколько противоречиво действующее нормативное поле, регулирующее внебюджетные источники финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений.

 

В новой редакции статьи 41 БК РФ доходы от использования государственного (муниципального) имущества, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, – это исключительно доходы соответствующего бюджета.

 

Более того, указанная статья дополнена новым пунктом 5, усилившей и без того прямую норму в отношении внебюджетных средств – доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.

 

Если к дополнению этой нормы добавить, что в новой редакции статей 161 и 242 БК РФ исчезло всякое упоминание о каком-то особом режиме в отношении внебюджетных средств, то все становится на свои места – никаких дополнительных источников финансового обеспечения деятельности бюджетного учреждения, вернее, исполнения им своих функций, если говорить языком нового БК РФ, кроме бюджета, законодательством не предусматривается. Одним словом, «революция, о которой так долго говорили большевики, свершилась».

 

Правда, срок наступления этой «революции» отнесен законодателем на неопределенный срок.

 

Согласно п. 10 ст. 5 Закона № 63-ФЗ п. 5 ст. 41 (в части, касающейся доходов от сдачи в аренду государственного (муниципального) имущества, переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средств безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности) БК РФ (в редакции Закона № 63-ФЗ) применяется со дня вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности.

 

При этом п. 11 ст. 5 Закона № 63-ФЗ устанавливается, что до дня вступления в силу указанного федерального закона:

 

1) доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление федеральным бюджетным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, отражаются на лицевых счетах указанных учреждений, открытых в органах Федерального казначейства, и направляются на содержание и развитие их материально-технической базы сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой расходов федерального бюджета;

 

2) порядок использования доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ и в муниципальной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям субъектов РФ (муниципальным бюджетным учреждениям) культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, устанавливается соответственно законом субъекта РФ и муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования;

 

3) бюджетное учреждение на основании закона (решения) о бюджете вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные им от оказания платных услуг средства, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, и средства от иной приносящей доход деятельности на основании документа (генерального разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования указанных средств и устанавливающие их нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ (муниципальные правовые акты), а также положения устава бюджетного учреждения;

 

4) бюджетное учреждение с учетом положений пункта 3 настоящей части осуществляет операции с указанными средствами в установленном финансовым органом порядке в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности, подлежащей представлению в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета бюджетного учреждения;

 

5) заключение и оплата бюджетным учреждением договоров, подлежащих исполнению за счет средств, указанных в пункте 3 настоящей части, производятся в соответствии со сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности;

 

6) бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, за счет средств, указанных в пункте 3 настоящей части, в порядке, установленном главой 24.1 БК РФ;

 

7) финансовый орган вправе принимать решение об осуществлении операций со средствами, указанными в пункте 3 настоящей части, на счетах, открытых ему или Федеральному казначейству в учреждениях Центрального банка РФ или кредитных организациях с учетом положений бюджетного законодательства РФ и обслуживаемых без взимания платы.1

Таким образом, в отношении средств, полученных федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, остается в силе действующий на настоящий момент порядок, установленный приказами Минфина России от 12.11.2007 № 106н и от 21.06.2001 № 46н (с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 12.11.2007 № 106н) (далее – приказ № 46н). 

Обзор изменений, внесенных в указанный нормативный акт и в утверждаемую им Инструкцию, будет рассмотрен в данной статье.

 

Об изменениях в приказе № 46н

 

В первую очередь необходимо отметить новое наименование приказа № 46н, которое звучит так: «О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными получателями средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности».

Основанием для открытия получателям средств лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности в органе Федерального казначейства, по-прежнему являются генеральные разрешения на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, в территориальных органах Федерального казначейства (далее – генеральные разрешения), выданные главным распорядителем средств федерального бюджета в установленном приказом № 46н порядке.

 

При этом пункт 5 приказа № 46н, устанавливающий перечень необходимых для оформления генерального разрешения документов, которые главный распорядитель средств федерального бюджета должен представить в соответствующие департаменты Минфина России, приведен в соответствие со статьей 5 Федерального закона № 63-ФЗ.

 

Незначительная на первый взгляд поправка в пункт 12 приказа № 46н четко определяет, что основанием для оформления разрешения на открытие лицевого счета для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, в территориальных органах Федерального казначейства (далее – разрешение), производимое главным распорядителем или распорядителем средств федерального бюджета для находящихся в их ведении получателей средств федерального бюджета (далее – получатель средств), может являться не только генеральное разрешение, но и дополнение к генеральному разрешению.

 

В связи с неудачной редакцией у некоторых получателей средств возникали проблемы по этому вопросу, которые теперь не требуют каких-то дополнительных разъяснений для органа Федерального казначейства.

Следует отметить, что формы Дополнения к генеральному разрешению и Дополнения к разрешению изменены, они утверждены приложениями к приказу № 46н соответственно № 6 и 7.

 

При этом содержательная и смысловая нагрузки данных документов остались прежними, в них указываются новые источники образования и направления использования внебюджетных средств и устанавливающие их правовые основания, просто форма их стала более удобной для использования в работе. Очевидным является факт, что уточненные формы применяются только при оформлении новых Дополнений к генеральному разрешению и Дополнений к разрешению.

 

Пункт 16 приказа № 46н специально уточнен для главных распорядителей средств и устанавливает, что при осуществлении реорганизации (ликвидации) его системы Уведомление об отзыве генерального разрешения можно оформить только после завершения реорганизационных (ликвидационных) процедур и исключения главных распорядителей средств (распорядителей средств) и получателей средств, находящихся в их ведении, из Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Оформление указанного Уведомления до завершения необходимых реорганизационных процедур приведет к невозможности проведения операций на лицевых счетах реорганизуемых учреждений (завершение расчетов, перечисление остатка и т.д.).

 

Пунктом 18 приказа № 46н закрепляется введенный письмом Федерального казначейства порядок уточнения наименования получателя средств или его юридического адреса, не связанных с его реорганизацией или ликвидацией, когда главный распорядитель средств (распорядитель средств) оформляет дополнение к разрешению, в котором отражает указанные изменения в строках «Получатель» и «Юридический адрес» дополнения к разрешению. При этом:

 

 - в строке «Получатель» указываются старое и новое наименования получателя средств;

 - в строке «Юридический адрес» указываются старый и новый юридические адреса получателя средств.

 

 Пунктами 19 и 20 приказа № 46н по-прежнему устанавливается норма, что положения данного нормативного акта не распространяются на счета, открытые в соответствии с законодательством РФ получателям средств для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности в иностранной валюте, которые после конвертации подлежат перечислению получателями средств на счета органов Федерального казначейства по месту открытия им лицевых счетов для учета внебюджетных средств, а также на получателей средств, имеющих право в соответствии с нормативным правовым актом Министерства финансов Российской Федерации осуществлять операции со средствами федерального бюджета на счетах, открытых им в подразделениях расчетной сети Банка России или кредитных организациях (филиалах).1

 

А теперь более подробно об изменениях в Инструкцию о порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными получателями средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности (далее – Инструкция № 46н)

 

О смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности

 

Пунктом 2 Инструкции № 46н, исходя из терминов, которым оперирует БК РФ (в редакции Закона № 63-ФЗ), уточнено понятие сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности – документе, составляемом получателем средств на текущий финансовый год, который утверждается в порядке, установленном главным распорядителем средств, и определяет объемы поступлений внебюджетных средств с указанием источников образования и направлений использования этих средств по коду главного распорядителя средств федерального бюджета и коду классификации операций сектора государственного управления.

 

Данный документ, согласно пункту 9 Инструкции № 46н, необходим для проведения операций на лицевом счете по учету внебюджетных средств, в связи с чем получатель средств представляет в орган Федерального казначейства смету доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год, утвержденную в порядке, установленном главным распорядителем средств, на бумажном носителе.

 

Данное положение дел устанавливалось и ранее в Инструкции № 46н, новеллой является требование о представлении кроме указанной сметы также Информации о смете доходов и расходов по средствам, полученным получателем средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности (приложение № 10) в электронном виде.

 

При этом, если смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности уточняется в течение финансового года, в орган Федерального казначейства должна представляться получателем средств на бумажном носителе с одновременным представлением в электронном виде Информация об изменениях к смете доходов и расходов по средствам, полученным получателем средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности (приложение № 11).

 

Немаловажный факт: при предоставлении главным распорядителем (распорядителем) средств полномочий по составлению и утверждению сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности и внесению изменений в нее руководителю получателя средств в орган Федерального казначейства представляется информация о смете (информация об изменениях к смете). Смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности на бумажном носителе в этом случае не представляется.

 

Другой важный момент, связанный со сметой: определение порядка отражения в смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности операций по поступлению средств, перечислению налогов, отражению остатков на начало и конец года, а также регулирование других вопросов по форме или содержанию сметы бюджетное законодательство РФ (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов») относит к компетенции главного распорядителя средств бюджета, а не органа Федерального казначейства, поэтому основанием для возврата внебюджетной сметы, согласно пункту 14 Инструкции № 46н, может служить только ее несоответствие разрешению по источникам образования внебюджетных средств либо направлениям их использования.

 

В случаях, когда клиентом составляются раздельные сметы доходов и расходов по видам внебюджетной деятельности (в том числе, например, в части перераспределения прибыли), в орган Федерального казначейства представляется сводная смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности, на основании которой органом Федерального казначейства осуществляется санкционирование операций на лицевом счете по учету внебюджетных средств.

О реорганизации

В связи с нередкими в бюджетной системе реорганизациями читателю необходимо на всякий случай более внимательно ознакомиться с положениями пункта 12 Инструкции № 46н.

 

В дополнение к ранее имеющимся нормам, регулирующим порядок завершения реорганизационных мероприятий (закрытие лицевого счета, перечисление денежных средств, поступивших на счет органа Федерального казначейства после закрытия лицевого счета по учету внебюджетных средств), в пункте 12 Инструкции № 46н урегулирован случай, когда ликвидационные мероприятия завершены, но лицевой счет по учету внебюджетных средств не закрыт и на нем имеются остатки внебюджетных средств, в отношении которых нет никаких указаний от бывшего владельца этого лицевого счета.

 

Согласно новой редакции Инструкции № 46н при проведении мероприятий, связанных с передачей клиента другому главному распорядителю, с передачей клиента из ведения Российской Федерации в ведение субъекта РФ или в ведение муниципального образования, государственного внебюджетного фонда, с присоединением клиента к другому клиенту, остатки средств на лицевых счетах по учету внебюджетных средств перечисляются платежным поручением органа Федерального казначейства в соответствии с указанием главного распорядителя средств, в ведении которого находился клиент, в отношении которого проводятся мероприятия по реорганизации. При этом в части средств, учтенных на лицевом счете «без права расходования», должны быть отдельные указания.

 

Способ урегулирования этого вопроса служит дополнительным подтверждением, что орган Федерального казначейства, являясь «кассиром», не может без соответствующего поручения либо получателя средств, либо его главного распорядителя самостоятельно произвести какие-либо операции на лицевом счете своего клиента.

 

Напрямую с этими положениями корреспондирует другая норма Инструкции № 46н, устанавливающая требование, что лицевые счета клиентов закрываются при отсутствии учтенных на них показателей. И если показатели на лицевых счетах для учета операций по исполнению федерального бюджета (лимиты бюджетных обязательств, объемы финансирования расходов) на основании статьи 242 БК РФ прекращают свое действие 31 декабря текущего финансового года, то остатки на лицевых счетах по учету внебюджетных средств, согласно той же статье, переходят вступительными остатками на очередной финансовый год. Поэтому и получателю, и главному распорядителю средств федерального бюджета необходимо контролировать процедуры завершения реорганизации (ликвидации) и предоставлять органу Федерального казначейства соответствующую информацию либо в заявлении на закрытие лицевого счета, либо отдельным распоряжением о соответствующих реквизитах для перечисления остатка внебюджетных средств.

 

При отсутствии показателей на лицевом счете по учету внебюджетных средств орган Федерального казначейства закрывает указанный лицевой счет без заявления клиента в порядке, установленном для закрытия лицевых счетов получателей средств федерального бюджета.

 

Продолжая тему закрытия лицевого счета, обратите внимание на новую форму, утвержденную приказом Минфина России от 12.11.2007 № 106н, – Акт приемки-передачи показателей, отраженных на лицевом счете по учету внебюджетных средств, при реорганизации получателя средств федерального бюджета (приложение № 12), на основании которого осуществляется передача показателей, отраженных на лицевом счете по учету внебюджетных средств при реорганизации клиента.

 

При оформлении этого документа необходимо соблюдать следующие требования:

 

Акт должен заполняться не позднее следующего рабочего дня после перечисления остатка средств с лицевого счета, открытого получателю (реорганизуемому, переходящему в другой орган Федерального казначейства и т.д.). Сумма перечисленного остатка должна быть отражена в графе 2 Раздела 1.

 

При этом необходимо иметь в виду, что в графе 2 Раздела 3 также указываются остатки средств, зачисленные по результатам иных реорганизаций, в которых участвовал наш клиент в текущем финансовом году (например, к нему присоединялся другой получатель средств).

 

 

О выписке из лицевого счета 

Положения, относящиеся к выпискам из лицевого счета, в Инструкции № 46н включены в пункт 17 и Раздел 5.

 

Пункт 17 устанавливает сроки, в которые орган Федерального казначейства выдает клиентам выписки из лицевых счетов по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, с приложением по каждой записи копий расчетных, кассовых и платежных документов. Эти сроки не изменились – не позднее следующего рабочего дня после поступления выписки банка из счета органа Федерального казначейства.

 

По-прежнему клиенту выдаются все приложения, являющиеся основанием для отражения операций на лицевом счете, с отметкой органа Федерального казначейства (с указанием даты, фамилии, имени, отчества и подписи уполномоченного руководителем органа Федерального казначейства работника) на каждом приложении и на каждой выписке. Новое для казначеев заключается в том, что, согласно пункту 27 Инструкции № 46н, закреплено право руководителя органа Федерального казначейства утвердить форму этой отметки.

 

Новым и для органа Федерального казначейства, и для получателя средств является форма выписки из лицевого счета по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, утвержденная приказом Минфина России от 12.11.2007 № 106н (приложение № 13), а также Приложение к выписке из лицевого счета по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности (приложение № 14), которое выдается клиенту по его запросу. 

 

Рассмотрим поподробнее эти новые для нас документы.

 

Начнем с того, что не только впервые утверждены приказом Минфина России формы выписки из лицевого счета по учету внебюджетных средств и приложения к ней, но в пункте 27 Инструкции № 46н приводится описание показателей, содержащихся в указанных документах.

 

 

Выписка из лицевого счета

 

В выписке из лицевого счета по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, указываются следующие показатели.

 

Раздел 1 посвящен информации об остатках внебюджетных средств на начало и конец дня, за который формируется выписка, с приведением формулы расчета указанных показателей, включая расчет суммы средств «без права расходования». Этот показатель более подробно будет рассмотрен при описании Приложения к выписке из лицевого счета по учету средств от приносящей доход деятельности.

 

Раздел 2 выписки формируется в следующем порядке.

 

В графах 1 и 2 указываются соответственно номер и дата документов, на основании которых отражаются операции на лицевом счете по учету внебюджетных средств.

 

В графе 3 отражаются суммы поступлений (включая операции по восстановлению произведенных ранее кассовых выплат), в графе 4 – суммы кассовых выплат (включая операции по возврату поступлений плательщикам) с лицевого счета по учету внебюджетных средств.

 

Как видим, в отличие от ранее применявшейся формы выписки из данного лицевого счета в ней отсутствуют такие показатели, как коды бюджетной классификации Российской Федерации (и в части поступлений, и в части выплат). Такое решение позволяет «не привязывать» классификацию к платежному документу и, как следствие, допускать включение в один платежный документ несколько операций. Особенно это важно для получателя средств при осуществлении кассовых выплат за счет внебюджетных средств.

 

Для ответа на законно возникший вопрос, где же взять информацию о кодах классификации, рассмотрим новый документ Инструкции № 46н.

 

 

Приложение к выписке из лицевого счета по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности

 

Коды бюджетной классификации Российской Федерации, по которым отражаются операции на лицевом счете по учету внебюджетных средств, указываются в графе 1 Раздела 1 приложения.

 

В графе 2 отражаются суммы поступлений (включая операции по восстановлению произведенных ранее кассовых выплат), в графе 3 – суммы кассовых выплат (включая операции по возврату поступлений плательщикам) с лицевого счета по учету внебюджетных средств за операционный день по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, отраженным в графе 1.

 

Совершенно новым разделом, включенным в приложение к выписке, является раздел 2.

 

В этом разделе отражается информация об операциях, произведенных на лицевом счете на дату формирования выписки из лицевого счета, которые не классифицируются в бюджетном учете по кодам бюджетной классификации.

 

В графе 2 указываются:

  • в строке «Расчеты между вышестоящими и нижестоящими получателями средств федерального бюджета» – суммы поступлений за день по расчетам между вышестоящими и нижестоящими получателями средств;
  • в строке «Перечисление (зачисление) остатка средств после завершения реорганизации получателя средств федерального бюджета» – суммы поступивших за день остатков средств после завершения реорганизации получателей средств федерального бюджета.

В графе 3 указываются:

  •  в строке «Расчеты между вышестоящими и нижестоящими получателями средств федерального бюджета» – суммы списаний за день по расчетам между вышестоящими и нижестоящими получателями средств;
  •  в строке «Перечисление (зачисление) остатка средств после завершения реорганизации получателя средств федерального бюджета» – суммы переданных за день остатков средств получателя средств федерального бюджета после завершения реорганизации.

Логичным завершением всей этой информации является Раздел 3 приложения к выписке, который содержит итоговую информацию по двум указанным разделам. 

 

В графе 2, по строкам «Итого по разделу 1» и «Итого по разделу 2», указываются соответственно итоговые суммы графы 2 раздела 1 и графы 2 раздела 2.

 

В графе 3, по строкам «Итого по разделу 1» и «Итого по разделу 2», указываются соответственно итоговые суммы графы 3 раздела 1 и графы 3 раздела 2.

 

В строке «Всего» лицевого счета цифрами указываются итоговые суммы по графам 2 и 3.

 

И в завершение комментария формы приложения к выписке из лицевого счета рассмотрим ее Раздел 4, который посвящен информации, учитываемой на лицевом счете «без права расходования».

 

В заголовочной части раздела 4 указывается сумма остатка средств без права расходования на начало дня.

 

В графах 1 и 2 указываются соответственно номер и дата документов, на основании которых отражаются операции по движению средств без права расходования.

 

В графе 3 в разрезе документов операционного дня (платежные документы на поступление внебюджетных средств, которые не соответствуют разрешению или в которых отсутствует ссылка на соответствующий источник, указанный в разрешении) отражаются суммы поступлений со знаком «плюс» и возвратов (например, плательщику или в бюджетную систему) со знаком «минус» средств без права расходования по операциям за день.

 

В графе 4 опять же в разрезе документов операционного дня (например, дополнительная информация клиента по уточнению наименования получателя средств, реквизитов лицевого счета по учету внебюджетных средств, иная информация, подлежащая указанию в поле «Назначение платежа», либо соответствующее дополнение в разрешение, оформленное в установленном порядке и представленное клиентом в орган Федерального казначейства, либо другая информация в соответствии с пунктами 20 и 21 Инструкции № 46н) отражаются суммы средств без права расходования, с которых сняты ограничения в течение операционного дня.

 

Остаток средств без права расходования на конец дня рассчитывается как сумма остатка средств без права расходования на начало дня и итоговой суммы по графе 3 за вычетом итоговой суммы по графе 4.

 

При этом необходимо помнить и об еще одном уточнении Инструкции № 46н. При использовании суммы поступлений без права расходования в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, на исполнение требований исполнительных документов, должником по которым является клиент, размер остатка средств, учитываемый на лицевом счете без права расходования, не изменяется.

 

Это значит, что вся сумма, имеющаяся на лицевом счете клиента-должника, должна быть направлена на исполнение предъявленного ему исполнительного документа, в том числе и сумма, учтенная «без права расходования». Однако размер ее должен быть вновь восстановлен на лицевом счете, то есть все последующие поступления на лицевой счет не могут быть санкционированы органом Федерального казначейства к использованию, пока вся сумма не восстановится до прежнего объема.

 

Совершенно с такой же логикой формируется и приложение № 9 к Инструкции № 46н «Лицевой счет по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности» – форма, представляемая органом Федерального казначейства, согласно пункту 24 Инструкции № 46н ежемесячно, в течение трех первых рабочих дней месяца, следующего за отчетным.

 

Сверка производится по-прежнему путем предоставления клиенту органом Федерального казначейства под расписку информации по операциям, отраженным на лицевом счете по учету внебюджетных средств клиента, сформированной нарастающим итогом с начала года на первое число месяца, следующего за отчетным на бумажном носителе или в электронном виде.

 

При отсутствии возражений клиента в письменной форме в течение трех рабочих дней с даты вручения ему формы «Лицевой счет» совершенные операции и остатки, отраженные в форме «Лицевой счет», считаются подтвержденными. При поступлении от клиента в указанные сроки информации в письменной форме о неподтверждении показателей формы «Лицевой счет» орган Федерального казначейства и клиент предпринимают меры по устранению несоответствия.

 

 

Санкционирование операций за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности

 

В части санкционирования операций за счет внебюджетных средств в новой редакции Инструкции № 46н существенных изменений не произошло. Причины, по которым орган Федерального казначейства отказывает в приеме платежного документа и оформлении чека на получение наличных денег и не несет ответственности за этот отказ, установлены теперь пунктом 14 Инструкции № 46н, а не 15, как это было раньше. 

 

Согласно данному пункту эти основания дополнены еще одним новым – непредставление клиентом не только утвержденной сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности, а также информации о смете с учетом положений пункта 9 Инструкции № 46н.

 

Новые для органа Федерального казначейства положения содержатся в пункте 20 Инструкции № 46н, определяющем, в каких случаях суммы, зачисленные на счет Управления Федерального казначейства по субъекту РФ, учитываются как невыясненные поступления, администратором которых является Управление Федерального казначейства по субъекту РФ. Это суммы без указания (ошибочного указания) наименования получателя средств или реквизитов лицевого счета по учету внебюджетных средств, иной информации, подлежащей указанию в поле «Назначение платежа», а также в связи с отсутствием клиента в Сводном реестре и непредставлением клиентом в орган Федерального казначейства документов, необходимых для открытия лицевого счета.

 

Если в течение десяти рабочих дней после поступления средств вышеуказанные основания для учета поступлений как невыясненных не устранены (представление клиентом дополнительной информации, заверенной подписями руководителя и главного бухгалтера клиента (их заместителями), по уточнению наименования получателя средств, реквизитов лицевого счета по учету внебюджетных средств, иной информации, подлежащей указанию в поле «Назначение платежа», при включении клиента в установленном порядке в Сводный реестр, при открытии в установленном порядке лицевого счета по учету внебюджетных средств), орган Федерального казначейства возвращает данные суммы плательщику.

 

Однако по-прежнему сохранилась норма, установленная в новой редакции пунктом 21 Инструкции № 46н. Если в платежном документе отсутствует ссылка на источник образования внебюджетных средств или он не соответствует источникам, отраженным в разрешении, орган Федерального казначейства зачисляет сумму поступлений на лицевой счет клиента без права ее расходования с отражением поступившей суммы в выписке из лицевого счета по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, и в Приложении к выписке из лицевого счета по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, до представления в установленном порядке соответствующего дополнения в разрешение или представления клиентом дополнительной информации об источнике образования внебюджетных средств, заверенной подписями руководителя и главного бухгалтера клиента.

 

 

Уточнение кодов бюджетной классификации

 

Новым является положение пункта 22 Инструкции № 46н о возможности уточнения кодов бюджетной классификации в части расходов за счет внебюджетных средств, в соответствии с которым орган Федерального казначейства осуществляет уточнение кодов бюджетной классификации Российской Федерации по кассовым операциям, отраженным на лицевых счетах по учету внебюджетных средств. Данным пунктом дается отсылка на порядок, установленный для получателей средств федерального бюджета.

 

Это пункты 79 и 80, согласно которым для уточнения операции получатель средств представляет в орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении кода бюджетной классификации по произведенным кассовым выплатам (приложение № 7 к Инструкции № 142н) (форма по ОКУД 0504823) или платежный документ, не подлежащий направлению органом Федерального казначейства в банк.

 

При этом указанные изменения осуществляются при наличии соответствующего направления использования внебюджетных средств по коду бюджетной классификации Российской Федерации, на который кассовые выплаты должны быть отнесены, в представленных клиентом в орган Федерального казначейства:

 

- смете доходов и расходов по внебюджетным средствам;

- разрешении.

 

1 Данным подпунктом устанавливается, что с 1 января 2008 года бюджетные учреждения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований вправе иметь лицевые счета для учета операций со средствами от приносящей доход деятельности (если они не централизованы в бюджете) исключительно в финансовых органах или в органах Федерального казначейства. О разъяснении Министерства финансов Российской Федерации по этому вопросу и возможности участия Федерального казначейства в кассовом обслуживании операций с указанными средствами читайте в следующем номере.

 

2 Приказ Минфина России от 31.12.2002 № 142н (в редакции приказа Минфина России от 12.11.2007 № 101н).

© 

Полное или частичное воспроизведение или распространение, каким либо способом (в том числе в сети Интернет) материалов,  опубликованных на сайте www.sovbuh.ru, допускается только с письменного разрешения редакции. 
Издательский Дом «Советник бухгалтера», 2008-2024
115280 г. Москва, а/я 16                                                                                                                                            admin   
Телефоны  (495) 258-00-27



Карта сайта
Разработка и дизайн сайта
Webprofy

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования.