Списание основного средства при его физическом повреждении
Каково документальное оформление списания основного средства при его физическом повреждении в бюджетном учреждении?
Согласно п. 36 Методических рекомендаций (утв. Приказом № 61н) для оформления Комиссией учреждения решения о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов (в том числе основных средств), принимаемого по результатам инвентаризации нефинансовых активов в отношении соответствующего ответственного лица и места хранения, применяется Решение о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов (ф. 0510440).
Решение (ф. 0510440) формируется на основании данных Инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087). При отсутствии Инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) оснований для формирования Решения (ф. 0510440) нет.
Решение (ф. 0510440) не заменяет Акты о списании (ф. 0504104, ф. 0504105, ф. 0504144, ф. 0510454, ф. 0510456). Это один из итоговых документов инвентаризации, формируемый на основании вынесенного инвентаризационной комиссией суждения в отношении «неактивов», зафиксированного в Акте о результатах инвентаризации.
Таким образом, на основании Решения (ф. 0510440) оформляется выбытие с балансовых счетов объектов, не соответствующих критериям актива.
Если комиссией учреждения принято решение о списании объекта (резолюция об этом указывается в графе 9 раздела 3 Решения (ф. 0510440)), то одновременно с Решением (ф. 0510440) формируется соответствующий акт о списании. В 2024 году при списании объектов основных средств применяется Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0510454); Акт о списании транспортного средства (ф. 0510456).
Кроме того, Акт о списании (ф. 0510454) необходим, чтобы согласовать списание объекта НФА с учредителем или органом по управлению имуществом, а также для утверждения списания имущества руководителем. Если Акт о списании (ф. 0510454) сформирован на основании Решения (ф. 0510440), он не формирует проводок, поскольку объект уже выбыл с баланса.
Для оформления мероприятий по утилизации (уничтожению) имущества (в том числе собственными силами), в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), используется Акт об утилизации (уничтожении) материальных ценностей (ф. 0510435).
Выбытие объектов, не соответствующих критериям актива, с забалансового счета 02 возможно при наличии двух документов-оснований (п. 52 Инструкции № 157н):
1) утвержденного решения о списании (выбытии) объекта основного средства (акта о списании);
2) документа, которым оформляется реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании.
Если в акте о списании в качестве мероприятия по списанию указано «утилизация», выбытие со счета 02 можно отразить только после оформления Акта об утилизации (ф. 0510435).
После выполнения всех мероприятий по утилизации формируется Акт об утилизации (ф. 0510435), на его основании объект списывается с забалансового счета 02.
Изменение собственника имущества
В Ростовской области органы местного самоуправления более не осуществляют государственные полномочия по организации оказания медицинской помощи. В связи с этим муниципальные учреждения здравоохранения были переданы в государственную собственность Ростовской области.
В ряде этих медицинских организаций государственное бюджетное учреждение Ростовской области безвозмездно пользуется отдельными помещениями. Соответствующие договоры заключались еще в то время, когда это имущество было муниципальным, или с администрациями муниципальных районов, или с комитетами по управлению муниципальным имуществом. До настоящего времени эти договоры не расторгнуты.
Должны ли были учреждения здравоохранения, переданные в государственную собственность, уведомить ссудополучателя (государственное бюджетное учреждение Ростовской области) об изменении собственника имущества и необходимости перезаключить договоры ссуды в соответствии с порядком, установленным для государственного имущества Ростовской области? Верно ли, что заключенные в отношении муниципального имущества договоры являются недействительными?
Действительно, областным законом Ростовской области от 29.06.2022 № 708-ЗС признан утратившим силу с 1 января 2023 г. областной закон Ростовской области от 07.09.2011 № 660-ЗС, наделявший органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ростовской области государственными полномочиями Ростовской области по организации оказания медицинской помощи.
Как устанавливают абзацы 12–14 ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации, если:
- нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с рассматриваемым Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ныне утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ).
Сообразно этому в соответствии с распоряжением Правительства Ростовской области от 22.11.2022 № 1052 учреждения здравоохранения как имущественные комплексы были переданы из муниципальной собственности муниципальных образований Ростовской области в государственную собственность Ростовской области.
Между тем в силу п. 2 ст. 300 ГК РФ при переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество. Это означает, что новый собственник не обязан заново передавать имущество в оперативное управление государственного (муниципального) учреждения: имеющееся у учреждения право оперативного управления не претерпевает никаких изменений в связи со сменой собственника имущества (смотрите, например, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2013 № 07АП-6991/13). Заметим также, что по смыслу п. 1 ст. 57 ГК РФ смена собственника имущества не является реорганизацией учреждения.
Иными словами, при смене собственника имущества учреждения новое юридическое лицо не появляется - учреждение продолжает оставаться тем же юридическим лицом, хотя у него меняются учредитель, форма собственности и наименование. По этой причине смена собственника имущества не влечет за собой изменения объема прав и обязанностей государственного (муниципального) учреждения, в том числе возникших из заключенных учреждением до смены собственника имущества договоров.
В постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.04.2014 № Ф08-2828/14 по делу № А22-1758/2013 также высказывается правовая позиция, согласно которой принадлежащие учреждению обязательства переходят новому собственнику, а к возникающим по поводу смены собственника имущества отношениям возможно применение по аналогии статьи 59 ГК РФ о правопреемстве реорганизованного юридического лица по всем его обязательствам в отношении всех его должников и кредиторов.
При таких обстоятельствах, по нашему убеждению, договоры ссуды, заключенные в отношении недвижимости, принадлежавшей на праве оперативного управления муниципальным учреждениям, продолжают действовать и после передачи этих учреждений как имущественных комплексов в государственную собственность. Необходимость вносить в указанные договоры какие-либо изменения, на наш взгляд, отсутствует, хотя ссудодателю целесообразно было направить уведомление об изменении своих реквизитов (наименования, лицевых счетов и т.п.) в адрес ссудополучателя.
Тем не менее в рассматриваемой ситуации договоры ссуды, как следует из вопроса, заключались с местными администрациями либо с органами местных администраций (комитетами), уполномоченными на управление муниципальным имуществом.
В связи с этим надлежит иметь в виду, что если речь идет о безвозмездном пользовании имуществом, принадлежащим на праве оперативного управления муниципальным (а ныне государственным) учреждениям, то ссудодателем по такому договору должно было выступать непосредственно само учреждение, а не орган местного самоуправления (орган местной администрации), уполномоченный на управление муниципальным имуществом. Уполномоченный орган лишь дает свое согласие на совершение сделки в случаях, предусмотренных законом, но распоряжаться имуществом (в том числе передавать его в безвозмездное пользование) может только учреждение, которому оно принадлежит на праве оперативного управления (п. 1 ст. 296 ГК РФ).
По этой причине договоры, заключенные органом местного самоуправления (органом местной администрации) в качестве ссудодателя в отношении муниципального имущества, принадлежащего на праве оперативного управления муниципальному учреждению, нарушают требования закона, а потому являются недействительными (ст. 168 ГК РФ): смотрите, например, решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.07.2022 по делу № А26-3314/2022. Как правило, подобные сделки являются именно ничтожными (а не оспоримыми), поскольку посягают на публичные интересы, а также права и охраняемые законом интересы третьих лиц (как минимум обладателя права оперативного управления). Ничтожная сделка недействительна независимо от признания ее таковой судом (п. 1 ст. 166 ГК РФ).
Договор ссуды может быть дополнительно подписан представителем собственника имущества в качестве третьей стороны, что будет свидетельствовать о согласовании такого договора собственником имущества, но еще раз сделаем акцент на том, что если предметом договора является имущество, принадлежащее на праве оперативного управления государственному (муниципальному) учреждению, то на стороне ссудодателя непременно должно выступать именно это учреждение (смотрите постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2013 № 18АП-4993/13).
Если это условие не соблюдено и договор ссуды заключен без участия учреждения, являющегося правообладателем передаваемой недвижимости, то требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо (абзац первый п. 3 ст. 166 БК РФ).
Если договоры ссуды заключались с местными администрациями (органами местных администраций), а не с муниципальными учреждениями ввиду того, что передаваемые в пользование помещения этим учреждениям на праве оперативного управления все же не принадлежали (например, находились в муниципальной казне), то применимы положения п. 1 ст. 700 ГК РФ о том, что ссудодатель вправе произвести отчуждение вещи или передать ее в возмездное пользование третьему лицу, при этом к новому собственнику или пользователю переходят права по ранее заключенному договору ссуды, а его права в отношении вещи обременяются правами ссудополучателя.
В постановлении Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.07.2014 № Ф03-2334/14 по делу № А73-12927/2013 суд пришел к выводу, что передача имущества из муниципальной собственности в государственную и даже последующее закрепление этого имущества на праве оперативного управления за органом государственной власти никак не влияют на действительность договора ссуды, ранее заключенного в отношении этого (муниципального на момент совершения сделки) имущества.
С учетом изложенного, по нашему мнению, в общем случае договоры ссуды, заключенные в отношении муниципального имущества, впоследствии переданного в государственную собственность, продолжают действовать: необходимости перезаключать эти договоры, а равно вносить в них какие-либо изменения не имеется.
В заключение отметим, что, поскольку предмет договора ссуды (помещение) теперь является государственной собственностью Ростовской области, он принципиально может быть закреплен за ссудополучателем (государственным бюджетным учреждением Ростовской области) на праве оперативного управления (для чего может потребоваться предварительное изъятие этого имущества из оперативного управления другого государственного учреждения). Полагаем, что, если такое решение будет принято уполномоченным органом, договор ссуды прекратится по основанию, предусмотренному п. 1 ст. 417 ГК РФ (смотрите по аналогии постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.09.2014 № Ф07-6694/14 по делу № А66-7076/2013).
Сотрудником неправомерно получена заработная плата
В бюджетное учреждение поступают денежные средства от службы судебных приставов, которые взыскиваются из заработной платы бывшего сотрудника на основании исполнительного листа (виновного лица). Возмещение ущерба – сотрудником неправомерно получена заработная плата. Денежные средства поступают на счет учреждения по АнКВД 140. На какой КОСГУ отнести денежные средства, которые удерживаются из заработной платы бывшего работника учреждения и перечисляются учреждению? Учреждение в суд не подавало. Документов у учреждения нет. Подавала в суд прокуратура. Учреждение относит доход на АнКВД 140, КОСГУ 145. Но есть сомнения. Может быть, нужно использовать АнКВД 140, КОСГУ 144?
В соответствии с положениями статьи 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки. Таким образом, в случае выявления необоснованных выплат с одной стороны и отсутствием обязанности их возмещения у получателей таких необоснованных выплат у учреждения возникают необоснованные расходы, которые необходимо возместить лицами, допустившими такие выплаты (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 27.12.2016 № 02-07-10/78429).
Согласно пункту 12.1.4 Порядка № 82н на статью 140 «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба» аналитической группы подвида доходов бюджетов относятся доходы от административных платежей и штрафов, сборов, санкций, возмещения ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе:
- поступлений в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе штрафов, санкций, конфискаций, компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая штрафы, пени и неустойки за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нарушение условий контрактов (договоров);
- иные суммы принудительного изъятия.
Как правило, принудительное взыскание – это процесс, в ходе которого на должника, у которого есть непогашенная задолженность перед кредитором, наложены меры, направленные на получение долга.
В увязке со статьей аналитической группы подвида доходов бюджетов 140 применяются подстатьи 141–145 КОСГУ (п. 9.4 Порядка № 209н). В свою очередь, порядок применения аналитических кодов бюджета и подстатьей КОСГУ зависит от экономической направленности доходов (п. 3 Порядка № 209н).
Детализация статьи 140 «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба» КОСГУ предусматривает отдельные коды для поступлений, связанных с возмещением ущерба имуществу.
Так, по подстатье 144 «Возмещение ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)» КОСГУ отражаются доходы от денежных взысканий, штрафов и иных сумм в возмещение ущерба имуществу, в том числе ущерба по финансовым активам (п. 9.4.4 Порядка № 209н).
На подстатью 145 «Прочие доходы от сумм принудительного изъятия» КОСГУ относятся прочие поступления от денежных взысканий, штрафов, налагаемых в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств, не отнесенных на подстатьи 141–144 КОСГУ, иных денежных взысканий за финансовые, налоговые и иные нарушения (п. 9.4.5 Порядка № 209н, смотрите также письмо Минфина России от 19.09.2019 № 02-08-10/72324).
Положения Порядка № 209н не позволяют однозначно разграничить, в каких именно случаях при возмещении ущерба в связи с выявлением незаконных расходов следует применять подстатью 144 или подстатью 145 КОСГУ.
В свою очередь, согласно пункту 32 Стандарта «Доходы» к доходам от штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба относятся экономические выгоды или полезный потенциал, полученные или ожидаемые к получению от административных платежей и штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с пунктом 34 Стандарта «Доходы» доходы от штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба признаются в бухгалтерском (бюджетном) учете на дату возникновения требования к плательщику штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба, в частности:
- при вступлении в силу вынесенного постановления (решения) по делу об административном правонарушении, определения о наложении судебного штрафа;
- при предъявлении плательщику документа, устанавливающего право требования по уплате предусмотренных контрактом (договором, соглашением) неустоек (штрафов, пеней) (смотрите также решение Медведевского райсуда Республики Марий Эл от 11.08.2021 по делу № 12-192/2021).
Такие доходы признаются в учете в сумме, указанной в соответствующих документах. Причем эти документы должны подтверждать право требования денежных средств (п. 35 Стандарта «Доходы»).
В бюджетных учреждениях учет расчетов по суммам принудительного изъятия ведется только на счете 0 20940 000 «Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба», который детализируется, в частности, следующими аналитическими счетами:
- 0 20944 000 «Расчеты по доходам от возмещения ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)»;
- 0 20945 000 «Расчеты по доходам от прочих сумм принудительного изъятия».
Таким образом, в рассматриваемой ситуации у учреждения, кроме документов, подтверждающих поступление сумм задолженности, должны быть документально подтвержденные основания для начисления задолженности по возмещению ущерба на счете 20944 или 20945.
Полагаем, что в данной ситуации учреждение могло быть привлечено в судебный процесс в качестве заинтересованного лица, поэтому у учреждения должны быть документы, подтверждающие возникновение задолженности, а также ее взыскание в пользу учреждения (например, данные документы могут находиться в юридической службе учреждения). Необходимо в обязательном порядке проверить их наличие. И если учреждение своевременно не отразило в учете начисление доходов на всю сумму ущерба, то на основании данных документов в зависимости от их даты через исправление ошибок прошлых периодов (текущего периода) отразить в учете учреждения начисление доходов от возмещения ущерба.
В свою очередь, отражение задолженности по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 20945 000 и кредиту счета 0 40110 145 «Прочие доходы от сумм принудительного изъятия» предусмотрено в случае, если идет речь о сумме ущерба в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо необоснованного получения или сбережения (п. 109 Инструкции № 174н).
Соответственно, в данной ситуации необходимо выявить характер денежных средств, поступающих в учреждение, документов-оснований для начисления задолженности бывшего сотрудника.
В рассматриваемой ситуации основанием для признания доходов в возмещение ущерба, выразившегося в неправомерной выплате заработной платы, может являться решение суда или иной документ, указывающий конкретную причину (формулировку) взыскания. По нашему мнению, у учреждения могут быть основания отнести такие доходы на подстатью 144 (в частности, как возмещение ущерба по финансовым активам) или подстатью 145 КОСГУ. Свой выбор учреждению целесообразно предварительно согласовать с пользователем отчетности (учредителем или финорганом).
Передача земельного участка в постоянное бессрочное пользование
Как в учете отразить передачу земельного участка в постоянное бессрочное пользование из муниципальной собственности казенному учреждению другой подведомственности?
Передача земельных участков, находящихся в составе государственной (муниципальной) казны, в постоянное (бессрочное) пользование отражается в корреспонденции со счетами 0 40120 250 «Расходы на безвозмездные перечисления бюджетам», 1 40120 280 «Расходы на безвозмездные перечисления капитального характера организациям». Одновременно информация о такой передаче отражается на забалансовом счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование» (п. 38 Инструкции № 162н, смотрите также письмо Минфина России от 29.08.2019 № 02-07-10/66543, от 25.05.2018 № 02-07-10/35603).
В соответствии с пунктом 10.8.1 Порядка № 209н на подстатье 281 «Безвозмездные перечисления капитального характера государственным (муниципальным) учреждениям» КОСГУ отражаются операции по безвозмездной передаче нефинансовых активов, составляющих основные фонды внутри сектора государственного управления в рамках одного публично-правового образования.
Безвозмездные неденежные передачи в рамках одного бюджета между учреждениями, созданными одним публично-правовым образованием, подведомственными разным учредителям (межведомственные неденежные передачи), в части неденежных передач получателям бюджетных средств (администраторам доходов бюджета, администраторам источников финансирования дефицита бюджета) отражаются по элементу вида расходов 804 «Безвозмездные межведомственные неденежные передачи» (п. 53.8.1 Порядка № 82н).
В Инструкции № 162н отдельно не определены особенности формирования 1–14 разрядов номеров счетов 0 40120 28Х при межведомственных, межбюджетных и иных неденежных передачах. В случае передачи объектов учета рекомендуем закрепить такой порядок в учетной политике учреждения и отражать в 5–14 разрядах указанных номеров счетов нули, руководствуясь в том числе системным письмом Минфина России от 27.09.2022 № 02-07-07/93188. Отметим, что Контрольными соотношениями для Справки (ф. 0503110) по счету 1 40120 281 допускается указание в 5–14 разрядах номера счета нулей при отражении в 15–17 разрядах номера счета КВР 804 при передаче нефинансовых активов.
Таким образом, указанная в вопросе операция может отражаться следующей корреспонденцией счетов:
Дебет КРБ 1 40120 281 Кредит КРБ 1 10855 430,
одновременное увеличение забалансового счета 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование»
– отражено предоставление на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка.
Уточнение суммы начисленной неустойки
Учреждение отражает в учете суммы начисленной неустойки по дебету счета 209.41 и кредиту 401.40. Впоследствии данные суммы могут уточняться, в том числе до нулевых сумм по причине принятия соответствующего решения юридической службой об отзыве неустойки или об ее пересчете.
Какими проводками отразить в учете казенного учреждения отзыв ранее выставленной неустойки за нарушение условий государственного контракта в связи с неверно рассчитанной суммой пеней?
Согласно пункту 86 Инструкции № 162н суммы задолженности по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, иных санкций, отражаются по дебету счета 1 20941 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)» и кредиту счета 1 40110 141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)», 1 40140 141 «Доходы будущих периодов от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках, нарушение условий контрактов (договоров)».
Согласно пункту 32 Стандарта «Доходы» к доходам от штрафов, пеней, неустоек относятся экономические выгоды или полезный потенциал, полученные или ожидаемые к получению. Если у учреждения в силу определенных обстоятельств возникло право требования штрафных санкций, пеней, неустоек, но нет уверенности, что такое требование не будет оспорено в суде, в учете отражается признание доходов будущих периодов с применением счета 0 40140 000 «Доходы будущих периодов» (п. 7 Стандарта «Доходы», п. 301 Инструкции № 157н). Соответственно, для отражения в учете ожидаемых (прогнозных) доходов в виде неустойки за нарушение условий контракта в объеме, рассчитанном уполномоченными лицами учреждения, корректно применение счета 0 40140 000.
В рассматриваемой ситуации учреждение осуществляет начисление доходов от неустоек с применением счета 40140 «Доходы будущих периодов», однако впоследствии на основании данных юридической службы возникает необходимость корректировки сумм дебиторской задолженности, в том числе до нуля, по выставленным неустойкам за нарушение условий контрактов.
Пунктом 86 Инструкции № 162н предусмотрен порядок изменения (уменьшения, списания) суммы дебиторской задолженности только на основании решения суда и в связи с неустановлением виновных лиц обратной корреспонденцией счетов. Изменение суммы штрафных санкций по иным причинам на основании принятия соответствующего решения юридической службой учреждения положениями инструкций по бухгалтерскому (бюджетному) учету в настоящее время не урегулировано. Соответственно, такой порядок необходимо закрепить в рамках учетной политики казенного учреждения или в отдельном локальном акте (например, по работе юридической службы в части претензионной работы с контрагентами). Основанием для корректировки задолженности может являться информация юридической службы, предоставляемая в форме служебной записки.
Если корректировка сумм дебиторской задолженности является следствием неправильного применения норм законодательства, размера ставки рефинансирования или расчетного периода, следует руководствоваться нормами стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».
Полагаем, что в рассматриваемой ситуации корректировку в части уменьшения дебиторской задолженности на основании информации юридической службы целесообразно отражать аналогично корректировке дебиторской задолженности на основании решения суда, т.е. записями, «обратными» ее начислению:
Дебет КДБ 1 40140 141 Кредит КДБ 1 20941 66Х
– отражена корректировка дебиторской задолженности.
Отметим, что для рассматриваемой ситуации такой порядок Инструкцией № 162н не предусмотрен, поэтому применение указанной корреспонденции счетов следует согласовать в соответствии с пунктом 2 Инструкции № 162н и закрепить положениями учетной политики.
Если ошибка была совершена в прошлые годы, тогда для целей ее исправления в текущем году при формировании бухгалтерских записей необходимо использовать специальные счета, применяемые в целях исправления ошибок прошлых лет (пункты 276, 281, 298 Инструкции № 157н, пункт 17 раздела V Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 31.08.2018 № 02-06-07/62480). Бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет также необходимо согласовать и закрепить в учетной политике.
Вместе с тем, когда речь идет об уменьшении суммы неустойки до нулевых значений, полагаем, имеет место новый факт хозяйственной жизни, обусловленный применением норм постановления Правительства РФ от 04.07.2018 № 783 (далее – Правила № 783).
В этом случае списание следует отражать с применением подстатьи 174 «Выпадающие доходы» КОСГУ (п. 9.7.4 Порядка № 209н, смотрите также письма Минфина России от 16.08.2019 № 02-07-10/62704, от 13.04.2020 № 02-07-10/29495). Уменьшение суммы начисленных доходов, в том числе денежных взысканий (штрафов, пеней, неустоек), при принятии решения в соответствии с законодательством Российской Федерации об их уменьшении (предоставлении скидок (льгот), списании, за исключением списания задолженности, признанной нереальной ко взысканию) отражаются по дебету счета 1 40110 174 «Выпадающие доходы» (абзац 36 п. 120 Инструкции № 162н).
В учете казенного учреждения рассматриваемая ситуация может быть отражена следующей бухгалтерской записью:
Дебет КДБ 1 40110 174 Кредит КДБ 1 20941 664
– отражено списание дебиторской задолженности по сумме неустойки.
Следует отметить, что списание неустоек осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение, для чего заказчик должен обеспечить сверку расчетов с контрагентом по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (п. 4 Правил № 783).
Как следует из пунктов 8, 9 Правил № 783, решение о списании принимается комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов, оформляется внутренним распорядительным документом заказчика (приказом, распоряжением), содержащим информацию, предусмотренную пунктом 9 Правил № 783.
Таким образом, если корректировка сумм дебиторской задолженности осуществляется на основании принятия соответствующего решения юридической службой учреждения, в учете она может быть отражена как исправление ошибок «обратной» или дополнительной бухгалтерской записью. Если ошибка была совершена в прошлые годы, тогда для целей ее исправления в текущем году при формировании бухгалтерских записей необходимо использовать специальные счета, применяемые в целях исправления ошибок прошлых лет. В случае, когда корректировка сумм неустоек осуществляется до нулевых значений, полагаем, основанием может являться применение норм Постановления № 783, следовательно, корректировку следует отразить с использованием счета 1 40110 174 «Выпадающие доходы».