Корзина пуста

 Подписка на 2024 год

Закажите бесплатный образец журнала, написав по адресу adm-sovetnik@yandex.ru

 

 

 


 

 

Видеошпаргалка по сверке с ФНС по ЕНП: инвентаризация расчетов
Ссылка на видео:


 

 

 



(495) 258-00-27 (многоканальный)
На главную > Журналы > Советник бухгалтера бюджетной сферы > Выпуск № 9 (333), Май, 2024 > Учет последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций в 2024 году

Учет последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций в 2024 году

Рубрика: 0380Учет и налогообложение

И.В. Артемова, главный бухгалтер, консультант

В результате стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций могут пострадать имущество учреждения, имущество и здоровье его работников. Для оценки потерь учреждение обязано провести инвентаризацию. Работникам и членам их семей учреждение может выплатить компенсацию или материальную помощь в соответствии с коллективным договором.

 

Имущество в чрезвычайной ситуации

Согласно Федеральному закону от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В результате стихийных бедствий могут быть повреждены или уничтожены основные средства, материальные запасы и другие ценности учреждения.

В случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных экстремальными условиями, учреждение обязано провести инвентаризацию. Это установлено пунктом 81 федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н).

В учетной политике учреждения должен быть отражен порядок проведения инвентаризации, утвержденный руководителем учреждения. Обратите внимание! При чрезвычайных ситуациях срок проведения инвентаризации может быть сформулирован как «по окончании события», «после устранения опасности для жизни и здоровья членов комиссии» и т.д. Нельзя проводить инвентаризацию, если чрезвычайная ситуация продолжается, так как это может усугубить последствия.

В порядке инвентаризации, утвержденном в рамках учетной политики, должны быть установлены способы инвентаризации, которые проводит учреждение: сплошная или выборочная, пересчет номенклатурный по местам хранения, МОЛ, сверка реестровая (документарная). Эти способы могут отличаться для плановой годовой инвентаризации и инвентаризации после чрезвычайной ситуации.

Инвентаризация начинается с распорядительного документа – приказа или решения о проведении инвентаризации.

Приказом Минфина России от 15.04.2021 № 61н утверждены унифицированные формы электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, (далее – Приказ № 61н).

Приказом № 61н утверждены следующие формы по инвентаризации:

  • Решение о проведении инвентаризации (ф. 0510439) – применяется обязательно с 2023 года, до того применялся приказ руководителя об инвентаризации неунифицированной формы;
  • Акт о результатах инвентаризации наличных денежных средств (ф. 0510836) – применяется обязательно с 2024 года, взамен Акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835);
  • Акт о результатах инвентаризации (ф. 0510463) применяется обязательно с 2024 года, взамен Акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835).

Решение об инвентаризации (ф. 0510439) обязательно содержит отсылку к порядку проведения инвентаризации – дату и номер утвержденного порядка. Готовит проект решения ответственное лицо, утверждает руководитель.

В ходе инвентаризации учреждения в 2024 году заполняют Инвентаризационные описи (коды форм 0504081–0504091), утвержденные приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н.

По решению учреждения, закрепленному в учетной политике, могут применяться электронные инвентаризационные описи, формы которых внесены в Приказ № 61н приказом Минфина России от 30.10.2023 № 174н, в том числе:

  • Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0510466);
  • Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0510465) – применяется взамен (ф. 0504086);
  • Инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф. 0510467) – применяется взамен (ф. 0504088).

Обратите внимание! Электронные инвентаризационные описи введены приказом Минфина России от 30.10.2023 № 174н. Они обязательны к применению с 1 января 2025 года. С 1 января 2024 года их обязаны применять учреждении при централизации учета по решению Правительства РФ. Остальные могут применять их согласно своей учетной политике.

Электронные описи предзаполняются из Решения об инвентаризации (ф. 0510439).

Если есть недостачи наличных денег, они вносятся в электронный Акт о результатах инвентаризации наличных денежных средств (ф. 0510836).

По нефинансовым активам заполняется электронный Акт о результатах инвентаризации (ф. 0510463). Его применение также стало обязательным с 1 января 2024 года.

В Акте (ф.0510463) обобщаются результаты инвентаризации, отраженные в инвентаризационных описях, если инвентаризация по группам объектов была проведена по одному Решению (ф. 0510439) и по состоянию на одну дату.

Акт (ф. 0510463) состоит из трех разделов:

1)     Результаты инвентаризации без выявленных отклонений по суммовым (количественным) показателям и качественным характеристикам;

2)     Результаты инвентаризации с выявленными отклонениями;

3)     Результаты выявления качественных характеристик.

В каждом разделе отражается перечень инвентаризационных описей (сличительных ведомостей), в отношении которых нет количественных отклонений, есть количественные отклонения и есть выявленные качественные характеристики соответственно. То есть все инвентаризационные описи должны быть распределены между этими тремя разделами акта.

Выявленные качественные характеристики – это, например, наличие материальных ценностей, не соответствующих условиям актива. Активы могут перестать соответствовать условиям признания актива, если они повреждены в результате стихийного бедствия, но не уничтожены полностью.

На основании утвержденного руководителем Акта о результатах инвентаризации (ф. 0510463) на следующий рабочий день комиссия по поступлению и выбытию активов должна сформировать документы, фиксирующие результаты инвентаризации. Это может быть:

  • Решение о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов (ф. 0510440) – эта форма обязательна к применению с 2023 года, раньше использовали Решение, протокол комиссии в произвольной форме, приказ руководителя;
  • Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0510454) – применяется с 2024 года взамен (ф. 0504104);
  • Акт о списании транспортного средства (ф. 0510456) – применяется с 2024 года вместо (ф. 0504105);
  • Акт о списании материальных запасов (ф. 0510460) – применяется с 2024 года взамен (ф. 0504230);
  • Акт о списании бланков строгой отчетности (ф. 0510461) – применяется с 2024 года взамен (ф. 0504230).

 

Положение о списании

Необходимо помнить, что решение о списании имущества, которым учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно, должно быть согласовано с учредителем (главным распорядителем бюджетных средств). Это относится к следующему имуществу:

  • любое имущество казенного учреждения;
  • особо ценное движимое имущество (ОЦДИ), закрепленное за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенное учреждением за счет выделенных собственником средств, а также недвижимое имущество бюджетного учреждения;
  • недвижимое имущество и ОЦДИ, закрепленные за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенные учреждением за счет выделенных таким собственником средств.

Это касается в том числе списания имущества в результате стихийных бедствий.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 «Об особенностях списания федерального имущества» (далее – Постановление № 834) принятие решения комиссией о списании объектов нефинансовых активов осуществляется путем подписания акта о списании. Оформленный комиссией акт о списании утверждается руководителем учреждения самостоятельно, или, если законодательство РФ требует согласования с собственником имущества, акт о списании утверждается руководителем учреждения после согласования с учредителем (главным распорядителем).

Федеральное имущество может стать непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также в связи с невозможностью установления его местонахождения.

Обратите внимание! Федеральным имуществом, списание которого производится согласно Положению № 834, являются в том числе объекты незавершенного строительства.

В целях подготовки и принятия решения о списании федерального имущества в учреждении создается постоянно действующая комиссия по подготовке и принятию такого решения (далее – Комиссия) (п. 5 Положения о списании). В ликвидируемых органах и учреждениях функции Комиссии возлагаются на ликвидационную комиссию.

Комиссия, согласно пункту 6 Положения № 834, осуществляет следующие полномочия:

а) осматривает федеральное имущество, подлежащее списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;

б) принимает решение по вопросу целесообразности (пригодности) дальнейшего использования федерального имущества, возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от федерального имущества;

в) устанавливает причины списания федерального имущества, в числе которых могут быть аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, которые привели к необходимости списания;

г) подготавливает акт о списании федерального имущества (далее – акт о списании) в зависимости от вида списываемого имущества по установленной форме и формирует пакет документов в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение.

Согласно пункту 7 Положения № 834 срок рассмотрения документов комиссией не должен превышать 14 дней.

В случае отсутствия у учреждения работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению ее председателя могут приглашаться эксперты.

Если договором, заключенным между федеральным бюджетным или автономным учреждением, в котором создана комиссия, и экспертом, участвующим в ее работе, предусмотрена возмездность оказания услуг эксперта, оплата его труда осуществляется за счет собственных средств учреждения либо в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – за счет средств, предоставленных из федерального бюджета в форме субсидий (пп. «б» п. 8 Положения № 834).

Решение о списании федерального имущества принимается большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании, путем подписания акта о списании (п. 9 Положения № 834).

Оформленный комиссией акт о списании утверждается руководителем учреждения:

  • самостоятельно, если он составлен в отношении имущества, которым оно вправе распоряжаться самостоятельно;
  • после согласования с учредителем в устанавливаемом им порядке.

Только после утверждения акта о списании допускается начало мероприятий, предусмотренных актом. Реализация таких мероприятий осуществляется учреждением самостоятельно либо с привлечением третьих лиц на основании заключенного договора и подтверждается комиссией (п. 11 Положения № 834).

Имущество федеральных государственных учреждений подлежит учету в федеральном реестре имущества в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 «Об учете федерального имущества». Порядок реестрового учета муниципального имущества устанавливается соответствующим нормативно-правовым актом органа местного самоуправления.

После реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, документы, представление которых предусмотрено Постановлением № 447, направляются организацией в месячный срок в Росимущество для внесения соответствующих сведений в реестр.

 

Восстановление документов

В результате стихийных бедствий могут быть уничтожены не только основные средства и материальные запасы, но и документы: первичные и сводные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, отчетность на бумажном носителе или в электронном виде. В случае их пропажи, уничтожения или порчи руководитель учреждения (а при отсутствии у него полномочий – учредитель) назначает комиссию по расследованию причин произошедшего, а также по выявлению виновных лиц, принимает меры по восстановлению документов. При необходимости для участия в работе комиссии привлекаются представители следственных органов, охраны, государственного пожарного надзора.

По результатам работы комиссии оформляется акт, который утверждается руководителем учреждения или учредителем, подшивается в папку (дело) Журнала по прочим операциям и хранится наравне с первичными учетными документами (п. 16 Инструкции по применению единого плана счетов, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н).

Утраченные документы по нефинансовым активам частично можно восстановить путем проведения инвентаризации, которая установит фактическое наличие имущества. Установленное фактическое наличие сопоставляется с данными бухгалтерского учета, выявляется и отражается разница. В случае инвентаризации в целях восстановления учета инвентаризационные описи необходимо передать в комиссию по поступлению и выбытию активов, которая должна определить стоимость выявленного имущества.

Правоподтверждающие документы на основные средства, подлежащие регистрации, можно запросить в регистрирующих органах:

  • Росреестре – о недвижимости, земельных участках;
  • ГИБДД – о транспортных средствах;
  • ГИМС – о маломерных судах.

Для подтверждения дебиторской и кредиторской задолженности необходимо провести сверку с выявленными контрагентами. Кроме актов сверки у них нужно запросить копии договоров и первичных документов.

Сверки также необходимо произвести с ИФНС и СФР России.

 

Налоговый учет

Налог на имущество

Налоговой базой по налогу на имущество является недвижимость.

Если объект недвижимости был уничтожен, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором это случилось. Заявление о гибели объекта в 2024 году подавать не обязательно, исчисление налога прекратится на основании сведений, полученных налоговым органом в порядке межведомственного обмена информацией (п. 3.1 ст. 362 НК РФ).

В то же время налогоплательщик вправе подать заявление и приложить документы, свидетельствующие о гибели объекта.

Заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество организаций (форма по КНД 1150123) утверждено приказом ФНС России от 16.07.2021 № ЕД-7-21/668@.

 

Транспортный налог

Согласно ч. 1 ст. 358 НК РФ объектами налогообложения являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (ТС), зарегистрированные в установленном порядке.

О гибели или уничтожении ТС в 2024 году сообщать в налоговую инспекцию не обязательно. Если налогоплательщик не представит в налоговую инспекцию заявление о гибели или уничтожении ТС, исчисление налога будет прекращено с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании сведений, полученных налоговым органом от регистрирующих органов.

Налогоплательщик вправе представить заявление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 29.12.2020 № ЕД-7-21/972@. Налогоплательщик также вправе, но не обязан приложить подтверждающие документы.

 

Налог на прибыль

Если учреждение ведет приносящую доход деятельность и в результате стихийного бедствия уничтожены ценности, используемые в данной деятельности, в налоговом учете можно учесть данные потери при расчете налога на прибыль.

В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ убытки от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций, приравниваются к внереализационным расходам.

Для этого факт стихийного бедствия, а также отсутствие виновных лиц должны быть подтверждены документально.

В частности, в письме Минфина России от 15.05.2023 № 03-03-06/1/43813 сказано, что потери от пожара могут быть подтверждены такими документами, как:

  • справка Государственной противопожарной службы МЧС России;
  • протокол осмотра места происшествия и акт о пожаре, в которым установлена причина возгорания;
  • акт инвентаризации, в котором зафиксирована стоимость утраченного имущества;
  • справка о прекращении уголовного дела.

Применительно к другим стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям набор документов может быть аналогичным – справка от МЧС, протокол осмотра и акт, акт об инвентаризации, справка об отсутствии виновных лиц. При таких условиях можно списать убытки.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.

Поэтому потери от стихийных бедствий отражаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они документально подтверждены.

 

НДС

В письме ФНС России от 21.05.2015 № ГД-4-3/8627@ было разъяснено, что налоговым инспекциям по вопросу восстановления НДС надо руководствоваться решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.10.2006 № 10652/06. Обязанность по уплате в бюджет ранее правомерно принятых к вычету сумм НДС должна быть предусмотрена законодательством. Пункт 3 статьи 170 НК РФ устанавливает случаи, при которых суммы налога подлежат восстановлению. В случаях, не перечисленных в пункте 3 статьи 170 НК РФ, суммы НДС не подлежат восстановлению.

Таким образом, суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету, при выбытии имущества в результате стихийных бедствий восстановлению не подлежат.

 

Материальная помощь

Оказание материальной помощи работникам при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях регламентируется коллективным договором, принятым в учреждении (статьи 40, 41 Трудового кодекса РФ), или иным локальным нормативным актом (например, положением о материальной помощи), принятым в соответствии со статьей 8 ТК РФ.

Как правило, в таком порядке указываются основания выплаты, размер, порядок назначения и документального подтверждения.

Обычно положением о материальной помощи предусматривают в том числе выплату помощи в случае пожаров, наводнений и другие чрезвычайных обстоятельств. Кроме того, указывается размер или предельный размер материальной помощи в каждом случае.

Материальная помощь, выплаченная физическому лицу, является его доходом.

ФНС России на своем официальном сайте (https://www.nalog.gov.ru/rn56/news/tax_doc_news/14770069/) напомнила, что не подлежат обложению НДФЛ доходы в денежной и (или) натуральной формах, полученные налогоплательщиками, пострадавшими от стихийных бедствий или от других чрезвычайных обстоятельств, а также физическими лицами, являющимися членами их семей, в связи с указанными событиями (п. 46 ст. 217 НК РФ).

Кроме того, суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, не подлежат обложению страховыми взносами (ст. 422 НК РФ).

Ограничений в отношении размеров сумм вышеуказанной единовременной материальной помощи, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами, законодательство не содержит.

При этом освобождение от налогообложения сумм единовременной материальной помощи, полученных в связи со стихийным бедствием или от других чрезвычайных обстоятельств, требует подтверждения соответствующего факта (документы из органов МЧС России, органов местного самоуправления, свидетельство о праве собственности на объект и другие).

У организаций – налоговых агентов, производящих выплаты единовременной материальной помощи пострадавшим лицам, нет оснований включать данные суммы в базу по НДФЛ лиц и страховым взносам при представлении отчетности в налоговый орган.

Аналогичные разъяснения приводились в письме Минфина России от 15.11.2019 № 03-04-05/88251.

Обратите внимание! Материальная помощь в связи со стихийными бедствиями не облагается НДФЛ и взносами независимо от того, кто и кому ее выплачивает. Главное – документальное подтверждение причинения вреда имуществу и здоровью. НДФЛ не будет, если получатели помощи – работники, члены их семей, другие физические лица.

 

Бухгалтерский учет

 

Списание имущества 

При списании основных средств в результате стихийных бедствий сначала списывается амортизация и убыток от обесценения (при наличии):

Дебет счета 0 104хх 410 «Уменьшение за счет амортизации стоимости основных средств»

Кредит счета 0 101хх410 «Уменьшение стоимости основных средств»

– списана амортизация по основному средству;

 

Дебет счета 0 114хх 000 «Обесценение нефинансовых активов»

Кредит счета 0 101хх 410 «Уменьшение стоимости основных средств»

– списан убыток от обесценения основного средства (при наличии);

 

Дебет счета 0 40120 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами»

Кредит счета 0 101хх 410 «Уменьшение стоимости основных средств»

– списана недостача основного средства при уничтожении, разрушении, приведении в негодность вследствие стихийных бедствий (иных бедствий, природного явления, катастрофы).

 

Если списывается недостача основного средства стоимостью до 10 000 рублей включительно, то отражается запись:

Уменьшение забалансового счета 21 «Основные средства в эксплуатации».

 

Если основное средство по решению комиссии не уничтожено, но признано неактивом, оно списывается с баланса:

Дебет счета 0 40110 172 «Доходы от операций с активами»

Кредит счета 0 101хх 410 «Уменьшение стоимости основных средств».

Одновременно: увеличение забалансового счета 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».

 

Если в дальнейшем принято решение об утилизации имущества, делается запись:

Уменьшение забалансового счета 02 «Материальные ценности, принятые на хранение»

– уничтожено списанное имущество;

 

Дебет счета 0 40120 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами»

Кредит счета 0 105хх 44х «Уменьшение стоимости материальных запасов»

– списана недостача материальных запасов в результате стихийных бедствий;

 

Дебет счета 0 40120 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами»

Кредит счета 0 20135 610 «Выбытия денежных документов из кассы учреждения»

– списана недостача денежных документов.

 

Материальная помощь 

Если материальная помощь выплачивается работникам согласно условиям коллективного договора, такая помощь учитывается по КВР 111 «Фонд оплаты труда учреждений», КОСГУ 211 «Заработная плата» (письмо Минфина России от 11.12.2020 № 02-08-10/109210).

Если учреждение платит материальную помощь иным лицам (не работникам учреждения), она отражается в учете иначе.

В письме Минфина России от 10.12.2021 № 02-05-11/101077 было разъяснено, что пособия по социальной помощи населению не включают выплаты физическим лицам в связи с событиями или обстоятельствами, которые носят чрезвычайный характер, например в связи со стихийными бедствиями. Такие выплаты отражаются по подстатьям 296 «Иные выплаты текущего характера физическим лицам» и 298 «Иные выплаты капитального характера физическим лицам» КОСГУ как иные выплаты, не отнесенные к другим категориям.

Согласно пункту 7 Порядка применения КОСГУ, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, к перечислениям капитального характера относятся перечисления, направленные на увеличение стоимости основных средств. Таким образом, выплаты физическим лицам могут относиться на КОСГУ 298, только если они предназначены для приобретения или реконструкции недвижимости. В остальных случаях материальная помощь учитывается по КОГУ 296.

Такие выплаты отражаются по КВР 853 «Уплата иных платежей».

Бухгалтерская запись следующая:

Дебет счета 0 40120 296 «Расходы на иные выплаты текущего характера физическим лицам»

Кредит счета 0 30296 73х «Увеличение кредиторской задолженности по иным выплатам текущего характера физическим лицам»

– начислена материальная помощь иным лицам (кроме работников) в связи со стихийным бедствием или чрезвычайной ситуацией, кроме выплат на приобретение недвижимости;

 

Дебет счета 0 30296 837 «Уменьшение кредиторской задолженности по иным выплатам текущего характера физическим лицам»

Кредит счета 0 20111 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»,

или Кредит счета 0 20121 610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов в кредитной организации» (для автономных учреждений, имеющих счет в кредитной организации),

или Кредит счета 1 30405 296 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по иным выплатам текущего характера физическим лицам» (для казенных учреждений).

Одновременно: увеличение забалансового счета 18 «Выбытия денежных средств» по КВР 853, КОСГУ 296 (для бюджетных и автономных учреждений)

– выплачена материальная помощь в связи со стихийным бедствием или чрезвычайной ситуацией.

© 

Полное или частичное воспроизведение или распространение, каким либо способом (в том числе в сети Интернет) материалов,  опубликованных на сайте www.sovbuh.ru, допускается только с письменного разрешения редакции. 
Издательский Дом «Советник бухгалтера», 2008-2024
115280 г. Москва, а/я 16                                                                                                                                            admin   
Телефоны  (495) 258-00-27



Карта сайта
Разработка и дизайн сайта
Webprofy

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования.