Уважаемые коллеги!
Наконец-то закончился тяжелый и тревожный високосный год, и теперь мы смотрим с надеждой в новый, 2009 год – год Желтого быка. Говорят, что успеха добьются те, кто много и упорно будет трудиться. Но после длинных новогодних каникул, согласитесь, немного тяжело возвращаться к трудовым будням, да и к тому же в канун праздников законодатели «порадовали» нас множеством новых актов. Мы решили помочь вам напомнить о нормативных «новинках».
Начнем с медицинско-экономических новостей
Приказом Минздравсоцразвития России от 20.11.2008 № 657н внесены изменения в отдельные профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников. В частности, в профессиональную квалификационную группу «Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор)» добавлена позиция, относящаяся к 1-му квалификационному уровню, – «руководитель бюро медико-социальной экспертизы». А приказом от 24.11.2008 № 663н Перечень должностей работников, относимых к основному персоналу по виду экономической деятельности «Образование» для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных учреждений, дополнен позициями «Ассистент» и «Профессор».
Минздравсоцразвития России приказом от 27.11.2008 № 666н разъяснило порядок использования премиального фонда руководителей федеральных бюджетных учреждений, перешедших на новую систему оплаты труда.
Правительством РФ от 20.11.2008 № 870 установлены компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда.
Правительство РФ в постановлении от 05.12.2008 № 913 определило на 2009 год Программу государственных гарантий оказания российским гражданам бесплатной медицинской помощи. Программа, в частности, определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, а также предусматривает условия оказания, критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой на территории РФ российским гражданам бесплатно.
Федеральным законом от 22.12.2008 № 269-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан. Увеличены размеры базовых частей трудовых пенсий всех видов, некоторых видов пособий и социальных выплат. Изменения вступают в силу с 1 января, 1 марта и 1 декабря 2009 года.
С 1 января 2009 года ощутимо сокращен Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 18.09.2006 № 665). Наиболее «пострадали» разделы «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему», «Антибиотики» и «Противовирусные средства». Основание – приказ Минздравсоцразвития России от 27.08.2008 № 451н.
Приказом Минздравсоцразвития России от 11.11.2008 № 644н установлена стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях с 1 января 2009 года для граждан, получающих государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг (инвалидов, ветеранов, чернобыльцев и некоторых других льготных категорий граждан). Оплата санаторно-курортного лечения осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Федеральным законом от 25.11.2008 № 216-ФЗ «О бюджете ФСС РФ на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» на 2009 год увеличены максимальные размеры пособий. Максимальный размер пособия за полный календарный месяц по временной нетрудоспособности составляет 18 720 руб., а пособия по беременности и родам – 25 390 руб. Причем данные суммы следует дополнительно увеличивать на районные коэффициенты, если организация осуществляет свою деятельность в местностях, где введены такие коэффициенты.
Продолжат эстафету бюджетные новости
29 декабря 2008 года Совет Федерации единогласным решением одобрил изменения в Бюджетный кодекс РФ. Федеральный закон направлен на своевременную реализацию мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики, а также уточняет отдельные нормы Кодекса.
С 1 января 2009 года вступят изменения в Инструкцию по бюджетному учету. Особых нововведений по ведению бюджетного учета не ожидается, да и общая политика по бюджетному учету сохранится. Основные изменения, вернее уточнения, вносятся в связи с изменением бюджетного законодательства. О проекте изменений читайте на стр. 14–22 журнала.
Федеральным законом от 24.11.2008 № 204-ФЗ утвержден федеральный бюджет на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов.
Обратите внимание, что, согласно разъяснениям Минфина России в письме от 25.12.2008 № 02-06-07/4110, бланк строгой отчетности «Квитанция» (форма № 10, код по ОКУД 0504510) может применяться и после 1 декабря 2008 года до утверждения новой формы.
Минфин России в письме от 04.12.2008 № 02-06-10/3695 разъяснил порядок отражения в бюджетном учете операций по санкционированию расходов бюджета.
В письме Казначейства России от 18.12.2008 № 42-7.1-15/2.6-585 рассмотрен порядок отражения в учете и отчетности операций, связанных с проведением реорганизационных мероприятий и внесением изменений в бюджетную классификацию.
Минфин России приказом от 09.12.2008 № 140н внес изменения в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 24.08.2008 № 74н.
Казначейство РФ в письме от 16.12.2008 № 42-7.1-15/2.2-575 разъяснило, на какой КОСГУ отнести расходы по техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации. Если ОПС находится в оперативном управлении, аренде или безвозмездном пользовании – на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества», если нет – на подстатью 226 «Прочие работы, услуги».
Казначейство России в письмах от 23.12.2008 № 42-7.1-15/1.1-593, от 23.12.2008 № 42-7.1-15/1.1-594, от 24.12.2008 № 42-7.1-15/5.2-602, от 26.12.2008 № 42-7.1-15/1.6-612 разъяснило особенности порядка открытия, ведения, учета показателей, отраженных на лицевых счетах, подлежащих закрытию (переоформлению) ОФК.
И напоследок про налоги
Конец года «порадовал» нас многочисленными изменениями в Налоговый кодекс. Законодатели не обошли вниманием почти ни одну главу НК РФ. Для того чтобы «не потеряться» в новых редакциях его статей, мы подготовили обзор всех изменений в журнале «Советник бухгалтера» № 1 за 2009 год и на нашем сайте www.sovbuh.ru (раздел «Справочная информация»).
Мы уже писали об изменениях в прошлом году, поэтому остановимся на некоторых моментах и разъяснениях.
С 1 января лечебно-производственные (трудовые) мастерские, находящиеся при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, не должны платить НДС с операций по реализации товаров, работ и услуг. Это установлено Федеральным законом от 24.11.2008 № 209-ФЗ.
С 1 января 2009 года вступила в силу новая редакция Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Эти изменения утверждены постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 676. Уменьшен срок службы некоторых видов объектов, то есть их можно будет амортизировать быстрее, что позволит чаще обновлять производственные мощности и оборудование.
Также с 1 января вступили поправки в главу 25 НК РФ, которые ввели новые правила расчета амортизации нелинейным методом. Теперь нормы амортизации будут напрямую зависеть от амортизационной группы основного средства. Чем меньше группа, тем больше норма амортизации, соответственно, больше и сумма отчислений, поэтому изменения выгодны организациям, которые будут амортизировать основные средства нелинейным методом. Следует заметить, что изменения коснутся только тех основных средств, которые будут введены в эксплуатацию после 1 января 2009 года. Амортизацию по уже введенным в эксплуатацию объектам пересчитывать не придется.
Минфин в письме от 08.12.2008 № 03-03-06/1/681 разъяснил, что с 1 января 2009 года организация обязана продолжить начисление амортизации по ОС, по которым срок фактической эксплуатации по состоянию на 1 января 2002 года превысил срок полезного использования и которые выделены в отдельную амортизационную группу, до полного списания. Подобные разъяснения актуальны, прежде всего, тем, что с нового года вступила в силу редакция пп. 2 п. 1 ст. 322 НК РФ, из которой исключено положение, регулировавшее порядок образования и применения отдельной амортизационной группы. Таким образом, прекращать начисление амортизации основных средств, выделенных в указанную амортизационную группу, с 1 января 2009 года не надо.
Также хотелось бы отметить письмо Минфина России от 04.12.2008 № 03-03-06/4/94, в котором разъясняется, что в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ объекты внешнего благоустройства не подлежат амортизации. Следовательно, в целях налогообложения прибыли капитальные расходы на их создание (приобретение) не учитываются. Вместе с тем в письме указано, что объекты основных средств, представляющие собой спортивные сооружения (например, баскетбольная площадка, волейбольная площадка, теннисный корт, тренировочная теннисная площадка), при удовлетворении критериям, предусмотренным статьей 256 НК РФ, могут рассматриваться в качестве амортизируемого имущества. При этом у бюджетных учреждений такое имущество амортизируется с учетом пп. 1 п. 4 ст. 321.1 НК РФ, а при сдаче данного имущества в аренду – с учетом письма Минфина России от 19.11.2008 № 03-03-05/151.
С 1 января 2009 года вступила в силу норма об обязательном досудебном рассмотрении налоговых споров вышестоящими налоговыми органами. Возможность подать жалобу на решение налоговиков организация могла и раньше, но с этого года такая возможность стала обязанностью. Итак, до обращения в суд налогоплательщик обязан подать жалобу в региональное управление Федеральной налоговой службы (ФНС) и, только получив письменный отказ, сможет пойти в суд. При обжаловании решения налогового органа необходимо руководствоваться специальным порядком, который прописан в статьях 101.2, 139 – 141 НК РФ.
Говорят, под Новый год, что ни пожелаешь, все всегда сбывается. Мы надеемся, в 2009 году исполнятся все ваши мечты и надежды.