Лето
оказалось законодательно жарким, особенно по части внесения изменений в
Налоговый кодекс Российской Федерации. В нашей статье мы проведем краткий
экскурс по основным изменениям, внесенным в статьи НК РФ.
Особенности ведения
налогового учета бюджетными учреждениями
Прошло
чуть более полугода с того момента, как была отменена статья 321.1 «Особенности
ведения налогового учета бюджетными учреждениями» Налогового кодекса РФ. Отмена
этой статьи вызвала массу вопросов и недоумения среди бухгалтеров
государственных (муниципальных) учреждений и поставила сами учреждения в крайне
невыгодное положение. Теперь положение отчасти исправлено.
Федеральным
законом от 18.07.2011 № 239-ФЗ в
Налоговый кодекс введена одноименная
статья 331.1. При этом действие статьи 331.1 распространяется на
правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.
Однако
бухгалтерам государственных (муниципальных) учреждений следует обратить
внимание на следующее.
Статья
331.1 НК РФ распространяется на бюджетные учреждения, которые являются
получателями бюджетных средств. Иными словами, бюджетные учреждения нового типа
не могут воспользоваться положениями данной статьи при расчете налогооблагаемой
базы по налогу на прибыль! Кроме того, действие статьи 331.1 ограничено
до 1 июля 2012 года.
Налог на добавленную
стоимость
Пожалуй,
самые существенные изменения были внесены в главу 21 «Налог на добавленную
стоимость» НК РФ Федеральными законами от
19.07.2011 № 245-ФЗ (далее – Закон № 245-ФЗ) и от 18.07.2011 № 235-ФЗ (далее – Закон № 235-ФЗ).
Статья 146 НК РФ
С 1
октября 2011 года передача на безвозмездной основе объектов основных
средств органам государственной власти и управления и органам местного
самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям,
государственным и муниципальным унитарным предприятиям не облагается НДС (пп. 5
п. 2 ст. 146 НК РФ). Такие изменения внесены Законом № 245-ФЗ.
Обратите
внимание! Федеральным законом от 18.07.2011 № 239-ФЗ п. 2 ст. 146 НК РФ дополнен нормой о том,
что выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также
бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного
(муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является
субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, не
признается объектом налогообложения НДС.
Статья
149 НК РФ
Внесенные
Законом № 235-ФЗ поправки в нормы по НДС вступают в силу с 1 октября 2011
года, а нормы для НДФЛ и налога на прибыль – с 1 января 2012 года.
|
Федеральным
законом от 18.07.2011 № 235-ФЗ (далее –
Закон № 235-ФЗ) внесен большой блок поправок в статью 149 НК РФ. Основной
целью нововведений является установление равных условий освобождения от НДС
социально значимых услуг, оказываемых некоммерческими организациями, и
государственными (муниципальными) учреждениями, а также иными субъектами
хозяйственной деятельности.
Согласно
новой редакции пп. 3 п. 2 ст. 149 НК РФ
освобождаются от НДС услуги по уходу за больными,
инвалидами и престарелыми. Необходимость ухода за такими больными теперь должна
быть подтверждена соответствующими заключениями не только органов
здравоохранения, социальной защиты населения, но и (или) федеральных учреждений
медико-социальной защиты.
В
соответствии с новой редакцией пп. 5 п.
2 ст. 149 НК РФ освобождена от НДС реализация (передача) продуктов
питания, непосредственно произведенных столовыми медицинских организаций и
реализуемых ими в указанных организациях.
Важно
отметить, что из указанной нормы исключено условие о том, что ее положения
применяются в отношении столовых учреждений только в случае полного или частичного
финансирования этих учреждений из бюджета или из средств фонда обязательного
медицинского страхования.
Пункт
2 статьи 149 НК РФ дополнен новым подпунктом 14.1, в котором перечислен целый
ряд социально
значимых услуг, освобожденных от НДС.
Согласно
новой редакции пп. 12 п. 3 ст. 149 НК
РФ освобождены от НДС не только безвозмездная передача на территории РФ в
рамках благотворительной деятельности товаров (за исключением
подакцизных), выполнение работ, оказание услуг, но и аналогичная передача
имущественных прав.
Статья
150 НК РФ
Согласно
новому пп. 16 ст. 150 НК РФ освобождается
от налогообложения НДС ввоз на территорию РФ и иные
территории, находящиеся под ее юрисдикцией:
- незарегистрированных лекарственных средств,
предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям
конкретных пациентов;
- гемопоэтических стволовых клеток и костного мозга для проведения
неродственной трансплантации.
Для
применения данной льготы в таможенные органы следует представить
соответствующее разрешение, выданное Минздравсоцразвития России.
Заметим,
что таможенные сборы за таможенные операции не взимаются в отношении незарегистрированных
лекарственных средств для оказания медицинской помощи по
жизненным показаниям конкретного пациента, а также гемопоэтических стволовых
клеток и (или) костного мозга для проведения неродственной трансплантации,
ввозимых в РФ на основании разрешительного документа, выданного уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти (постановление Правительства РФ от
18.05.2011 № 387, вступило в силу 20.06.2011).
Статья 162 НК РФ
С 1
октября 2011 года не нужно начислять НДС с суммы страховки, полученной от
страховой компании по договору страхования риска неисполнения договорных
обязательств, предусматривающих поставку товаров на экспорт. Операции по
реализации таких товаров облагаются НДС по нулевой ставке (пп. 1 п. 1 ст. 164
НК РФ). Такие дополнения внесены Законом № 245-ФЗ в пп. 4 п. 1 ст. 162 НК РФ.
Статья 169 НК РФ
Начиная
с 1 октября 2011 года плательщики НДС могут выставлять корректировочные
счета-фактуры. Соответствующие изменения внесены в п. 3 ст. 168 и в ст.
169 НК РФ.
Продавец
выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных
работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае:
-изменения цены (тарифы);
- уточнения количества (объема) отгруженных товаров
(выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.
Срок
выставления – не позднее 5 рабочих дней со дня получения договора, соглашения
или иных первичных документов, подтвердивших согласие покупателя на изменение
стоимости отгруженных товаров (п. 10 ст. 172 НК РФ).
В корректировочном счете-фактуре помимо обычных
реквизитов должны быть указаны:
- порядковый
номер и дата составления счета-фактуры, по которому осуществляется изменение
стоимости отгруженных товаров (пп. 2 п. 5.2 ст. 169 НК РФ);
-
наименование товаров и единица измерения, по которым осуществляются изменение
цены или уточнение количества (пп. 4 п. 5.2 ст. 169 НК РФ);
-
количество товаров по счету-фактуре исходя из принятых по нему единиц измерения
до и после уточнения количества отгруженных товаров (пп. 5 п. 5.2 ст. 169 НК
РФ);
- стоимость
всего количества товаров по счету-фактуре без налога до и после внесенных
изменений (пп. 8 п. 5.2 ст. 169 НК РФ);
-
сумма налога до и после изменения стоимости отгруженных товаров (пп. 11 п. 5.2
ст. 169 НК РФ);
-
стоимость всего количества товаров с учетом суммы налога до и после изменения
стоимости отгруженных товаров (пп. 12 п. 5.2 ст. 169 НК РФ);
-
разница между показателями счета-фактуры, по которому осуществляется изменение
стоимости отгруженных товаров, и показателями, исчисленными после изменения
стоимости отгруженных товаров (пп. 13 п. 5.2 ст. 169 НК РФ).
Подробный комментарий и пример
заполнения корректирующего счета-фактуры читайте в журнале «Советник
бухгалтера» № 8 за 2011 год.
Статья 172 НК РФ
С 1
октября 2011 года при реализации товаров (работ, услуг), стоимость которых выражена в у.
е., а оплачена в рублях, налоговая база будет определяться по курсу ЦБ
РФ на дату отгрузки. Если на дату последующей оплаты курс ЦБ РФ изменился, то курсовые
(бывшие суммовые) разницы не будут влиять на налоговую базу по НДС.
Это
значит, что продавцу не придется корректировать сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет
и рассчитанную на дату отгрузки. Об этом говорится в новом пункте 4, которым
дополнена статья 153 НК РФ (ст. 2 Закона № 245-ФЗ).
А
покупателю не придется корректировать сумму «входящего» НДС, которую он может предъявить
к налоговому вычету. Такие дополнения внесены в п. 1 ст. 172 НК РФ Законом №
245-ФЗ.
Налог
на доходы физических лиц
Статья 217 НК РФ
Существенные
изменения в статью 217 НК РФ внес Закон № 235-ФЗ . Статья 217 НК РФ
дополнена пунктом 8.2, согласно
которому не подлежат обложению НДФЛ суммы выплат в виде благотворительной помощи
в денежной и натуральной форме,
оказываемой в соответствии с законодательством РФ о благотворительной
деятельности зарегистрированными в установленном порядке российскими и
иностранными благотворительными организациями.
В новой редакции изложены пункты 9 и 10 статьи 217 НК РФ, в которых
установлены условия освобождения от НДФЛ сумм компенсаций
(оплаты) стоимости приобретаемых путевок на оздоровление и медицинского
обслуживания определенных физических лиц. В этих пунктах появился новый
(дополнительный) источник льготируемых по НДФЛ сумм компенсаций (оплаты) –
средства религиозных организаций, а также благотворительных и иных
некоммерческих организаций.
В
обновленном п. 10 ст. 217 НК РФ сохранено
освобождение от НДФЛ сумм, уплаченных работодателями за лечение и медицинское
обслуживание своих работников, их супругов, родителей и детей за счет
средств, оставшихся в распоряжении работодателей после уплаты налога на прибыль
организаций (что подразумевает фактическое наличие этих средств). Из положений
о льготировании сумм, уплаченных общественными организациями инвалидов за
лечение и медицинское обслуживание инвалидов, исключено условие о
наличии у медицинских учреждений (получателей платежей) соответствующих
лицензий, а также о наличии документов, подтверждающих фактические расходы на
лечение и медицинское обслуживание.
Статья
220 НК РФ
Статьей
220 НК РФ предусмотрены правила получения имущественного вычета по НДФЛ, в частности в суммах расходов
налогоплательщика на новое строительство либо приобретение на территории
Российской Федерации жилья (пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ).
Указанный
вычет может быть получен налогоплательщиком в налоговой инспекции по окончании налогового периода при
подаче налоговой декларации или до окончания налогового периода у одного из работодателей.
Вычет
на приобретение жилья предоставляется в размере фактически произведенных
расходов, но не более 2 000 000 руб. При этом четкость терминологии,
несомненно, имеет большое значение.
Федеральным
законом от 18.07.2011 № 215-ФЗ уточнено, что в фактические
расходы на новое строительство либо приобретение жилого дома или доли (долей) в
нем также могут включаться расходы на разработку проектной и сметной документации. В отношении фактических
расходов на приобретение квартиры, комнаты или доли (долей) аналогичным образом
звучит новая формулировка – «расходы на разработку проектной и сметной
документации на проведение отделочных работ».
Налог на прибыль
Статья 251 НК РФ
Законом
№ 235-ФЗ внесены изменения в статью 251 НК РФ, которая содержит закрытый
перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на
прибыль. Новая редакция статьи 251 НК РФ вступила в силу со дня официального
опубликования Закона № 235-ФЗ (с 22 июля 2011 года) и распространяется на
правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.
В подпункте
14 пункта 1 статьи 251 НК РФ содержится перечень видов имущества, полученного
налогоплательщиком в рамках целевого
финансирования, которое не признается налоговыми доходами при условии
ведения раздельного учета. При отсутствии такого учета указанные средства рассматриваются
как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Законом
№ 235-ФЗ уточнены перечисленные в п. 2 ст. 251 НК РФ целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и
ведение ими уставной деятельности, не признаваемые налоговыми доходами.
Расходы на НИОКР
Федеральным
законом от 07.06.2011 № 132-ФЗ внесены изменения в порядок учета
расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки
(далее – НИОКР) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В
частности, законодатели внесли изменения в статью 262 «Расходы на научные
исследования и (или) опытно-конструкторские разработки» НК РФ, а также
дополнили главу 25 НК РФ новыми статьями:
-
267.2 «Расходы на формирование резервов предстоящих расходов на научные
исследования и (или) опытно-конструкторские разработки»;
-
332.1 «Особенности ведения налогового учета расходов на НИОКР».
Изменения
вступают в силу с 1 января 2012 года и будут применяться только к тем
разработкам и исследованиям, которые будут начаты после указанной даты. Что
касается расходов, которые осуществлены по НИОКР, начатым до этой даты, то к
ним применяются прежние правила признания в целях налогообложения.
Объекты
амортизируемого имущества, которые организация использует для выполнения НИОКР,
необходимо выделить в отдельную подгруппу в составе амортизационных групп. Учет
таких амортизационных подгрупп следует вести отдельно. Такие поправки внесены в
абзац первый п. 13 ст. 258 НК РФ. Кроме того, налогоплательщиков с 1 января
2012 года ожидают следующие изменения:
- установлен перечень
расходов, которые можно отнести к расходам на НИОКР;
- расходы на НИОКР будут
включаться в состав прочих расходов единовременно. При этом факт использования
результатов НИОКР в предпринимательской деятельности не будет играть никакой
роли;
- при использовании
повышающего коэффициента к расходам на НИОКР налогоплательщики обязаны
представлять в налоговые органы отчет о выполнении НИОКР;
- если организация зарегистрировала исключительные права
на результаты НИОКР, то расходы на НИОКР она может списывать равномерно в
течение двух лет;
- убыток от реализации
исключительных прав на результаты НИОКР организация не должна учитывать при
расчете налога на прибыль;
- по утвержденным программам НИОКР организация может
создавать резерв на срок до двух лет. При этом размер отчислений в резерв
ограничен и зависит от суммы доходов от реализации, полученный организацией за
соответствующий период.
Статья
267.3 НК РФ
С 1
января 2012 года в главу 25 НК РФ будет введена новая статья 267.3 «Расходы
на формирование резервов предстоящих расходов некоммерческих организаций».
Положения этой статьи не используют некоммерческие организации, созданные в форме
государственной корпорации, государственной компании, объединения юридических
лиц. Остальные некоммерческие организации вправе создавать резерв предстоящих
расходов, связанных с ведением предпринимательской
деятельности и учитываемых при определении налоговой базы (п. 1
ст. 267.3 НК РФ).
Строительные
термины в целях налогообложения
Федеральным законом от 18.07.2011 № 215-ФЗ внесены поправки в отдельные законы,
которые, очевидно, будут полезны и налогоплательщикам для аргументации своих
решений, связанных с толкованием различных строительных терминов, для целей
налогообложения и бухгалтерского учета.
Закон № 215-ФЗ вступил в силу с 22 июля 2011 года, за
исключением поправок в Налоговый кодекс РФ по НДФЛ и налогу на прибыль, которые
в свою очередь вступят в силу с 1 января 2012 года.
В Градостроительном кодексе РФ уточнены прежние и
введены новые определения терминов, которые налогоплательщики могут
использовать для целей налогообложения, а также бухгалтерского учета.
Более подробно
читайте в журнале «Советник бухгалтера» № 8 за 2011 год.
Изменения в первую часть Налогового кодекса Российской Федерации
Федеральный закон от 18.07.2011 № 227-ФЗ заменяет статью 20 «Взаимозависимые лица» и
статью 40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей
налогообложения», в которых регламентируются эти вопросы, и вводит в Налоговый
кодекс новый раздел V.1
«Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый
контроль соответствия цен (рентабельности), примененных в сделках, рыночным
ценам (рентабельности). Соглашение о ценообразовании».
В частности, из числа контролируемых сделок исключены
бартерные операции и сделки с отклонением цены более чем на 20% от уровня цен,
применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам,
услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
Со дня вступления в силу Закона № 227-ФЗ положения
статей 20 «Взаимозависимые лица» и 40 «Принципы определения цены товаров, работ
или услуг для целей налогообложения» НК РФ применяются только к тем сделкам,
доходы и расходы по которым были признаны до 1 января 2012 года.
Согласно дополнениям, внесенным Федеральным законом от 19.07.2011 № 245-Ф в пп. 10 п. 1 ст.
32 НК РФ, налоговые органы смогут передавать налогоплательщикам по
телекоммуникационным каналам связи справки о состоянии расчетов по налогам,
сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. При этом
представлять такие справки налоговые органы должны в течение 5 дней со дня
поступления письменных запросов от налогоплательщиков.