В октябре текущего года Центральный банк России утвердил новый Порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, который вступает в силу с 1 января 2012 года. Порядок сразу вызвал пристальный интерес бухгалтеров и вызвал у них немало вопросов.
Однако бухгалтерам государственных (муниципальных) учреждений самое главное – это понять то, насколько новый порядок повлияет на их работу с наличностью. Попробуем разобраться с самым принципиальным вопросом: насколько новый порядок кассовых операций правоприменим к государственным (муниципальным) учреждениям?
Ожидаемые измененияНапомним, что Центральный банк России 12 октября 2011 года утвердил Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации № 373-П (далее – Положение). Задача данного положения определять порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России (далее – наличные деньги) на территории РФ в целях организации на территории РФ наличного денежного обращения.
Очевидно, что необходимость появления нового документа, регламентирующего работу с наличными деньгами, давно назрела. Ведь последний нормативный документ по этому поводу был утвержден Советом директоров Центрального банка России восемнадцать лет назад в далеком 1993 году
[1] .
За последнее время сильно развились услуги банков, предоставляемые в электронной форме, которые несколько сократили используемые учреждениями государственного сектора экономики наличные деньги. Поэтому что-то менять было надо, и изменения порядка ведения кассовых операций были ожидаемы.
Казённым учреждениям – на заметкуСогласно пункту 1.1 Положение распространяется:
- на юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета (за исключением Центрального банка Российской Федерации),
- на юридических лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения,
- на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Отметим, что государственные (муниципальные) учреждения являются юридическими лицами, но применение упрощенной системы налогообложения для них ограничено, а бухгалтерский учет регулируется Минфином России с учетом особенностей их правового статуса.
Любопытно, что в пункте 1.1 Положения содержится отдельное замечание о применимости нового порядка ведения кассовых операций получателями бюджетных средств. Так отмечается, что получатели бюджетных средств при ведении операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег руководствуются настоящим Положением, если иное не определено нормативным правовым актом, регулирующим порядок ведения кассовых операций получателями бюджетных средств.
Тут крайне важно отметить, что, согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ, получателями бюджетных средств являются только казённые учреждения! А бюджетные и автономные государственные (муниципальные) учреждения к получателям средств уже не относятся. Следовательно, возникают вопросы:
- насколько данное Положение распространяется на неучастников бюджетного процесса, то есть на бюджетные и автономные учреждения;
- почему Центральный банк выделил только получателей бюджетных средств, то есть казенные учреждения?
Остается только надеяться, что Центральный банк или Минфин даст какие-то разъяснения по этим вопросам в ближайшей перспективе.
Немного о приеме, пересчете и выдачеПоскольку Положение распространяется на получателей бюджетных средств только в части совершения кассовых операций, то рассмотрим их подробнее.
Как и в предшествующих Положению нормативных актах, в новом порядке ведения кассовых операций даются указания по проведению операций по приему и выдаче наличных денег. При этом в Положении делается акцент на пересчет наличных денег как кассиром, так и их получателем.
Любопытна норма, изложенная в пункте 4.3 Положения. Так, получатель наличных денег пересчитывает под наблюдением кассира полистно, поштучно полученные им наличные деньги. Кассир не принимает от получателя наличных денег претензии по сумме наличных денег, если получатель наличных денег не пересчитал под наблюдением кассира полученные им наличные деньги.
Таким образом, согласно данной норме, если работник учреждения не произвел под наблюдением кассира пересчет полученных наличных денег, то кассир получил право игнорировать его претензии, даже если позже выяснится факт обнаружения недостающих денежных купюр. Это несколько странно…
Во-первых , требование обязательного пересчета наличности под наблюдением кассира существенно замедлит его «производительность». Другими словами, требование пересчета спровоцирует образование очередей у кассы, особенно в дни получения заработной платы, стипендий. Кроме того, во избежание конфликтов руководителям учреждений придется устанавливать камеры видеонаблюдения у окошек кассы, для объективного контроля затем производился пересчет наличности или нет.
Во-вторых , на практике могут возникать разные случаи, когда факт недовыдачи наличных стал неумышленной ошибкой кассира. В этом случае факт недовыдачи легко выявляется в результате проведения ревизии кассы и выявления излишков наличных денег.
Поэтому руководителям и главным бухгалтерам следует задуматься нал тем, как реализовывать данные нормы Положения на практике.
Нормативно-правовые акты, регулирующие ведение кассовых операцийРуководителям и бухгалтерам государственных (муниципальных) учреждений следует помнить о том, что в настоящее время действует еще ряд нормативных документов, которые так или иначе регулируют порядок ведения кассовых операций в учреждениях государственного сектора экономики.
Так, следует обратить внимание на Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской федерации от 05.01.1998 № 14-П, которое утверждено Советом директоров ЦБ РФ от 19.12.1997 № 47. Это документ распространяется на организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы.
Кроме того, пока
не отменен и Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный Решением Совета директоров ЦБР от 22.09.1993 № 40, который регулировал осуществление кассовых операций коммерческими организациями и предприятиями.
В сложившейся ситуации во избежание конфликтных ситуаций при проведении кассовых операций рекомендуем разработать в соответствии с вышеназванными документами и утвердить свой порядок проведения кассовых операций с учетом особенностей деятельности конкретного учреждения.
Данная статья – итог лишь первых впечатлений от нового порядка кассовых операций. Более подробный анализ данного документа мы дадим в наших журналах в 2012 году.
[1] Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержден Решением Совета директоров ЦБР 22.09.1993 № 40).