В нашем учреждении проходит налоговая проверка. В связи с большим объемом запрашиваемой информации мы направили ходатайство о продлении срока представления заверенных копий документов. Чем регламентируется требование налогового органа о представлении документов, не являющихся документами по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов (договоров лизинга, купли-продажи)? Согласно пп. 1 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
В соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов. При этом указанной статьей не конкретизированы документы, которые вправе истребовать налоговые органы.
Поэтому Минфин России считает, что к таким документам относятся документы, содержащие информацию для целей налогового контроля, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика.
Форма требования утверждена приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@. Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов (п. 2 ст. 93 НК РФ).
Вправе ли налоговый орган в случае непредставления указанных документов применить положения п. 1 ст. 126 НК РФ?
Налоговый кодекс не предусматривает основания для оставления налогоплательщиком требования налогового органа о представлении документов без исполнения. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.
Должен ли налоговый орган при продлении срока представления документов по ходатайству проверяемого юридического лица учитывать объективное отсутствие возможности последнего представить требуемые документы в установленные налоговым органом сроки?
Согласно п. 3 ст. 93 НК РФ в случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы. В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.
Минфин России считает, что при продлении срока представления документов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа учитывает указанные налогоплательщиком причины, по которым документы не могут быть представлены в установленные сроки, объем истребуемых документов, наличие факта частичного представления документов в рамках данного истребования, сроки, в которые проверяемое лицо по его уведомлению может представить истребуемые документы.
Следовательно, налоговые органы самостоятельно определяют, на какой срок возможно продление срока представления истребуемых у налогоплательщика документов (письмо Минфина России от 05.08.2008 № 03-02-07/1-336).
Как определить дату представления в налоговые органы налоговых деклараций (бухгалтерской отчетности), если она отправлена в электронном виде?
Соответствующие разъяснения по данному вопросу приводятся в письме Минфина России от 01.08.2008 № 03-02-07/1-331. Так, указано, что, согласно статье 80 Налогового кодекса РФ, при передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
В настоящее время применяется Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденный приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169.
Приказом МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-32/705@ «Об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» установлено, что оператор фиксирует дату отправки налогоплательщиком налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) в электронном виде в качестве даты ее представления и формирует подтверждение оператора с указанием даты и времени отправки электронного документа.