Корзина пуста

 Подписка на 2024 год

Закажите бесплатный образец журнала, написав по адресу adm-sovetnik@yandex.ru

 

 

 


 

 

Видеошпаргалка по сверке с ФНС по ЕНП: инвентаризация расчетов
Ссылка на видео:


 

 

 



(495) 258-00-27 (многоканальный)
На главную > Журналы > Советник бухгалтера бюджетной сферы > Выпуск № 11(71), Ноябрь, 2008 > Новое в законодательстве об опеке и попечительстве

Новое в законодательстве об опеке и попечительстве

И.Ю. Кузьмин, референт государственной гражданской службы 2-го класса

24 апреля 2008 года в целях повышения социальной защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также недееспособных или не полностью дееспособных граждан Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее – Закон № 48-ФЗ).

На сегодняшний день отношения, касающиеся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также недееспособных или не полностью дееспособных граждан, установлены различными законодательными актами, в частности Гражданским, Семейным и Жилищным кодексами РФ, а также множеством подзаконных актов субъектов Российской Федерации. В рассматриваемом законе нашли свое отражение нормы, установленные прежде вышеназванными кодексами, причем некоторые из них уточнены и изложены более детально.

Закон № 48-ФЗ вступает в силу с 1 сентября 2008 года и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу.

К правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона, он применяется в отношении прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу. При этом договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а также договоры о патронатной семье, заключенные до 1 сентября 2008 года, продолжают действовать. По желанию приемных родителей или патронатных воспитателей указанные договоры могут быть переоформлены в соответствии с Законом № 48-ФЗ.

 

Общие положения

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона № 48-ФЗ положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Далее рассмотрим используемые в Законе основные понятия (ст. 2 Закона № 48-ФЗ).

Опека – форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста 14 лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Попечительство – форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ).

При этом данной статьей определено, что гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности. Над ним устанавливается попечительство. При этом он вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки.

Однако совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя. При этом такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред.


Подопечный – гражданин, в отношении которого установлена опека или попечительство.

Недееспособный гражданин – гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 ГК РФ. В соответствии с положениями данной статьи судом может быть признан недееспособным гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. В этом случае над ним устанавливается опека. В связи с этим сделки от его имени совершает его опекун.


Не полностью дееспособный гражданин – несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных статьями 21 и 27 ГК РФ) или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 ГК РФ.

Статьей 21 ГК РФ предусмотрено, что по достижении восемнадцатилетнего возраста у гражданина возникает гражданская дееспособность, то есть способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Однако гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме в случае, когда законом допускается его вступление в брак.

Кроме того, в соответствии со статьей 27 ГК РФ несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителей, если он работает по трудовому договору (контракту) или занимается предпринимательской деятельностью. При отсутствии такого согласия соответствующее решение принимается судом.

 


Органы опеки и попечительства, их задачи и полномочия

В соответствии со статьей 6 Закона № 48-ФЗ органы исполнительной власти субъектов РФ являются органами опеки и попечительства (далее – органы опеки), которые осуществляют свои права и исполняют свои обязанности при наличии у них соответствующего статуса.

Свою деятельность органы опеки осуществляют во взаимодействии с:

- другими органами исполнительной власти субъекта РФ;

- органами местного самоуправления;

- территориальными органами федеральных органов исполнительной власти;

- образовательными организациями;

- медицинскими организациями;

- организациями, оказывающими социальные услуги;

- иными организациями (в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Перечисленные организации могут осуществлять некоторые полномочия органов опеки, а именно:

- выявлять лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

- подбирать и подготавливать граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных формах, установленных семейным законодательством.


Контроль за деятельностью органов опеки, а также разработку методических материалов по вопросам их деятельности осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.

Статьей 7 Закона № 48-ФЗ предусмотрены основные задачи органов опеки (к примеру, надзор за деятельностью опекунов и попечителей), а статьей 8 определены их полномочия (в частности, установление опеки и попечительства).

Кроме того, в статье 9 Закона № 48-ФЗ сформулированы обязанности органа опеки в случае перемены места жительства подопечного. Так, пунктом 1 указанной статьи полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган опеки и попечительства, который установил опеку или попечительство в соответствии со статьей 35 ГК РФ, то есть в течение месяца с момента, когда органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином, по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве.

При перемене места жительства подопечного орган опеки, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в орган опеки по его новому месту жительства в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного (п. 2 ст. 9 Закона № 48-ФЗ). При этом полномочия органа опеки по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки со дня получения личного дела подопечного (п. 3 ст. 9 Закона № 48-ФЗ).


Правовой статус опекунов и попечителей, установление опеки или попечительства

Правовой статус опекунов и попечителей установлен главой 3 Закона № 48-ФЗ, которая содержит положения, касающиеся:

- определения лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями (ст. 10 Закона № 48-ФЗ);

- назначения опекунов и попечителей (ст. 11 Закона № 48-ФЗ);

- предварительной опеки и попечительства (ст. 12 Закона № 48-ФЗ);

- назначения опекунов или попечителей в отношении несовершеннолетних граждан по заявлению их родителей, а также по заявлению самих несовершеннолетних граждан (ст. 13 Закона № 48-ФЗ );

- установления опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства (ст. 14 Закона № 48-ФЗ);

- наличия прав и обязанностей опекунов и попечителей (ст. 15 Закона № 48-ФЗ);

- безвозмездного и возмездного исполнения обязанностей по опеке и попечительству (ст. 16 Закона № 48-ФЗ).

Опека и попечительство устанавливаются в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, а в отношении несовершеннолетних граждан также в случаях, установленных Семейным кодексом РФ.

Опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом.

Опекуны или попечители не назначаются недееспособным или не полностью дееспособным лицам, помещенным под надзор в образовательные или медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.

Основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. В указанном акте может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события.

При этом Закон № 48-ФЗ допускает установление опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).[1]

Договор об осуществлении опеки или попечительства заключается на возмездных условиях с опекуном или попечителем в соответствии со статьей 16 Закона № 48-ФЗ. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта РФ. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов РФ устанавливаются законами субъектов РФ.

Опекуны и попечители являются законными представителями своих подопечных и выступают в защиту их прав и интересов в любых отношениях без специального полномочия (п. 2 ст. 16 Закона № 48-ФЗ). Кроме того, попечители несовершеннолетних граждан оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц (п. 3 ст. 15 Закона № 48-ФЗ).

Назначение опекуна или попечителя отражается в соответствующем акте либо в договоре об осуществлении опеки или попечительства (п. 4 ст. 15 Закона № 48-ФЗ). В них разрешено:

- указывать отдельные действия, которые опекун или попечитель совершать не вправе (например, запретить изменять место жительства подопечного);

- устанавливать обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна или попечителя, в том числе требования, которые определяют конкретные условия воспитания несовершеннолетнего подопечного.

Кроме того, п. 5 ст. 15 Закона № 48-ФЗ установлен срок для извещения органа опеки в случае перемены места жительства подопечного – не позднее дня, следующего за днем выбытия подопечного с прежнего места жительства.

 


Правовой режим имущества подопечных

Правовой режим имущества подопечных определен в главе 4 Закона № 48-ФЗ. Данная глава в свою очередь содержит статьи, касающиеся:

- имущественных прав подопечных (ст. 17 Закона № 48-ФЗ);

- охраны имущества подопечного (ст. 18 Закона № 48-ФЗ);

- распоряжения имуществом подопечных (ст. 19 Закона № 48-ФЗ);

- особенностей распоряжения недвижимым имуществом, принадлежащим подопечному (ст. 20 Закона № 48-ФЗ);

- предварительного разрешения органа опеки и попечительства, затрагивающего осуществление имущественных прав подопечного (ст. 21 Закона № 48-ФЗ);

- охраны имущественных прав и интересов совершеннолетнего гражданина, ограниченного судом в дееспособности (ст. 22 Закона № 48-ФЗ);

- доверительного управления имуществом подопечного (ст. 23 Закона № 48-ФЗ).


Соблюдение имущественных прав подопечных контролируется органами опеки.

 


Ответственность опекунов, попечителей и органов опеки и попечительства

Возвращаясь к п. 2 ст. 1 Закона № 48-ФЗ, отметим, что положения, касающиеся ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане (в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Предлагаем рассмотреть данную главу подробнее.

 


Надзор за деятельностью опекунов и попечителей

В соответствии со статьей 24 Закона № 48-ФЗ органы опеки осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей путем проверки:

- условий жизни подопечных;

- соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных;

- обеспечения сохранности имущества подопечных;

- выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых статьей 15 Закона № 48-ФЗ.

В свою очередь опекун или попечитель представляет не позднее 1 февраля в орган опеки ежегодный отчет в письменной форме о состоянии имущества подопечного (ст. 25 Закона № 48-ФЗ). Данный отчет должен содержать сведения о нижеследующем:

- состояние имущества и месте его хранения;

- приобретение имущества взамен отчужденного;

- доходы, полученные от управления имуществом подопечного;

- расходы, произведенные за счет имущества подопечного. В отчете опекуна или попечителя также должны быть указаны даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного.


Контроль за деятельностью органов опеки осуществляют органы и должностные лица, уполномоченные законодательством РФ и законами субъектов РФ (ст. 27 Закона № 48-ФЗ).

 

Ответственность опекунов и попечителей

Опекуны несут ответственность по совершенным от имени подопечных сделкам, а также отвечают за причиненный по их вине личности или имуществу подопечного вред (ст. 26 Закона № 48-ФЗ ).

В свою очередь орган опеки при обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей составляет об этом акт и предъявляет требование о возмещении причиненных подопечному убытков к опекуну и попечителю.

Кроме того, опекуны и попечители несут уголовную и административную ответственность за свои действия или бездействие (п. 4 ст. 26 Закона № 48-ФЗ).

 


Ответственность органов опеки и попечительства

На органы опеки возложена ответственность по возмещению вреда, причиненного ими либо должностным лицом подопечному в результате незаконных действий или бездействия, в том числе в результате издания вышеуказанного акта, не соответствующего законодательству (ст. 28 Закона № 48-ФЗ).

 

Прекращение опеки и попечительства

Освобождение либо отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей осуществляется органом опеки. Основания для прекращения опеки и попечительства определены статьей 29 Закона № 48-ФЗ, а в статье 30 рассмотрены последствия их прекращения.

 


Государственная поддержка опеки и попечительства

Статьей 31 Закона № 48-ФЗ за подопечными, опекунами и попечителями закреплено право на виды государственной поддержки, установленные для них законодательством РФ и субъектов РФ. При этом суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ и Законом № 48-ФЗ. В свою очередь суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению.



[1] В продолжение темы читайте статью И.Ю. Кузьмина «Заработная плата приемному родителю» в журнале «Советник бухгалтера бюджетной сферы» № 2 за 2008 год.


© 

Полное или частичное воспроизведение или распространение, каким либо способом (в том числе в сети Интернет) материалов,  опубликованных на сайте www.sovbuh.ru, допускается только с письменного разрешения редакции. 
Издательский Дом «Советник бухгалтера», 2008-2024
115280 г. Москва, а/я 16                                                                                                                                            admin   
Телефоны  (495) 258-00-27



Карта сайта
Разработка и дизайн сайта
Webprofy

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования.