Классификация доходов бюджетов
Классификация доходов бюджетов (приложение № 1 к Указаниям) является группировкой доходных источников
бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Следует отметить, что, согласно статье 20 нового Бюджетного кодекса, Минфину России предоставлено право
утверждать единые позиции классификации доходов на более низких уровнях и тем самым обеспечить единство
бюджетного учета и отчетности в сферах, не имеющих существенной специфики с точки зрения уровня бюджетной
системы. Ведь, действительно, в случае с доходами состав доходных источников бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации предопределен соответствующими законами, в том числе Налоговым кодексом, Таможенным
кодексом, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и иными нормативными
правовыми актами.
В целом классификация доходов претерпела незначительные по сравнению с остальными классификациями
изменения.
Структура двадцатизначного кода классификации доходов бюджетов представлена в виде четырех составных частей:
1. Главный администратор доходов бюджета.
2. Вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент).
3. Подвид доходов.
4. Классификация операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.
Теперь более подробно о каждой из составных частей.
1. Указания содержат определения главного администратора доходов и администратора доходов, а также достаточно
подробную информацию об администрировании доходов, поэтому лишний раз останавливаться на этом, я думаю, не
стоит.
2. На уровне вида доходов необходимо выделить следующие моменты.
Во-первых. Согласно Указаниям классификация доходов бюджетов состоит из трех групп:
000 1 00 00000 00 0000 000 «Налоговые и неналоговые доходы» (данная группа претерпела редакционное изменение
наименования);
000 2 00 00000 00 0000 000 «Безвозмездные поступления»;
000 3 00 00000 00 0000 000 «Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности».
Вместе с тем Бюджетным кодексом в редакции Закона № 63-ФЗ предусмотрены лишь две из трех перечисленных
групп (доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в отдельную группу не выделены).
В этой связи возникают многочисленные вопросы о том, возможно ли, руководствуясь лишь положениями
Бюджетного кодекса, формировать доходную часть региональных (местных) бюджетов в разрезе двух групп
классификации доходов – «Налоговые и неналоговые доходы» и «Безвозмездные поступления».
Категорически этого делать не рекомендую. Причины здесь следующие:
- во-первых, это вступит в противоречие с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации
Российской Федерации;
- во-вторых, в настоящее время разработан законопроект, предусматривающий, в частности, изменение
структуры классификации доходов бюджетов в части дополнения ее третьей группой «Доходы от
предпринимательской и иной приносящей доход деятельности».
Переход на классификацию доходов, детализированную двумя группами, в рамках которых доходы от
предпринимательской и иной приносящей доход деятельности необходимо будет отражать в рамках неналоговых
доходов, возможно, будет осуществлен после вступления в силу федерального закона, определяющего особенности
использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от
физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе
добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности. А это перспектива далеко не
ближайшего времени.
Во-вторых. В классификацию доходов бюджетов из состава источников финансирования дефицитов бюджетов
перекочевали доходы от продажи различного рода земельных участков. Указанные операции будут отражаться в
рамках подгруппы 1 14 00 000 00 «Доходы от продажи материальных и нематериальных активов». В связи с чем в
рамках указанной подгруппы появилась новая статья 1 14 06000 00 «Доходы от продажи земельных участков,
находящихся в государственной и муниципальной собственности (за исключением земельных участков автономных
учреждений, а также земельных участков государственных и муниципальных предприятий, в том числе казенных)».
В-третьих. В группе доходов 2 00 00000 00 «Безвозмездные поступления» достаточно серьезные изменения
претерпела структура подгруппы 2 02 00000 00 «Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации». Целью данного преобразования явилась необходимость приведения структуры
данной группы в соответствие со структурой подразделов раздела 1100 «Межбюджетные трансферты» классификации
расходов бюджетов.
Теперь указанная подгруппа детализирована статьями:
2 02 01000 00 «Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;
2 02 02000 00 «Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
(межбюджетные субсидии)»;
2 02 03000 00 «Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;
2 02 04000 00 «Иные межбюджетные трансферты»;
2 02 05000 00 «Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам государственных внебюджетных фондов»;
2 02 09000 00 «Прочие безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы».
В-четвертых. Следует обратить внимание на нумерацию элементов доходов (12 – 13-й разряды 20-значного кода
классификации доходов). В рамках Указаний сохранена уже привычная нам нумерация без какой-либо привязки к
порядку, выстроенному п. 8 ст. 20 нового Бюджетного кодекса.
Так, Указаниями определены следующие коды элементов доходов:
01 – федеральный бюджет;
02 – бюджет субъекта Российской Федерации;
03 – бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы или Санкт
Петербурга;
04 – бюджет городского округа;
05 – бюджет муниципального района;
06 – бюджет Пенсионного фонда РФ;
07 – бюджет Фонда социального страхования РФ;
08 – бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
09 – бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования;
10 – бюджет поселения.
При этом установлено, что по коду элемента доходов «05» (бюджет муниципального района) также подлежат
отражению доходы муниципальных образований, полностью или частично не перешедших на систему организации
местного самоуправления, предусмотренную Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации».
3. Код подвида доходов. В рамках Указаний теперь так назван код, который в бюджетах на 2007 год известен как
«программа (подпрограмма)». Коды подвидов доходов по видам доходов, главными администраторами которых
являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственными
внебюджетными фондами и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения, утверждают соответственно
Министерство финансов Российской Федерации, Финансовый орган субъекта РФ, Финансовый орган муниципального
образования. По большому счету, кроме смены наименования, эта составная часть 20-значного кода классификации
доходов изменений не претерпела и порядок ее применения остался прежним.
4. Классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов. Это всего
лишь новое наименование составной части классификации доходов бюджетов, сменившее привычное
«экономическая классификация доходов» и связанное с появлением универсальной для доходов, расходов и
источников финансирования дефицитов бюджетов «классификации операций по их экономическому содержанию».
Можно сказать, что на этом изменения классификации доходов бюджетов закончились, поскольку в остальном
изменения носят текущий характер.
Классификация расходов бюджетов
Классификация расходов бюджетов (далее – классификация расходов) представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач.
Код классификации расходов по-прежнему занимает 20 знаков и имеет следующую структуру: код главного распорядителя бюджетных средств – 3 знака, раздел – 2 знака, подраздел – 2 знака, код целевой статьи, включающий программный срез, – 7 знаков, код вида расходов – 3 знака, код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, – 3 знака.
Классификация расходов состоит из следующих видов кодов:
1) код главного распорядителя бюджетных средств;
2) код раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;
3) код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.
1. Главный распорядитель бюджетных средств.
Согласно Указаниям главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
В приложении № 7 к рассматриваемым Указаниям приведен перечень главных распорядителей средств федерального бюджета.
2. Разделы, подразделы, целевые статьи и виды расходов.
2.1. Разделы, подразделы.
В этой части Указаний говорится о том, что классификация расходов бюджетов содержит одиннадцать разделов, отражающих направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Разделы детализированы девяноста пятью подразделами, конкретизирующими направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.
В приложении № 2 к Указаниям приведены разделы и подразделы классификации расходов, являющиеся едиными и используемые при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Далее Указания содержат уже привычные Правила отнесения расходов всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующие разделы и подразделы классификации расходов, которые, скорее всего, в комментариях не нуждаются.
2.2. Целевые статьи.
Целевые статьи по-прежнему обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса, в пределах подразделов классификации расходов бюджетов.
Именно здесь произошло самое значимое изменение в части классификации расходов бюджетов.
Во-первых, в последние годы очень серьезно увеличилось количество видов расходов. Назрела ситуация, в которой трехзначный лимит вида расходов был практически исчерпан и требовалось принятие соответствующего решения. В этой связи был сделан сам собой напрашивающийся выбор – перенос функциональной нагрузки видов расходов в не задействованный до этого программный срез целевых статей, имеющий несравнимо больший ресурс для кодирования (еще в приказе Минфина России от 10.12.2004 № 114н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» появился программный срез целевых статей (4 – 7-й знаки семизначного кода целевой статьи), который с 2005 года в рамках целевой статьи 1000000 «Федеральные целевые программы» заполнили расходы на соответствующие целевые программы (подпрограммы). В остальных целевых статьях программный срез задействован не был).
Во-вторых, не менее значимым фактором, послужившим принятию подобного решения, явилась возможность переноса функциональной нагрузки бывших видов расходов в программный срез целевых статей, что само по себе устранило очень многие вопросы об увязке конкретных целевых статей с теми или иными видами расходов.
Код целевой статьи состоит из 7 знаков – 8 – 14 разряды 20-значного кода классификации расходов. При этом разряды 8 – 10 определяют код самой целевой статьи, разряды с 11 по 12 – код программы, при помощи которого осуществлена детализация целевых статей, разряды с 13 по 14 – код подпрограммы, конкретизирующий при необходимости направления расходования средств в рамках соответствующей программы.
В приложении № 3 к Указаниям приведен перечень целевых статей, задействованных в федеральном бюджете.
Перечни целевых статей, применяемых в бюджетах субъектов РФ и местных бюджетах, формирует соответствующий финансовый орган в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов (исключением являются перечни целевых статей бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций или межбюджетных субсидий. Указанные перечни определяются в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются указанные субвенции и межбюджетные субсидии).
Утверждаются указанные перечни в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных Бюджетным кодексом случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.
Порядок формирования перечня целевых статей и их структуры в части государственного управления субъектов РФ и муниципального управления аналогичен порядку формирования и структуре целевых статей, применяемых на федеральном уровне.
Нельзя также не остановиться на еще одном важном моменте – программный срез целевых статей, предназначенных для отражения расходов на обеспечение публичных нормативных обязательств, должен быть задействован следующим образом:
- код программы (4-, 5-й знаки семизначного кода целевой статьи) отражает принадлежность расходов к соответствующему закону, иному нормативно правовому акту, устанавливающему выплату;
- код подпрограммы (6-, 7-й знаки семизначного кода целевой статьи) конкретизирует виды выплат в рамках закодированного на уровне программы закона, иных нормативно правовых актов.
В данном разделе Указаний приводятся Правила отнесения расходов федерального бюджета на соответствующие целевые статьи классификации расходов бюджетов.
Подраздел «Программы» указанных Правил содержит перечень программ (подпрограмм), которые в силу их универсальности могут быть применены в различных целевых статьях. Именно поэтому раздел «Программы» представлен лишь программным срезом – 4 – 7-м знаками целевой статьи.
2.3. Виды расходов.
Уровень видов расходов в свете изложенного выше был сохранен, но, естественно, обрел иную нагрузку.
Виды расходов детализируют направление финансирования расходов бюджетов как по целевым статьям, так и по целевым программам расходов бюджетов.
Виды расходов классификации расходов бюджетов в части федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов на соответствующий год.
Перечни видов расходов, применяемых в бюджетах субъектов РФ и местных бюджетах, формирует соответствующий финансовый орган в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Утверждаются указанные перечни в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных Бюджетным Кодексом случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.
Согласно Указаниям порядок формирования перечня видов расходов аналогичен порядку его формирования на федеральном уровне.
Перечень видов расходов, приведенный в приложении № 4 к Указаниям, содержит виды расходов, задействованные в Федеральном законе от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».
Отдельные из них в силу своей универсальности могут быть использованы в бюджетах субъектов РФ и местных бюджетах.
Так, в первой двадцатке можно найти несколько универсальных видов расходов, в том числе:
001 «Выполнение функций бюджетными учреждениями»;
003 «Бюджетные инвестиции»;
005 «Социальные выплаты»;
006 «Субсидии юридическим лицам»;
012 «Выполнение функций государственными органами»;
013 «Прочие расходы»;
014 «Функционирование органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны»;
015 «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы»;
017 «Иные межбюджетные трансферты».
Вряд ли перечисленные виды расходов нуждаются в комментариях, поскольку функциональная нагрузка программы (подпрограммы) целевых статей дает однозначную подсказку, какой из этих видов расходов следует применить с той или иной целевой статьей. Кроме того, в рамках Правил отнесения расходов федерального бюджета на соответствующие виды расходов классификации расходов бюджетов приведены подробные расшифровки указанных выше видов расходов.
Для наглядности сказанного выше в части целевых статей и видов расходов приведу несколько примеров.
В 2007 году расходы на содержание центрального аппарата органов исполнительной власти отражены в бюджетах по целевой статье 0010000 «Руководство и управление в сфере установленных функций», увязанной с видом расходов 005 «Центральный аппарат». Начиная с 2008 года данные расходы будут отражены по целевой статье 0010400 «Центральный аппарат» (где 1 – 3-й знаки кода целевой статьи будут говорить о том, что это управленческие расходы), увязанной с видом расходов 012 «Выполнение функций государственными органами».
В 2007 году расходы на обеспечение медицинских стационаров отражены в бюджетах по целевой статье 470 0000 «Больницы, клиники, госпитали, медико-санитарные части», увязанной с видом расходов 327 «Обеспечение деятельности подведомственных учреждений». Начиная с 2008 года данные расходы будут отражены по целевой статье 470 9900 «Обеспечение деятельности подведомственных учреждений» (где 1 – 3-й знаки кода целевой статьи будут говорить о том, что это за подведомственные учреждения), увязанной с видом расходов 001 «Выполнение функций бюджетными учреждениями».
3. Классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов. Это всего лишь новое наименование составной части классификации расходов бюджетов, сменившее привычное «экономическая классификация расходов» и связанное с появлением универсальной для доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов «классификации операций по их экономическому содержанию».
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов является группировкой источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Данная классификация также значительно изменилась.
Во-первых, в рамках данной классификации теперь объединены источники как внутреннего, так и внешнего финансирования дефицитов бюджетов, что позволил сделать один из знаков 20-значного ее кода, не задействованный в 2007 году.
Во-вторых, кардинально изменилась ее внутренняя структура, которая была сформирована на основе статей 23, 94 – 96 БК РФ (в редакции Закона № 63-ФЗ).
Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из 20 разрядов и включает:
1) код главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов (1 – 3-й разряды);
2) код группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов (4 – 17-й разряды);
3) код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов (18 – 20-й разряды).
Разделом IV Указаний дана достаточно подробная информация к составным частям данной классификации, поэтому лишний раз останавливаться на этом, я думаю, не стоит.
Классификация операций сектора государственного управления
До недавнего времени в составе бюджетной классификации отсутствовала универсальная для доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов классификация операций по их экономическому содержанию, что не позволяло объединить бюджетную классификацию с планом счетов бюджетного учета и перейти к внедрению элементов метода начислений.
В целях устранения этих принципиальных недостатков сложившейся системы бюджетного учета Указаниями утверждена классификация операций сектора государственного управления. К данному сектору относятся органы государственной власти (органы местного самоуправления) и государственные (муниципальные) учреждения.
Согласно Указаниям классификация операций сектора государственного управления является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания. Данная классификация, приведенная в приложении № 5 к Указаниям, состоит из следующих групп:
100 «Доходы»;
200 «Расходы»;
300 «Поступление нефинансовых активов»;
400 «Выбытие нефинансовых активов»;
500 «Поступление финансовых активов»;
600 «Выбытие финансовых активов»;
700 «Увеличение обязательств»;
800 «Уменьшение обязательств».
В разделе Указаний, регламентирующем порядок применения классификации операций сектора государственного
управления, приведены краткие описания и расшифровки включенных в данную классификацию статей и подстатей.
Однако не все из ее составляющих здесь можно обнаружить. Сделано это абсолютно сознательно, ведь Указания имеют направленность и используются участниками бюджетного процесса при составлении и исполнении бюджетов. Соответственно, в целях Указаний в данном разделе определен порядок применения именно тех статей и подстатей классификации, которые непосредственно используются при составлении и исполнении бюджетов. Что касается порядка применения статей и подстатей данной классификации, необходимых для целей бюджетного учета, то он абсолютно логично регламентируется нормативными актами Минфина России, регулирующими бюджетный учет.
Перед тем как затронуть тему расшифровки статей и подстатей, необходимо отметить, что и наименования отдельных из них претерпели изменения. Для наглядности приведу их в формате таблицы:
Коды и наименования статей (подстатей) |
экономических классификаций доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов (приказ № 168н) | классификации сектора государственного управления (приказ № 74н) |
по группе 100 «Доходы» |
150 | Безвозмездные и безвозвратные поступления от бюджетов | 150 | Безвозмездные поступления от бюджетов |
152 | Перечисления от наднациональных организаций и правительств иностранных государств | 152 | Поступления от наднациональных организаций и правительств иностранных государств |
153 | Перечисления от международных финансовых организаций | 153 | Поступления от международных финансовых организаций |
по группе 200 «Расходы» |
210 | Оплата труда и начисления на оплату труда | 210 | Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда |
213 | Начисления на оплату труда | 213 | Начисления на выплаты по оплате труда |
220 | Приобретение услуг | 220 | Оплата работ, услуг |
225 | Услуги по содержанию имущества | 225 | Работы, услуги по содержанию имущества |
226 | Прочие услуги | 226 | Прочие работы, услуги |
230 | Обслуживание долговых обязательств | 230 | Обслуживание государственного (муниципального) долга |
231 | Обслуживание внутренних долговых обязательств | 231 | Обслуживание внутреннего долга |
232 | Обслуживание внешних долговых обязательств | 232 | Обслуживание внешнего долга |
240 | Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям | 240 | Безвозмездные перечисления организациям |
241 | Безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям | 241 | Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям |
242 | Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций | 242 | Безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций |
250 | Безвозмездные и безвозвратные перечисления бюджетам | 250 | Безвозмездные перечисления бюджетам |
по группе 700 «Увеличение обязательств» |
710 | Увеличение задолженности по внутренним долговым обязательствам | 710 | Увеличение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу |
720 | | 720 | Увеличение задолженности по внешнему государственному долгу |
по группе 800 «Уменьшение обязательств» |
810 | Уменьшение задолженности по внутренним долговым обязательствам | 810 | Увеличение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу |
820 | Уменьшение задолженности по внешним долговым обязательствам | 820 | Увеличение задолженности по внешнему государственному долгу |
Что же касается порядка отражения тех или иных операций сектора государственного управления в разрезе соответствующих статей и подстатей данной классификации, то он, во всяком случае в настоящее время, не нуждается в комментариях, поскольку участники бюджетного процесса пока не сформулировали конкретных вопросов.
Единственное, о чем здесь стоит сказать, – это то, что уже привычные нам расшифровки экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации благополучно и лишь с немногочисленными новыми моментами инкорпорированы в структуру классификации сектора государственного управления. Ну и, раз уж затронута эта тему, отмечу эти новые моменты.
1. Вводящие многих в заблуждение слова «…расходы учреждения… в целях обеспечения собственных нужд», звучащие во многих преамбулах расшифровок статей и подстатей экономической классификации расходов бюджетов в Указаниях, утвержденных приказом № 168н, действующим в текущем году, изменены на слова «…расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации… в целях оказания государственных (муниципальных) услуг…», которые, безусловно, являются более корректными.
2. В расшифровке подстатьи 221 «Услуги связи» прописано новое направление использования средств: «пользование почтовыми абонентскими ящиками».
3. Подстатья 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» дополнена новым абзацем следующего содержания «проведение ремонта инженерных систем и коммуникаций, в том числе систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, включая работы по восстановлению эффективности функционирования этих коммунальных систем путем их гидродинамической, гидрохимической очистке и т.п.». Благодаря последним строкам этого нового абзаца снимется наконец-то проблема отражения расходов на «никому не понятные» технологические нужды.
4. В подстатье 226 «Прочие услуги» отредактирован, а из статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств» исключен абзац, связанный с проведением подрядных проектных и изыскательских работ. Это значит, что расходы на проведение подрядных проектных и изыскательских работ в целях разработки проектно-сметной документации для строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов подлежат отражению по подстатье 226 «Прочие услуги» независимо от временного фактора привлечения услуг по проведению этих работ. Иными словами, по указанной подстатье с 1 января 2008 года подлежат отражению как расходы на оплату работ, предшествующих строительству, реконструкции, техническому перевооружению объектов, так и расходы на оплату указанных работ, необходимость в которых возникает в процессе проведения строительно-монтажных работ на объектах.
5. В преамбуле подстатьи 242 «Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций» появилось упоминание о расходах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на предоставление субсидий индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг (до 2007 года включительно была проблема с порядком отражения субсидий, предоставляемых личным подсобным хозяйствам (по сути, физическим лицам), заключающаяся в названии 242-й подстатьи, и указанные расходы отражались по статье 290 «Прочие расходы», но с 2008 года все же ориентир в этой проблеме был сделан на экономическое содержание данных расходов, что и повлекло указанное новшество).
Можно сказать, что это все изменения, которые затронули расходную часть классификации операций сектора государственного управления.
Ну что же, мы с вами достаточно подробно ознакомились с положениями приказа Минфина России от 24.08.2007 № 74н, который вступает в действие с 1 января 2008 года.
Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что в приказе много новых моментов, на большинство из которых участников бюджетного процесса настроил в свое время Федеральный закон от 26.04.2007 № 63-ФЗ, так что говорить о том, что основные темы Указаний явились неожиданностью, не приходится.
Главной в этом приказе все же, несмотря на серьезное изменение структуры бюджетной классификации, остается появившаяся возможность обеспечения большей свободы органов государственной власти и местного самоуправления в ходе бюджетного процесса.
Действительно, отдельные положения приказа № 74н свидетельствуют о существенном расширении самостоятельности каждого уровня власти при определении целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов, а также статей и видов источников классификации источников финансирования дефицитов бюджетов, состав которых определяют специфика и потребности бюджетов, зависящие от принадлежности конкретного бюджета тому или иному уровню бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, уже на этапе составления и рассмотрения проектов бюджетов появилась возможность адаптации бюджетной классификации к специфике и потребностям каждого бюджета.