Корзина пуста

 Подписка на 2024 год

Закажите бесплатный образец журнала, написав по адресу adm-sovetnik@yandex.ru

 

 

 


 

 

Видеошпаргалка по сверке с ФНС по ЕНП: инвентаризация расчетов
Ссылка на видео:


 

 

 



(495) 258-00-27 (многоканальный)
На главную > Журналы > Советник бухгалтера бюджетной сферы > Выпуск № 1(61), Январь, 2008 > Исполнение федерального бюджета: что нового в 2008 году?

Исполнение федерального бюджета: что нового в 2008 году?

Рубрика: 0260Исполнение бюджетов

Е.А. Король, советник государственной гражданской службы 3-го класса Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю

Вот и наступил новый год, в том числе и финансовый. По сложившейся в нашей стране традиции начало нового финансового года связано с введением тех или иных изменений, в том числе и в процесс исполнения федерального бюджета. Вступают в действие новые документы, изменяются правила и процедуры исполнения бюджета. В данной статье мы предлагаем вашему вниманию обзор основных документов по исполнению федерального бюджета в 2008 году.

 

О лимитах и объемах финансирования

Приказом Минфина России от 22.11.2007 № 114н утвержден Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета).

Лимиты бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета утверждаются на текущий финансовый год и плановый период в разрезе ведомственной структуры и операций сектора государственного управления. Лимиты бюджетных обязательств утверждаются министром финансов Российской Федерации одновременно с утверждением сводной росписи и должны в части ведомственной структуры соответствовать ее показателям. Лимиты бюджетных обязательств утверждаются на текущий финансовый год и плановый период в размере бюджетных ассигнований, установленных Законом о бюджете, за исключением:

- лимитов бюджетных обязательств по расходам, финансовое обеспечение которых в соответствии с Законом осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (федеральным органом исполнительной власти);

- лимитов бюджетных обязательств в случае включения строек и объектов, не обеспеченных утвержденной проектно-сметной документацией, в распределение предусмотренных Законом бюджетных ассигнований по объектам капитального строительства.

Главные распорядители (главные администраторы источников) доводят показатели бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств до соответствующих подведомственных распорядителей (получателей) средств федерального бюджета (администраторов источников) до начала текущего финансового года. 

В 2007 году,  согласно приказу Минфина России от 08.12.2006 № 163н, финансирование расходов федерального бюджета осуществлялось главными распорядителями в соответствии с квартальными предельными объемами финансирования расходов, соответствующими сводной росписи с учетом вносимых уточнений, доведенных казначейскими уведомлениями в разрезе разделов, подразделов.

Выделим основные изменения, касающиеся порядка ведения сводной бюджетной росписи в 2008 году:

1. В сводной бюджетной росписи нет квартального распределения ассигнований.

2. Распорядители и получатели средств федерального бюджета, находящиеся в ведении главного распорядителя средств федерального бюджета, получат не квартальный, а годовой объем финансирования расходов.

Напомним, что в 2007 году расходные расписания в адрес распорядителей и получателей средств федерального бюджета содержали в себе годовые значения лимитов бюджетных обязательств и квартальные объемы финансирования. Естественно, это ограничивало бюджетные учреждения в осуществлении расходов, а также создавало дополнительную нагрузку как на главного распорядителя средств, так и на органы Федерального казначейства, поскольку количество подготавливаемых распорядителем и обрабатываемых Казначейством расходных расписаний было достаточно велико.

Таким образом, отсутствие квартального распределения ассигнований значительно облегчит технологию ведения росписи в Минфине России и у главных распорядителей средств федерального бюджета; доведение годовых объемов финансирования в начале года снимет ограничения в деятельности главных распорядителей и получателей бюджетных средств и минимизирует количество операций между распорядителями и получателями средств. 

Доведение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) главными распорядителями (главными администраторами источников) до находящихся в их ведении распорядителей и (или) получателей средств федерального бюджета (администраторов источников) осуществляется через органы Федерального казначейства в порядке, установленном Минфином России. Как и прежде, такой порядок утвержден приказом Минфина России от 10.06.2003 № 50н.

Внимание! Приказом Минфина России от 12.11.2007 № 102н Порядок организации работы по доведению через органы Федерального казначейства объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета изложен в новой редакции. 

Во-первых, теперь этот порядок называется так: «Порядок доведения через Федеральное казначейство и его территориальные органы объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования расходов федерального бюджета».

Во-вторых, бюджетное учреждение вправе выбрать способ представления расходных расписаний в Казначейство. Указано, что документы представляются в орган Федерального казначейства на бумажных носителях с одновременным представлением на машинном носителе информации без электронной цифровой подписи. А при наличии электронного документооборота между главным распорядителем, распорядителем, получателем (иным получателем) и органом Федерального казначейства порядок представления документов с применением электронной цифровой подписи по системе электронного документооборота определяется соответствующим договором (соглашением) об обмене электронными документами.

В-третьих, значительно расширен раздел 4 Порядка «Некоторые особенности доведения лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов». Теперь в нем регламентированы, например, порядок передачи доведенных расходными расписаниями лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов при межведомственной реорганизации и порядок передачи доведенных расходными расписаниями лимитов бюджетных обязательств и объемов расходов при осуществлении главным распорядителем в течение финансового года внутриведомственной реорганизации сети подведомственных учреждений и др.

Подробнее об основных изменениях, внесенных в Порядок, читайте в статье Н.В. Ероховой, «Советник бухгалтера бюджетной сферы» № 12 за 2007 год.

 

Особенности использования средств федерального бюджета

24 июля 2007 года Президент Российской Федерации подписал Закон № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (далее – Закон о бюджете).

Статьей 6 Закона о бюджете определены особенности использования средств, получаемых федеральными бюджетными учреждениями в 2008 году. Указано, что средства в валюте Российской Федерации, полученные федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, учитываются на лицевых счетах, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства. Как вы знаете, приказом Минфина России от 21.06.2001 № 46н утвержден Порядок открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов.

Внимание! Приказом Минфина России от 12.11.2007 № 106н порядок работы со средствами, полученными от предпринимательской деятельности, изложен в новой редакции.  

В порядок внесены существенные изменения. Так, пунктом 5 приказа № 106н установлено, что при осуществлении операций с внебюджетными средствами информационный обмен между органом Федерального казначейства и клиентом осуществляется посредством обмена электронными документами с применением средств электронной цифровой подписи в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями. Информационный обмен осуществляется в соответствии с договором (соглашением), заключенным органом Федерального казначейства с клиентом. При отсутствии соответствующей технической возможности информационного обмена в электронном виде обмен информацией осуществляется на бумажных носителях.

Таким образом, преимущественный способ предоставления документов – электронный, и лишь при невозможности электронного обмена может использоваться бумажный документооборот.

Как и прежде, лицевым счетам по учету внебюджетных средств присваивается код 06 (первые цифры номера лицевого счета). Расходование средств с этих счетов осуществляется федеральными бюджетными учреждениями в соответствии с генеральными разрешениями (разрешениями), оформленными главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета в установленном Минфином России порядке. Также в органы Федерального казначейства предоставляются сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности, утвержденные в порядке, определяемом главными распорядителями средств федерального бюджета. Нововведением является предоставление вместе со сметой информации о смете доходов и расходов по средствам, полученным получателем средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности в электронном виде. При предоставлении главным распорядителем (распорядителем) средств полномочий по составлению и утверждению сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности и внесению изменений в нее получателю средств в орган Федерального казначейства представляется в электронном виде информация о смете и информация об изменениях к смете. Смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности на бумажном носителе в этом случае не представляется.

Подробнее об изменениях, внесенных в Порядок открытия и ведения лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов, читайте в статье Т.В. Саакян, «Советник бухгалтера бюджетной сферы» № 12 за 2007 год.

Как и прежде, законом о бюджете установлено, что средства, полученные от приносящей доход деятельности, не могут направляться федеральными бюджетными учреждениями на создание других организаций, покупку ценных бумаг и размещаться на депозиты в кредитных организациях.

Законом о бюджете также определены особенности использования средств по некоторым направлениям. Так, статьей 8 Закона о бюджете установлены особенности использования бюджетных ассигнований по обеспечению деятельности федеральных государственных органов и федеральных государственных учреждений.

Статья 9 Закона о бюджете устанавливает особенности использования бюджетных ассигнований в сфере образования. В ней указано, что Правительство РФ направляет в устанавливаемом им порядке бюджетные ассигнования, предусмотренные в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона на 2008 год по разделу «Образование» классификации расходов бюджетов:

1) на государственную поддержку подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования субъектов Российской Федерации;

2) на проведение эксперимента по государственной поддержке образовательного кредитования.

В статье 10 Закона о бюджете указаны особенности использования бюджетных ассигнований в сфере здравоохранения, физической культуры и спорта.

О доходах от сдачи в аренду имущества

Законом о бюджете определен порядок использования остатков средств федерального бюджета на 1 января 2008 года на счетах Федерального казначейства, образовавшихся по доходам федерального бюджета, полученным от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление федеральным государственным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, научного обслуживания российских академий наук, образовательным и архивным учреждениям.

Статьей 30 Закона о бюджете установлено, что эти остатки подлежат использованию в 2008 году в соответствии с п. 1 ч. 11 ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации». Напомним, что, согласно статье 5 вышеуказанного закона, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление федеральным бюджетным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, отражаются на лицевых счетах указанных учреждений, открытых в органах Федерального казначейства, и направляются на содержание и развитие их материально-технической базы сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой расходов федерального бюджета.

Порядок использования доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации и в муниципальной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям субъектов РФ (муниципальным бюджетным учреждениям) культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, устанавливается соответственно законом субъекта РФ и муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Положение о порядке осуществления операций за счет средств, поступающих в федеральный бюджет от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, имеющим право на дополнительное бюджетное финансирование, утверждено приказом Минфина России от 30.06.2004 № 57н.

Внимание! Приказом Минфина России от 12.11.2007 № 107н внесены изменения в приказ № 57н. Положение о порядке осуществления операций за счет средств, поступающих в федеральный бюджет от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, имеющим право на дополнительное бюджетное финансирование, изложено в новой редакции.

Как и прежде, основанием для открытия лицевого счета по дополнительному бюджетному финансированию за счет арендных платежей являются представленные в органы Федерального казначейства копии договоров на передачу в аренду федерального имущества, заключенных арендодателем с арендаторами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Арендодатели представляют в органы Федерального казначейства одновременно с копиями договоров на передачу в аренду федерального имущества оригиналы этих договоров. Уполномоченный работник органа Федерального казначейства осуществляет проверку реквизитов, срока действия договора, наименование арендодателя и арендатора и на представленной копии договора ставит отметку «принято», подпись и дату приема после сличения копии с представленным оригиналом договора, который возвращается арендодателю. При этом копия договора хранится в деле по оформлению лицевого счета, сформированного при открытии лицевого счета получателя средств федерального бюджета.

Что изменило в этом порядке? На первый взгляд – ничего. Однако в самом приказе № 57н ранее было указано, что арендодатели представляют в органы Федерального казначейства копии договоров. А письмом Минфина России от 10.09.2004 № 11-13Д-01/12-275 было разъяснено, что вместе с копиями договоров представляются и оригиналы, уполномоченный работник органа Федерального казначейства на представленной копии договора ставил отметку «принято», подпись и дату прием. Копии договоров оформлялись в отдельное дело.

Таким образом, теперь в самом приказе № 57н содержится положение о том, что предоставляется в орган Федерального казначейства (копия договора и его оригинал), что проверяет сотрудник Казначейства. А также указано, что копия договора хранится в юридическом деле клиента, а не в отдельном деле.

Обращаем ваше внимание, что внесено еще достачно много изменений в приказ № 57н. В данной статье мы не ставим цель озвучить все изменения и дополнения, так как это тема для отдельной статьи.

 

Об авансировании расходов

Постановлением Правительства РФ от 14.11.2007 № 778 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» установлено, что получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг вправе предусматривать авансовые платежи:

в размере 100 процентов суммы договора (контракта) – по договорам (контрактам) об оказании услуг связи, о подписке на печатные издания и об их приобретении, об обучении на курсах повышения квалификации, о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, путевок на санаторно-курортное лечение; по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, а также по договорам, подлежащим оплате за счет средств, полученных от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности;

в размере до 30 процентов суммы договора (контракта) – по остальным договорам (контрактам), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

 

О бюджетной классификации

Приказом Минфина России от 24.08.2007 № 74н с 1 января 2008 года введена новая бюджетная классификация. У всех участников бюджетного процесса было достаточно времени ознакомиться с новым документом. Более подробно об изменениях читайте статью В.Д. Новикова в этом номере журнала.

 

О наличных денежных средствах

Напомним, что приказом Минфина России от 18.10.2007 № 91н были внесены изменения в Правила осуществления операций по обеспечению наличными деньгами получателей средств федерального бюджета, утвержденные приказом Минфина России от 21.09.2004 № 85н.

Так, абзац четвертый пункта 7 Правил был изложен в следующей редакции:

«Одновременно с заявкой получатель средств представляет в орган Федерального казначейства денежный чек, оформленный отдельно на каждую заявку. Заявка представляется получателем средств в форме электронного документа с применением электронной цифровой подписи (далее – в электронном виде) при наличии электронного документооборота между получателем средств и органом Федерального казначейства, в соответствии с договором об обмене электронными документами либо на бумажном носителе с одновременным представлением информации в электронном виде без электронной цифровой подписи (далее – на бумажном носителе). Если заявка представляется получателем средств на бумажном носителе, то в порядке исключения она может быть представлена получателем средств по факсимильной связи накануне дня получения наличных денег с последующим представлением ее на бумажном носителе вместе с денежным чеком в день получения наличных денег».

Таким образом, заявка может представляться в электронном виде, то есть с применением ЭЦП или на бумажном носителе с одновременным представлением в электронном виде без ЭЦП.

В приложении № 3 к Правилам слова «Подпись доверенного лица ___ удостоверяем» исключены.

Несколько слов о лимите остатка кассы. Лимит остатка кассы – это та сумма наличных денег, которую организация может оставлять в кассе на конец рабочего дня. Лимит остатка кассы устанавливается ежегодно всем предприятиям, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности организации.   

В условиях финансирования расходов федерального бюджета и учета операций с внебюджетными средствами через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, клиентом учреждения Банка России или уполномоченных кредитных организаций по операциям с бюджетными и внебюджетными средствами получателей средств федерального бюджета является орган Федерального казначейства.

Орган Федерального казначейства, в соответствии с возложенными на него функциями, устанавливает единый лимит остатка кассы по бюджетным и внебюджетным средствам и представляет в учреждение Банка России или кредитную организацию, осуществляющую его расчетно-кассовое обслуживание, Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу. Указанный Расчет составляется органом Федерального казначейства методом консолидации предварительно утвержденных им аналогичных расчетов, представленных получателями средств федерального бюджета, открывшими у него лицевые счета.

Таким образом, распорядители и получатели средств федерального бюджета для установления лимита остатка кассы обращаются в орган Федерального казначейства по месту своего обслуживания.  

Обращаем ваше внимание, что Минфин России не исключает возможности установления лимита остатка кассы в сумме, превышающей ежедневный расход наличных денег, для учреждений, подведомственных главным распорядителям средств федерального бюджета, чья деятельность связана со специальными режимами работы, в случае предоставления соответствующими федеральными органами исполнительной власти обоснованного заключения по данному вопросу. Разъяснения по данному вопросу даны в письме Минфина России от 06.09.2007 № 10-8-5/3757. До органов Федерального казначейства данное письмо доведено письмом Казначейства РФ от 19.09.2007 № 42-7.1-15/5.3-360.

© 

Полное или частичное воспроизведение или распространение, каким либо способом (в том числе в сети Интернет) материалов,  опубликованных на сайте www.sovbuh.ru, допускается только с письменного разрешения редакции. 
Издательский Дом «Советник бухгалтера», 2008-2024
115280 г. Москва, а/я 16                                                                                                                                            admin   
Телефоны  (495) 258-00-27



Карта сайта
Разработка и дизайн сайта
Webprofy

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования.