Должно ли наше учреждение платить за негативное воздействие на окружающую среду? Ежегодно со «Спецавтохозяйством» продлевается договор на вывоз твердых бытовых отходов. В учреждении имеется подсобное хозяйство, имеются 13 единиц автотранспорта. Если должны платить, то за счет каких средств? Льгот по данному налогу в законодательстве не предусмотрено, и Ростехнадзор предложил нам изготовить экологические проекты и оплачивать налог.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Плата взимается:
- за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
- за сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
- за размещение отходов производства и потребления.
Согласно Определению КС РФ от 10.12.2002 № 284-О (далее – Определение № 284-О) платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят компенсационный характер и взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающею среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещать отходы и оказывать иные виды негативного воздействия.
Обязанность по внесению платы распространяется на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (независимо от их организационно-правовой формы), осуществляющих негативное воздействие на окружающую среду.
Как разъяснил Ростехнадзор в письме от 09.06.2007 № 04-09/694 «О взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» под термином «природопользование», предусмотренным Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды негативного воздействия, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 (далее – Порядок), понимается пользование природной средой (природой), которая включает совокупность компонентов природной среды (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле), природных и природно-антропогенных объектов.
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками (для различных видов топлива), сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления приведены в соответствующем приложении к постановлению Правительства РФ от 12.06.2003 № 344.
Таким образом, как в период до 10 декабря 2002 года, так и после действовал и действует прежний порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, определяемый в соответствии с вышеуказанными постановлениями Правительства РФ.
Исходя из изложенного, в ситуации, описанной в вопросе, организация обязана платить за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 7 Порядка платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их – за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.
Таким образом, предложение Ростехнадзора в указанной ситуации правомерно.
Следует отметить, что в силу положений статьи 1 НК РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации. Однако НК РФ не содержит такого налога и сбора, как плата за негативное воздействие на окружающую среду.
В упомянутом выше Определении № 284-О Конституционный Суд РФ отметил, что плата за негативное воздействие на окружающую среду носит неналоговый характер и не является налогом в том смысле, который придает данному понятию статья 8 НК РФ.