Корзина пуста

 Подписка на 2024 год

Закажите бесплатный образец журнала, написав по адресу adm-sovetnik@yandex.ru

 

 

 


 

 

Видеошпаргалка по сверке с ФНС по ЕНП: инвентаризация расчетов
Ссылка на видео:


 

 

 



(495) 258-00-27 (многоканальный)
На главную > Журналы > Советник бухгалтера бюджетной сферы > Выпуск № 4(64), Апрель, 2008 > Неналоговые доходы местных бюджетов: отражение поступлений в разрезе классификации доходов

Неналоговые доходы местных бюджетов: отражение поступлений в разрезе классификации доходов

Рубрика: 0280Бюджетная классификация

И.Ю. Кузьмин, консультант Отдела методологии бюджетного учета, бюджетной отчетности и бюджетной классификации Департамента бюджетной политики Минфина России

Статьей 6 Федерального закона от 25.09.1997 № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» установлено: «Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам».

Согласно положениям бюджетного законодательства Российской Федерации источниками формирования доходной части местных бюджетов являются собственные доходы и доходы за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.

К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов РФ, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты.

Неналоговые доходы местных бюджетов формируются в соответствии с положениями статей 41, 42 и 46 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно положениям Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 63-ФЗ) с 1 января 2008 года вступила в силу новая редакция главы 9 «Доходы местных бюджетов» БК РФ, в том числе входящей в нее статьи 62 «Неналоговые доходы местных бюджетов».

Ниже будут приведены рекомендации по отражению поступлений в местные бюджеты в разрезе кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 24.08.2007 № 74н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

Новой редакцией статьи 62 «Неналоговые доходы местных бюджетов» БК РФ установлены перечень источников неналоговых доходов местных бюджетов, а также нормативы их зачисления в указанные бюджеты:

1) доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных (зачисляются в соответствующий бюджет по нормативу 100%), отражаются по коду 000 1 11 07010 00 0000 120 «Доходы от перечисления части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей»;

Согласно положениям Закона № 63-ФЗ из новой редакции статьи 41 «Виды доходов бюджетов» исключен такой вид доходов бюджетов, как средства от реализации имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также казенных предприятий. Соответственно, в приложении № 1 «Классификация доходов бюджетов» к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации отсутствуют коды для отражения указанных поступлений;

2) доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных (по нормативу 100%) – по коду 000 1 14 02000 00 0000 000 «Доходы от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных)».

3) доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями (зачисляются в полном объеме в бюджет, получателем средств которого была оказана платная услуга), – по коду 000 1 13 03000 00 0000 130 «Прочие доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства» или 000 3 02 01000 00 0000 130 «Доходы от продажи услуг» в зависимости от порядка отражения указанных поступлений, установленном муниципальным правовым актом;

4) часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, определяемых в порядке, установленном муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, – 000 1 11 07010 00 0000 120 «Доходы от перечисления части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей»;

5) в бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40% – 000 1 12 01000 01 0000 120 «Плата за негативное воздействие на окружающую среду»;

6) в бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления, по нормативу 100%:

000 1 13 02023 04 0000 130 «Сборы за выдачу органами местного самоуправления городских округов лицензий на розничную продажу алкогольной продукции»;

000 1 13 02024 05 0000 130 «Сборы за выдачу органами местного самоуправления муниципальных районов лицензий на розничную продажу алкогольной продукции»;

7) плата за пользование бюджетными кредитами зачисляется в полном объеме в бюджет, за счет средств которого предоставлен бюджетный кредит:

0001 11 03040 04 0000 120 «Проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов внутри страны за счет средств бюджетов городских округов»;

0001 11 03050 05 0000 120 «Проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов внутри страны за счет средств бюджетов муниципальных районов»;

000 1 11 03050 10 0000 120 «Проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов внутри страны за счет средств бюджетов поселений».

В бюджеты городских округов до разграничения государственной собственности на землю поступают:

8) доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков – по нормативу 80%:

000 1 11 05010 04 0000 120 «Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков»;

9) доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, – по нормативу 80%:

000 1 14 06012 04 0000 420 «Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов».

В бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю поступают:

10) доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков – по нормативу 50%:

000 1 11 05010 10 0000 120 «Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков»;

11) доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах межселенных территорий муниципальных районов, – по нормативу 100%:

000 1 14 06013 05 0000 420 «Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах межселенных территорий муниципальных районов»;

12) доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, – по нормативу 50%:

000 1 14 06014 10 0000 420 «Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений»;

13) доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах межселенных территорий муниципальных районов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков – по нормативу 100%:

000 1 11 05010 05 0000 120 «Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах межселенных территорий муниципальных районов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков».

В бюджеты поселений до разграничения государственной собственности на землю поступают:

14) доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков – по нормативу 50%:

000 1 11 05010 10 0000 120 «Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков»;

15) доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, – по нормативу 50%:

000 1 14 06014 10 0000 420 «Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений»;

16) в бюджеты поселений, муниципальных районов, городских округов подлежит зачислению плата за пользование водными объектами в зависимости от права собственности на водные объекты по нормативу 100%:

000 1 12 05040 04 0000 120 «Плата за пользование водными объектами, находящимися в собственности городских округов»;

000 1 12 05050 05 0000 120 «Плата за пользование водными объектами, находящимися в собственности муниципальных районов»;

000 1 12 05050 10 0000 120 «Плата за пользование водными объектами, находящимися в собственности поселений».

Кроме того, к значимым нововведениям можно отнести включение в перечень доходов бюджетов средств самообложения граждан (статья 41 БК РФ).

Аналогичной нормы в предыдущей редакции БК РФ не было, упоминание о средствах самообложения граждан как об одном из видов доходов местных бюджетов содержалось в статье 55 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ).

Согласно положениям Закона № 131-ФЗ под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения.

Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен.

Данное положение распространяется исключительно на граждан, проживающих в границах муниципального образования, но не на организации.

Формулировка статьи 41 БК РФ в новой редакции императивно утверждает, что «к неналоговым доходам бюджетов относятся ... средства самообложения граждан».

Можно предположить, что законодатель подразумевает, что средства самообложения граждан должны относиться к неналоговым доходам всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Однако процедуры, аналогичной закрепленной в Законе № 131-ФЗ применительно к вопросам по данным разовым платежам, Бюджетный кодекс РФ не содержит.

Таким образом, для применения этой нормы БК РФ необходимо, по мнению автора, решить вопрос о ее соответствии основному закону Российской Федерации – Конституции, а также предусмотреть порядок ввода и использования данных платежей как на федеральном уровне, так и на уровне региональном;

17) средства самообложения граждан:

000 1 17 05040 04 0000 180 «Прочие неналоговые доходы бюджетов городских округов»;

000 1 17 05050 05 0000 180 «Прочие неналоговые доходы бюджетов муниципальных районов»;

000 1 17 05050 10 0000 180 «Прочие неналоговые доходы бюджетов поселений».

 

Администратором указанных поступлений (1 3-й знаки кода классификации доходов) будет выступать орган местного самоуправления, на который соответствующим решением представительного органа муниципального образования будут возложены обязанности по осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисления, учета, принятия решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, поступивших в бюджет в ходе самообложения.

 

Имеет значение и еще одно изменение, внесенное Законом № 63-ФЗ в статью 46 БК РФ, посвященную вопросам мобилизации в доход бюджетов штрафов и иных сумм принудительного изъятия. Указанная статья стала в новой редакции более конкретной: теперь в ней прописаны нарушения законодательства Российской Федерации и также суммы, взыскиваемые за их совершение, и распределение данных сумм по бюджетам бюджетной системы Российской Федерации;

18) в частности, статьей 46 Бюджетного кодекса РФ также предусмотрены следующие виды доходов местных бюджетов от взимания штрафов и иных сумм принудительного изъятия:

? за нарушение водного законодательства, установленное на водных объектах, находящихся в муниципальной собственности, – соответственно в местный бюджет по нормативу 100%:

0001 16 25083 04 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение водного законодательства, установленное на водных объектах, находящихся в собственности городских округов»;

0001 16 25084 05 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение водного законодательства, установленное на водных объектах, находящихся в собственности муниципальных районов»;

0001 16 25085 10 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение водного законодательства, установленное на водных объектах, находящихся в собственности поселений».

? суммы денежных взысканий (штрафов), предусмотренных статьями 116, 117 и 118, пунктами 1 и 2 статьи 120, статьями 125, 126, 128, 129, 129.1, 132, 133, 134, 135, 135.1 Налогового кодекса РФ – в бюджеты муниципальных районов, городских округов, по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа), – по нормативу 50%:

000 1 16 03010 01 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренные статьями 116, 117, 118, пунктами 1 и 2 статьи 120, статьями 125, 126, 128, 129, 1291, 132, 133, 134, 135, 1351 Налогового кодекса Российской Федерации».

? суммы денежных взысканий (штрафов) за административные правонарушения в области налогов и сборов, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, – в бюджеты муниципальных районов, городских округов по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа) по нормативу 50%:

000 1 16 03030 01 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области налогов и сборов, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях».

? суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение бюджетного законодательства РФ (в части бюджетов поселений, бюджетов муниципальных районов, бюджетов городских округов), а также денежных взысканий (штрафов), установленных правовыми актами органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, – по нормативу 100%:

000 1 16 18040 04 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение бюджетного законодательства (в части бюджетов городских округов)»;

000 1 16 18050 05 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение бюджетного законодательства (в части бюджетов муниципальных районов)»;

000 1 16 18050 10 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение бюджетного законодательства (в части бюджетов поселений)».

? суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход поселений, муниципальных районов, городских округов, в соответствии с законодательством РФ и решениями судов, – по нормативу 100%:

000 1 16 90040 04 0000 140 «Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов»;

000 1 16 90050 05 0000 140 «Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты муниципальных районов»;

000 1 16 90050 10 0000 140 «Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты поселений».

? суммы от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования, а также по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, – в бюджеты муниципальных районов, городских округов по месту причинения вреда окружающей среде – по нормативу 100%:

000 1 14 03012 01 0000 410 «Средства от распоряжения и реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доход Российской Федерации (в части реализации основных средств по указанному имуществу)» и 000 1 14 03012 01 0000 440 «Средства от распоряжения и реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доход Российской Федерации (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу)» классификации доходов бюджетов исходя из критериев отнесения материальных объектов к объектам основных средств, установленных приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н «Об утверждении инструкции по бюджетному учету».

 

© 

Полное или частичное воспроизведение или распространение, каким либо способом (в том числе в сети Интернет) материалов,  опубликованных на сайте www.sovbuh.ru, допускается только с письменного разрешения редакции. 
Издательский Дом «Советник бухгалтера», 2008-2024
115280 г. Москва, а/я 16                                                                                                                                            admin   
Телефоны  (495) 258-00-27



Карта сайта
Разработка и дизайн сайта
Webprofy

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования.