О порядке формирования государственного задания в 2016 году
Недавно вышедшее постановление Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» существенно меняет порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания начиная с 2016 года.
Положение № 640 вступает в силу с 1 января 2016 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.
С этой же даты утратит силу действующее в настоящее время постановление Правительства РФ от 02.09.2010 № 671.
Расходы на защитные головные уборы
В пункте 118 Инструкции по применению Единого плана счетов (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № № 157н) указано, что в состав специальной одежды входят: специальная одежда, специальная обувь и предохранительные приспособления (комбинезоны, костюмы, куртки, брюки, халаты, различная обувь, рукавицы, очки, противогазы, респираторы, другие виды специальной одежды).
Таким образом, как отмечается в письме Минфина России от 04.06.2015 № 02-05-10/32375, защитные головные уборы, входящие в состав специальной одежды, относятся к материальным запасам вне зависимости от срока их службы.
Поправки в Трудовой кодекс
Федеральный закон от 29.06.2015 № 200-ФЗ внес изменения в статью 64 Трудового кодекса РФ. Согласно поправкам причина отказа в заключение трудового договора должна быть доведена в письменной форме до сведения заинтересованного лица в семидневный срок.
А Федеральным законом от 29.06.2015 № 201-ФЗ внесены изменения в статьи 84.1 и 261 Трудового кодекса РФ, направленные на усиление гарантий для беременных женщин.
Учет драгоценных металлов, камней и продукции из них
Ордена, медали, почетные знаки, относящиеся к наградам, содержащие драгоценные металлы, подлежат учету на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры». При этом порядок учета, инвентаризации, списания наград, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, формируемый в рамках учетной политики, следует устанавливать с учетом требований Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 29.08.2001 № 68н, и постановления Правительства РФ от 28.09.2000 № 731, которым утверждены Правила учета и хранения драгоценных металлов, камней и продукции из них.
Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 22.05.2015 № 02-07-10/29733.
Учет объектов имущества, составляющих государственную (муниципальную) казну
Согласно пункту 25 Инструкции по применению Единого плана счетов (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н) первоначальной (фактической) стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением безвозмездно, в том числе по договору дарения, признается их текущая оценочная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.
Учет объектов имущества (нефинансовых активов), составляющих государственную (муниципальную) казну Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, осуществляется на соответствующем счете аналитического учета счета 0 10800 000 «Нефинансовые активы имущества казны».
Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 27.05.2015 № 02-07-10/30484.
Расчеты по ущербу и иным доходам
Расчеты по суммам принудительного изъятия (задолженности по штрафам, пеням и неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг) в соответствии с пунктом 220 Инструкции по применению Единого плана счетов (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н) операции учитываются на счете 0 20900 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам».
Начисление доходов на сумму оспариваемых требований (пеней, штрафов, неустойки), по мнению ведомства, следует отражать по дебету счета 0 20940 560 «Увеличение дебиторской задолженности по ущербу по суммам принудительного изъятия» и кредиту счета 0 40110 140 «Доходы от сумм принудительного изъятия».
Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 29.05.2015 № 02-07-10/31334.
Пример заполнения формы Отчета (ф. 0503737)
В дополнение к письму от 15.04.2015 № 02-07-07/21402 Минфин России направляет примеры заполнения Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737), формируемого бюджетными и автономными учреждениями по отдельным хозяйственным операциям.
Примеры заполнения формы Отчета (ф. 0503737) приведены в приложении к письму Минфина России от 01.07.2015 № 02-07-07/38257.
Выдача работнику трудовой книжки или вкладыша
При выдаче казённым учреждением (органом власти, органом местного самоуправления) своим сотрудникам трудовых книжек и вкладышей в них налог на добавленную стоимость применяется в общеустановленном порядке. Позиция по данному вопросу выражена в письмах Минфина России от 06.08.2009 № 03-07-11/199, в п. 6 письма от 16.08.2013 № 03-03-5/33508.
Что касается налогообложения налогом на прибыль организаций сумм, взимаемых работодателем с работника в оплату бланков трудовых книжек, то необходимо учитывать следующее. Казённые учреждения в соответствии с положениями главы 25 НК РФ являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.
Согласно положениям пунктов 46–47 Правил ведения и хранения трудовых книжек (утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225) обеспечение бланками трудовых книжек и вкладышами в нее работодателей осуществляется на платной основе. При выдаче работнику трудовой книжки или вкладыша в нее работодатель взимает с него плату, размер которой определяется размером расходов на их приобретение.
Если доходы в виде платы, взимаемой работодателем с работника в оплату бланков трудовых книжек (вкладышей в них), не превышают расходы на приобретение указанных бланков, то у казённого учреждения налогооблагаемой прибыли не возникает.
Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 23.06.2015 № ГД-4-3/10833@.
Изменения в Классификацию основных средств
Правительство РФ постановлением от 06.07.2015 № 674 сократило срок полезного использования фото- и киноаппаратуры для целей налогообложения. Соответствующие поправки внесены в Классификацию основных средств (утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1), согласно которым указанная аппаратура отнесена к третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше трех, но не более пяти лет).
Раньше она находилась в пятой амортизационной группе как имущество со сроком полезного использования свыше 7 до 10 лет включительно.
Отпуск в удобное для работника время
Работники, у которых есть дети-инвалиды, теперь получили право выбрать удобное время отпуска. Причем такое право получили не только родители несовершеннолетних детей-инвалидов, но и опекуны, попечители, приемные родители. Это установлено Федеральным законом от 13.07.2015 № 242-ФЗ. Соответствующие поправки внесены в Трудовой кодекс РФ.
Усовершенствованный порядок разработки госпрограмм
Правительство РФ усовершенствовало порядок разработки государственных программ РФ.
Как установлено постановлением от 17.07.2015 № 721, Минэкономразвития России и Минфин России теперь будут формировать перечень государственных программ в том числе исходя из стратегии социально-экономического развития РФ, отраслевых документов стратегического планирования РФ и с учетом основных направлений деятельности Правительства РФ.
Установлено, что государственные программы, утвержденные Правительством РФ, размещаются на сайте их ответственных исполнителей в течение 2 недель со дня официального опубликования нормативных правовых актов об их утверждении.
Проезд в вагонах повышенной комфортности
Порядок предоставления пассажирам комплекса услуг, стоимость которых включается в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности, устанавливается Минтрансом России, а состав комплекса услуг определяется перевозчиком.
Как отмечает Минфин России в письме от 02.07.2015 № 03-04-06/38183, суммы оплаты работодателем командированным сотрудникам стоимости проезда в вагонах повышенной комфортности с включенной в нее стоимостью сервисных услуг, предоставляемых в таких вагонах, освобождаются от обложения НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ.
Земельный налог при изменении кадастровой стоимости участка
В письме Минфина России от 06.07.2015 № 03-05-04-02/38796 содержатся разъяснения по вопросам исчисления земельного налога в случаях оспаривания кадастровой стоимости земельного участка.
Ведомство напоминает, что с 1 января 2015 года гармонизированы положения закона об оценочной деятельности (изменены в 2014 году) и Налогового кодекса РФ, согласно которым в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда новый показатель применяется с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
По мнению Минфина России, налогообложение земельным налогом в 2014 году должно осуществляться с учетом указанных новшеств.
Порядок списания неустоек по контрактам
Минфин России приказом от 29.06.2015 № 98н утвердил порядок осуществления заказчиком в 2015 году списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) по контрактам, заключенным в целях обеспечения федеральных нужд, исполнение обязательств по которым завершено поставщиком в полном объеме в 2015 году.
Решение о списании задолженности принимается комиссией по поступлению и выбытию активов заказчика и оформляется внутренним распорядительным документом заказчика.
Учет доходов казёнными учреждениями
Согласно подпункту 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств, полученных казёнными учреждениями от оказания услуг (выполнения работ).
Как отмечает Минфин России в письме от 13.07.2015 № 03-03-06/40083 (доведено письмом ФНС России от 21.07.2015 № ЕД-4-3/12819@), в указанной норме доходы в виде средств, полученных казёнными учреждениями от реализации товаров, не поименованы.
С учетом изложенного доходы федеральных казённых учреждений от выполнения работ и оказания услуг не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ. При этом доходы от реализации товаров должны включаться в налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
ФСС разъясняет
Фонд социального страхования разместил на своем сайте ответы на наиболее сложные вопросы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (http://fss.ru/ru/faq/117075/index.shtml).
Нулевая ставка для социальных организаций
Нулевую ставку по налогу на прибыль вправе применять организации, оказывающие социальные услуги в соответствии с перечнем, утвержденным постановление Правительства РФ от 26.06.2015 № 638. В него вошли, в частности организации, оказывающие социально-медицинские услуги, социально-бытовые услуги и психологические услуги и др.
Указанный перечень утвержден в целях реализации права налогоплательщиков на применение льготы по налогу на прибыль, предусмотренной статьей 284.5 НК РФ.
ФНС России в письме от 21.07.2015 № ЕД-4-3/12818@ разъяснила нюансы применения нулевой ставки налога на прибыль медицинскими и образовательными организациями в случае переоформления лицензии в течение налогового периода.
Если в контракте предусмотрен аванс
В письме ФНС России от 02.07.2015 № НД-4-5/11544 разъяснен порядок действий получателей, предусматривающих в условиях контракта авансовые платежи от 30 до 80% суммы контракта, но не более 80% лимитов бюджетных обязательств.
Следует иметь в виду, что органы Федерального казначейства возвращают без исполнения платежные документы, представленные получателем для перечисления авансовых платежей по контрактам получателю сумм авансовых платежей, минуя счета органов Федерального казначейства.
О необходимости перезаключения договоров аренды
Минфин России в письме от 29.06.2015 № ЗН-4-1/11334 разъяснил алгоритм действий по принятию функций и бюджетных полномочий главного администратора по коду бюджетной классификации 000 1 11 05031 01 0000 120 «Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов государственной власти и созданных ими учреждений (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений)».
Сообщается, в частности, что федеральным органам государственной власти при подготовке и рассмотрении в 2015 году проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, необходимо перезаключить договоры аренды с арендаторами с указанием в реквизитах на перечисление денежных средств по данным договорам кода главы главного администратора доходов федерального бюджета соответствующего органа, а также представить (уточнить) прогнозные показатели доходов федерального бюджета по коду бюджетной классификации 000 1 11 05031 01 0000 120.
Очередные изменения в порядке применения бюджетной классификации
На регистрации в Минюсте России находится приказ Минфина России от 21.07.2015 № 114н, который предусматривает поправки в Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ. В частности, добавлены целевые статьи, виды расходов, коды доходов. Скорректирована таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) КОСГУ.
При госзакупках предъявлять лицензию партнера по совместной деятельности нельзя
В письме от 28.05.2015 № Д28и-1542 Минэкономразвития России разъясняет особенности проверки заказчиком участников госзакупки.
Минэкономразвития России предупреждает, что если деятельность, являющаяся объектом госзакупки, подлежит обязательному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о лицензировании, то участник закупки обязан в своей заявке представить копию лицензии, подтверждающую наличие у участника закупки такой лицензии, то есть участник закупки должен предъявить свою лицензию, а не лицензию своего партнера по совместной деятельности.