Расширены полномочия Правительства РФ по установлению порядка оплаты авторских прав
Федеральным законом от 23.07.2013 № 222-ФЗ внесены изменения в часть 4 Гражданского кодекса РФ, согласно которым Правительство РФ вправе устанавливать:
- минимальные ставки, порядок и сроки выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы;
- минимальные ставки, порядок сбора, распределения и выплаты вознаграждения за отдельные виды использования объектов авторских и смежных прав.
Исключены более узкие нормы о праве Правительства РФ устанавливать минимальные ставки авторского вознаграждения за отдельные виды использования произведений и за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы.
Закон №22-ФЗ вступает в силу 3 августа 2013 года.
Правда, новые постановления Правительства РФ во исполнение нового закона пока не готовы, а выпущенные во исполнение старых норм – не исправлены.
Конституционный Суд РФ о запрете работать с детьми лицам, имеющим проблемы с Уголовным кодексом РФ
В постановлении от 18.07.2013 № 19-П Конституционный Суд РФ рассмотрел жалобы нескольких граждан на положения Трудового кодекса РФ, устанавливающие запрет на занятие некоторыми видами деятельности для лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за ряд преступлений, в том числе против семьи и несовершеннолетних.
К таким видам трудовой деятельности относится деятельность в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.
Указанный запрет влечет в том числе прекращение заключенного трудового договора с этими лицами по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.
Конституционный Суд РФ признал оспариваемые положения статей 83, 331 и 351.1 ТК РФ противоречащими Конституции РФ в той мере, в которой они вводят безусловный и бессрочный запрет на занятие педагогической деятельностью и иными, перечисленными видами профессиональной деятельности и, соответственно, предполагают безусловное увольнение лиц, имевших судимость по упомянутым преступлениям.
Неконституционным, по мнению судей, является отсутствие возможности учета вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения преступления, отношения его к исполнению трудовых обязанностей, а также иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних. Подобная категоричность несоразмерно ограничивает право таких лиц на свободное распоряжение своими способностями к труду и нарушает баланс конституционно значимых ценностей.
Также неконституционным признано требование Трудового кодекса РФ об обязательном и безусловном прекращении трудового договора с работником, который подвергается уголовному преследованию за указанные в данных законоположениях преступления, – до разрешения уголовного дела по существу или до завершения производства по уголовному делу.
Отмечено, что в результате действия указанных норм сложилась правоприменительная практика, которая допускает наступление неблагоприятных последствий в связи с совершением лицом деяния, которое на момент решения вопроса о приеме на работу или об увольнении не признается преступлением.
Законодателю предписано исходя из требований Конституции РФ и с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ, выраженных в настоящем постановлении, внести в Трудовой кодекс РФ изменения, в том числе установить перечень видов преступлений, сам факт совершения которых вне зависимости от каких бы то ни было обстоятельств дает основание утверждать, что совершившие такие преступления лица представляют безусловную опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних. Подтверждено право законодателя установить порядок временного отстранения от исполнения трудовых обязанностей упомянутых лиц до разрешения уголовного дела по существу или до завершения производства по уголовному делу.
В Постановлении № 19-П содержатся указания о порядке разрешения рассматриваемых вопросов до внесения упомянутых изменений в Трудовой кодекс РФ.
Предельная зарплата руководителя
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) приказом от 13.05.2013 № 314 установлен предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей федеральных бюджетных и казённых учреждений, находящихся в ведении Роспотребнадзора, и средней заработной платы работников этих учреждений.
Согласно данному приказу предельный уровень заработной платы руководителя учреждений Роспотребнадзора должен быть в пределах от 3- и более 8-кратного соотношения к средней заработной плате работников соответствующего учреждения.
Услуги кредитных организаций
Расходы на оплату услуг кредитных организаций, в том числе при заключении договора о зачислении денежных средств на счета работников в банках, следует отражать по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги». При этом компенсацию затрат на оплату услуг кредитных организаций по зачислению средств на лицевые счета работников, открытые за их счет, можно удержать из их зарплаты на основании заявления. Такие выплаты следует отражать по подстатье КОСГУ 211 «Заработная плата» (письмо Казначейства России от 12.08.2013 № 42-2.2-06/51).
Правила определения платы за госуслуги
Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 680 внесены изменения в правила определения размера платы за оказание государственных услуг, необходимых и обязательных для предоставления федеральными органами исполнительной власти.
Расходы на оформление виз
В своем письме от 18.07.2013 № 03-03-06/1/28117 Минфин России напоминает, что в соответствии с пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ датой признания расходов на командировки является дата утверждения авансового отчета. При этом расходы на оформление и выдачу виз, в том числе оформление международного страхового полиса, необходимо учитывать в соответствии с положениями пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ.
Недопустимые доходы БУ и АУ
Согласно письму Федерального казначейства от 02.08.2013 № 42-7.4-05/2.2-470 в связи с отсутствием у бюджетных и автономных учреждений полномочий по проведению отдельных операций недопустимым является применение ими следующих статей (подстатей) КОСГУ:
- 110 «Налоговые доходы»;
- 151 «Поступление от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;
- 160 «Страховые взносы на обязательное социальное страхование»;
- 251 «Перечисление другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации».
Следовательно, при поступлении на лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения сумм с указанными выше КОСГУ, данные поступления органам Казначейства следует квалифицировать как ошибочные с отнесением их на код КОСГУ 180 «Прочие доходы».
Оперативный мониторинг
Минфин России направил главным распорядителям средств федерального бюджета письмо от 02.08.2013 № 21-01-09/31239 «Об осуществлении оперативного мониторинга за ходом распределения главными распорядителями средств федерального бюджета доведенных предельных объемов бюджетных ассигнований по кодам бюджетной классификации в части сведений, составляющих государственную тайну».
Исчисление стажа сотрудникам МЧС
Приказом МЧС России от 01.07.2013 № 421 утвержден Порядок организации работы по исчислению стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 15.08.2013 за № 29397.
Предоставление информации работниками Пенсионного фонда РФ
Постановлением правления Пенсионного фонда РФ от 24.06.2013 № 142п утвержден Порядок представления работниками, занимающими должности в Пенсионном фонде Российской Федерации и его территориальных органах, сведений о своих расходах, о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Документ зарегистрирован в Минюсте России 15.08.2013 за № 29396.
Предоставление сведений работниками Минфина России
Приказом Минфина России от 20.06.2013 № 58н утвержден Порядок представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на назначение на должности и замещающими должности, включенные в Перечень должностей в организациях, находящихся в ведении Минфина России, при назначении на которые и при замещении которых граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Зарегистрирован в Минюсте России 13.08.2013 за № 29372.
Плюс 5,5% к зарплате
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 26.08.2013 № 1490-р федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя подведомственных федеральных казённых, бюджетных и автономных учреждений, главным распорядителям средств федерального бюджета предписано принять меры по увеличению с 1 октября 2013 года на 5,5% обеспечиваемой за счет средств федерального бюджета оплаты труда:
- работников федеральных казённых, бюджетных и автономных учреждений;
- работников федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений»;
- работников государственных академий наук и подведомственных им учреждений.
Очередные изменения порядка налогового администрирования
Федеральным законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ внесены очередные многочисленные новшества в порядок налогового администрирования.
В частности, срок представления письменных возражений на акт выездной налоговой проверки увеличен с 15 рабочих дней со дня его получения до одного месяца.
Аналогичным образом письменные возражения на акт о нарушениях законодательства о налогах и сборах (составляется в ходе иных мероприятий налогового контроля) можно будет представлять в течение не 10 дней после его получения, а одного месяца.
Установлен срок для ознакомления налогоплательщика с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля (ранее не был определен). Теперь налоговый орган при условии подачи налогоплательщиком соответствующего заявления будет обязан не позднее двух рабочих дней до дня рассмотрения материалов налоговой проверки ознакомить его с указанными материалами.
В новой редакции статьи 50 НК РФ уточнено, что сумма налога исчисляется в полных рублях с применением правил обычного округления.
Изменение срока уплаты налога и сбора по решению госорганов может обеспечиваться помимо залога имущества и поручительства еще и банковской гарантией.
Уточнены сроки предоставления налоговым органом справок по запросу налогоплательщика. Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам передается (направляется) указанному лицу (его представителю) в течение 5 дней; справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов – в течение 10 дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса.
Эти и множество других поправок вступили в силу 24 августа 2013 года (за исключением отдельных положений).
Налогообложение поступлений по страховке и средств от сдачи металлолома
В письме Минфина России от 17.07.2013 № 03-03-05/27903 рассмотрено налогообложение поступивших государственным (муниципальным) учреждениям средств от страховых компаний (по договорам ОСАГО в возмещение ущерба) и средств от сдачи металлолома при утилизации имущества.
По мнению ведомства, указанные средства в налоговом учете включаются в состав внереализационных доходов.
Что касается НДС, то полученная по страховке сумма не связана с реализацией товаров, работ, услуг и в налоговую базу по этому налогу не включается.
А освобождение от НДС реализации лома и отходов лома и отходов черных и цветных металлов предусмотрено пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ. При этом Минфин России напомнил правило п. 6 ст. 149 НК РФ о том, что для лицензируемых видов деятельности освобождение от НДС применяется только при наличии лицензии.
Между тем, согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287, лицензируется деятельность, включающая заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных и цветных металлов. Данное Положение о лицензировании не распространяется на реализацию лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства.
Таким образом, для освобождения от НДС при реализации лома металлов, образующегося при утилизации имущества, учреждение не обязано иметь лицензию на заготовку и хранение металлолома. Однако при совмещении операций, облагаемых и не облагаемых НДС, необходимо вести раздельный учет.
Сложные случаи начисления дополнительных пенсионных взносов «вредникам»
Пенсионный фонд РФ письмом от 28.06.2013 № ТМ-30-26/9649 довел письмо Минтруда России от 05.06.2013 № 17-3/10/2-3105, в котором содержится обзор ответов на вопросы применения дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, установленных статьей 58.3 Закона о страховых взносах № 212-ФЗ.
В частности, разъяснено, как определять базу для начисления этих взносов при полной и частичной занятости работника на работах с особыми условиями труда; порядок учета в этой базе премий за прошлый период, отпуска, учебного отпуска; порядок учета неполного рабочего дня или неполной рабочей недели; правила для начисления взносов «вредникам», которые после отработки льготного стажа продолжают трудиться во вредных условиях; работникам, занятым в особых условиях труда, выплаты которым производятся за счет средств бюджетных субсидий, и т. д.
О госзаказах на печатно-почтовую продукцию
В письме от 12.07.2013 № ЦА/27149/13 ФАС России разъясняет, что заказчик вправе размещать (за некоторыми исключениями) заказы на поставку маркированных конвертов, почтовых карточек и почтовых марок путем запроса котировок, если цена государственного или муниципального контракта не превышает 500 000 руб.
В случае превышения данного лимита заказчик обязан размещать заказы исключительно путем проведения торгов в соответствии с положениями Закона о госзакупках № 94-ФЗ.
Антимонопольное ведомство подчеркнуло, что исключительные полномочия ФГУП «Почта России», в том числе по поставке знаков почтовой оплаты нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ не установлены. Поэтому заключение государственных контрактов на поставку маркированных конвертов, почтовых карточек и почтовых марок с ФГУП «Почта России» на основании пп. 5 п.2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ неправомерно. (Этим подпунктом установлено право на размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), если таковым является орган, учреждение, ГУП, уполномоченные выполнять затребованные заказчиком функции на основании законодательства РФ (субъектов РФ)).
Распоряжение остатками субсидий на иные цели при наличии филиалов
В письме от 18.07.2013 № 02-13-07/28267 Минфин России отмечает, что в соответствии с Порядком санкционирования расходов ФГУ за счет субсидий на иные цели целевые субсидии, предоставляемые филиалам федерального бюджетного учреждения, перечисляются данным филиалам с лицевого счета, открытого учреждению в органе Казначейства для учета операций с целевыми субсидиями.
В соответствии с Законом № 83-ФЗ использование остатков субсидий возможно только в том случае, если учредитель подтвердил потребность в направлении сумм остатков целевых субсидий на те же цели в очередном финансовом году.
По мнению Минфина России, решение о наличии потребности в направлении филиалом остатков целевых субсидий в текущем финансовом году на те же цели принимает учреждение, создавшее данный филиал.
В письме даны рекомендации как правильно отразить на счетах и в расходах учреждения, какие формы составить в зависимости от принятого решения и как правильно распорядиться остатками субсидий.
Налоговые расходы по однодневным командировкам
В письме от 01.08.2013 № 03-03-06/1/30805 Минфин России напоминает, что, согласно пункту 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749, при командировках в местность, откуда работник (исходя из условий транспортного сообщения и характера выполняемой в командировке работы) имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства (так называемые однодневные командировки), суточные не выплачиваются.
Согласно пункту 24 этого Положения возмещение иных расходов, связанных с командировками, в случаях, порядке и размерах, определяемых коллективным договором или локальным нормативным актом, осуществляется при предоставлении документов, подтверждающих эти расходы.
Таким образом, налогоплательщик имеет право учесть в целях налогообложения прибыли расходы, связанные с возмещением затрат, произведенных работником, находящимся в служебной однодневной командировке, в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Вступление в силу Указаний
Поправки в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, внесенные приказом Минфина России от 10.06.2013 № 67н, действуют с 10 июля 2013 года. Основание – приказ Минфина России от 21.08.2013 № 85н.
Налогообложение земельных участков
В письме от 29.07.2013 № 03-05-04-02/30109 Минфин России отметил, что ФГБУК МХАТ имени А.П. Чехова включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации (Указ Президента РФ от 06.06.1996 № 814).
Театр располагается на земельном участке с разрешенным использованием «для эксплуатации зданий и территории под культурно-просветительную деятельность», принадлежащем данному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Поскольку этот земельный участок относится к ограниченным в обороте на основании пп. 4 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, он не признается объектом налогообложения по земельному налогу в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 389 НК РФ.
Платные услуги по перечню
В письме от 12.08.2013 № 03-03-06/4/32650 Минфин России напомнил, что если оказываемые казенным учреждением платные услуги включены в перечень госуслуг, то доходы от оказания таких услуг освобождены от налога на прибыль. Если же платные услуги не относятся к государственным (муниципальным) функциям, то полученные от них доходы облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке.
Если подрядчик по госконтракту обанкротился
В письме от 31.07.2013 № 03-03-06/4/30650 Минфин России отвечает на запрос бюджетного учреждения, у которого имеется дебиторская задолженность подрядчика по госконтракту, который впоследствии признан банкротом.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 АПК РФ в ходе процедуры банкротства суд по ходатайству бюджетного учреждения определил необходимость замены учреждения (первоначального кредитора) на ФНС России.
Минфин России отметил, что в запросе недостаточно информации, чтобы ответить по существу, и напомнил общие положения п. 2 ст. 266 НК РФ (определение безнадежного долга) и пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ (порядок списания сумм безнадежных долгов во внереализационные расходы).
При этом ведомство отмечает, что если в соответствии с государственным контрактом, заключенным от имени Российской Федерации, соответствующие денежные обязательства у должника возникают непосредственно перед Российской Федерацией как публично-правовым образованием, то отражение в доходах и расходах задолженности по уплате штрафных санкций по государственному контракту у заказчика не производится.
Продажа права на заключение договора аренды земельного участка облагается НДС
Отвечая на запрос администрации муниципального образования, Минфин России в письме от 21.06.2013 № 03-07-11/23507 подчеркнул, что операции по реализации прав на заключение договора аренды земельного участка не включены в перечни операций, не признаваемых объектом налогообложения НДС и освобожденных от этого налога (п. 2 ст. 146 НК РФ, ст. 149 НК РФ). Поэтому эти операции облагаются НДС.