Корзина пуста

 Подписка на 2024 год

Закажите бесплатный образец журнала, написав по адресу adm-sovetnik@yandex.ru

 

 

 


 

 

Видеошпаргалка по сверке с ФНС по ЕНП: инвентаризация расчетов
Ссылка на видео:


 

 

 



(495) 258-00-27 (многоканальный)
На главную > Журналы > Советник бухгалтера в здравоохранении > Выпуск № 1, 2009 > Разъяснения положений Закона о закупках

Разъяснения положений Закона о закупках

Рубрика: 0210Экономика и управление

О.В. Шедина, консультант ИД «Советник бухгалтера», бухгалтер, к.э.н.


Институт размещения заказов для государственных и муниципальных нужд получил новый импульс к своему развитию с принятием Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон). Уже несколько лет Закон является самым востребованным документом в хозяйственной деятельности организаций бюджетной сферы. Его положения актуальны как для органа власти государственного и муниципального уровня, так и для любого бюджетного учреждения: школы, больницы, отделения внутренних дел и т.д.

Данная статья посвящена комментариям и разъяснениям, касающимся применения Закона.


Ежеквартальные закупки одноименных товаров

Заказчик размещает заказ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке. Указанием Центрального банка РФ от 20.06.2007 № 1843-У установлен предельный размер расчетов наличными деньгами и расходования наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя, в размере 100 тыс. руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 55 Закона под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт, а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 указанной статьи, государственный или муниципальный контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).

Таким образом, государственное учреждение вправе осуществлять закупки одноименных товаров (работ, услуг) на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., раз в квартал. Количество организаций-поставщиков, с которыми могут быть заключены такие договоры, законодательством не ограничено.

В соответствии с ч. 4.1 ст. 9 Закона цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения (за исключением случаев заключения контракта на основании п. 2.1 ч. 2 ст. 55 Закона, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 – 6.4 указанной статьи). Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной государственным или муниципальным контрактом.

Данная позиция подтверждена письмом Минэкономразвития России от 24.09.2008 № Д05-4059.


О предотвращении злоупотреблений при размещении заказов

Процедура размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд путем запроса котировок, порядок реализации которой установлен главой 4 Закона, направлена на упрощение порядка размещения заказа, сокращение сроков заключения государственного контракта и минимизацию организационных и временных затрат при размещении заказа.

В отношении срока подачи котировочных заявок следует отметить, что согласно статье 45 Закона извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, размещаются на официальном сайте заказчика, уполномоченного органа не менее чем за семь рабочих дней, а в случае, предусмотренном ч. 6 ст. 42 Закона, – не менее чем за четыре рабочих дня до дня истечения срока представления котировочных заявок. При этом в соответствии со статьей 46 участник может подать котировочную заявку в форме электронного документа, что позволяет обеспечить более оперативное получение указанной заявки заказчиком, уполномоченным органом.

Также следует отметить, что, согласно статье 47 Закона, после размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок любой участник размещения заказа, подавший такую заявку, вправе направить в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, заказчику, уполномоченному органу запрос о разъяснении результатов рассмотрения и оценки котировочных заявок. При этом заказчик, уполномоченный орган в течение двух рабочих дней со дня поступления такого запроса обязаны предоставить указанному участнику соответствующие разъяснения в письменной форме или в форме электронного документа.

Что касается соблюдения законности при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, то, согласно статье 57 Закона, любой заинтересованный участник имеет право обжаловать действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (субъекта РФ) или в судебном порядке, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.

При этом следует отметить, что ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о размещении заказов в настоящее время установлена Кодексом РФ об административных правонарушениях (статьи 7.29 - 7.32, 19.5 и 19.7.2).


О сроке передачи победителю аукциона протокола и проекта контракта

В соответствии с ч. 7 ст. 37 Закона заказчик, уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола передают победителю аукциона один экземпляр протокола и проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной победителем аукциона, в проект контракта, прилагаемого к документации об аукционе.

Согласно статье 191 Гражданского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Минэкономразвития России в письме от 25.09.2008 № Д05-3993 разъясняет, что день подписания протокола аукциона не входит в исчисление указанного трехдневного срока.

В соответствии с ч. 8 ст. 37 Закона протокол аукциона размещается на официальном сайте заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола. Таким образом, Законом установлен конкретный срок для размещения протокола аукциона заказчиком на соответствующем официальном сайте.


Если победила одна заявка…

Пункты 8 и 13 ч. 2 ст. 55 Закона и ч. 6 – 8 ст. 46 Закона регламентируют действия заказчика в случае, если представлена только одна котировочная заявка или не подана ни одна котировочная заявка.

В случае если подано две (и более) котировочные заявки, однако только одна из них признана соответствующей требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, заказчик обязан заключить контракт с участником, подавшим такую заявку, на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в котировочной заявке такого участника. Продление срока подачи котировочных заявок в данном случае не требуется.


Если суд принял решение о признании торгов недействительными…

Нарушение предусмотренных Законом положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления (п. 5 ст. 10 Закона).

Согласно статье 449 Гражданского кодекса РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных Законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. В свою очередь признание торгов недействительными влечет за собой недействительность и договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Таким образом, как указано в письме Минэкономразвития России от 19.09.2008 № Д05-4009, после вынесения судом решения о признании торгов и государственного (муниципального) контракта недействительными заказчик обязан провести повторные торги.


Об одноименных товарах

В соответствии с ч. 6.1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 24.07.2007 № 218-ФЗ).

Под одноименными товарами, работами, услугами Закон подразумевает товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.

В письме Минэкономразвития России от 20.10.2008 № Д05-4512 указано, что номенклатура товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в настоящее время дорабатывается и будет утверждена этим министерством после согласования с федеральными органами исполнительной власти, а также с субъектами РФ.

До утверждения указанной номенклатуры в целях отнесения товаров, работ, услуг к одноименным считаем возможным придерживаться следующего определения:

под одноименными понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и их основные потребительские свойства, и которые являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми.


Вопрос в тему

Вправе ли государственные и муниципальные заказчики требовать у участника размещения заказа нотариально заверенные копии документов, подтверждающих наличие достаточных ресурсов для выполнения заказа?

Нет, не вправе.

Минэкономразвития России в письме от 29.09.2008 № Д05-4120 разъяснило, что, согласно ч. 3 ст. 25 и ч. 2 ст. 35 Закона № 94-ФЗ, обязанность по нотариальному заверению документов установлена только в отношении выписок из единых государственных реестров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

В Законе отсутствует норма об обязательности нотариального заверения копий каких-либо других документов, в том числе документов, подтверждающих наличие у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны и безопасности. Поэтому заказчик не вправе требовать от участника размещения заказа нотариально заверенные копии указанных документов.

© 

Полное или частичное воспроизведение или распространение, каким либо способом (в том числе в сети Интернет) материалов,  опубликованных на сайте www.sovbuh.ru, допускается только с письменного разрешения редакции. 
Издательский Дом «Советник бухгалтера», 2008-2024
115280 г. Москва, а/я 16                                                                                                                                            admin   
Телефоны  (495) 258-00-27



Карта сайта
Разработка и дизайн сайта
Webprofy

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования.