Корзина пуста

 Подписка на 2024 год

Закажите бесплатный образец журнала, написав по адресу adm-sovetnik@yandex.ru

 

 

 


 

 

Видеошпаргалка по сверке с ФНС по ЕНП: инвентаризация расчетов
Ссылка на видео:


 

 

 



(495) 258-00-27 (многоканальный)
На главную > Журналы > Советник в сфере образования > Выпуск № 1, 2008 > Новые системы оплаты труда для федеральных бюджетников

Новые системы оплаты труда для федеральных бюджетников

Рубрика: 0610Труд. Оплата труда

В.Д. Соколова, консультант Управления экономики и финансов Федерального агентства по образованию,

Постановлением от 22.09.2007 № 605 Правительство РФ утвердило Положение об установлении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей. Решение, давно ожидаемое.

По данному вопросу специалисты различных министерств и ведомств принимали участие в совещаниях, проводимых в течение нескольких лет сначала в Минтруде России, потом в Минздравсоцразвитии России. В рабочую группу входили профсоюзные эксперты. Думали о том, чем заменить Единую тарифную сетку.

А чем же так не устраивала старая система? Единая тарифная сетка могла быть очень удобным инструментом в условиях инфляции: если росли цены, можно было тут же поднять зарплату всем бюджетникам.

Однако ситуацию решили изменить таким образом, чтобы исключить надобность повышать зарплату всем сразу и в одинаковых размерах. А для этого как раз и надо было отказаться от ЕТС. Первоначально это было сделано Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ, который «изъял» из статьи 143 Трудового кодекса РФ формулировку о том, что Единая тарифная сетка является государственным минимумом в оплате труда работников бюджетной сферы, и вообще какое-либо упоминание о ней.

В соответствии с законами, разграничивающими полномочия между федеральным центром, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, все учреждения бюджетной сферы были разделены на три группы: федеральные, региональные и муниципальные – по источникам финансирования. За Федеральным центром осталась обязанность содержать федеральные учреждения, а также предоставлять дотации тем субъектам РФ, у которых нет собственных средств на содержание бюджетных учреждений.

Но и в этих условиях можно было не спешить отказываться от ЕТС. Поэтому регионам и муниципальным образованиям было предоставлено право самостоятельно устанавливать свои системы оплаты труда. И в некоторых из них установили различные системы оплаты, например в Санкт-Петербурге, Тюменской, Ростовской, Московской, Белгородской, Калужской области и др. Но во многих регионах приняты нормативные правовые акты об оплате труда работников бюджетной сферы на основе ЕТС.

С изданием постановления Правительства РФ № 605 новации по оплате труда вплотную подошли к бюджетным учреждениям федерального уровня. Федеральные бюджетные учреждения будут переходить на новые системы оплаты труда до 31 декабря 2008 года. Конкретные сроки и порядок введения этих систем установят федеральные министерства.

В чем суть этих новых систем оплаты труда? Как установлено постановлением Правительства РФ № 605, зарплата работников федеральных учреждений состоит из окладов (ставок заработной платы) и выплат компенсационного и стимулирующего характера. Размеры окладов (ставок заработной платы) и выплат стимулирующего и компенсационного характера в каждом учреждении устанавливаются коллективным договором, соглашением или локальным нормативным актом.

Зарплату работникам в федеральных учреждениях будет устанавливать руководитель. Из чего он будет при этом исходить?

Предлагается учитывать государственные гарантии по оплате труда, перечисленные в статье 130 Трудового кодекса РФ. И первой среди них указан МРОТ (минимальный размер оплаты труда), который с 1 сентября 2007 года составляет 2 300 рублей. При этом впервые (с момента введения понятия «минимальный размер оплаты труда») государственная гарантия в виде МРОТ почему-то установлена не только за счет бюджетных средств, но и за счет внебюджетных средств и доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждения. Хотя во многих бюджетных учреждениях нет ни внебюджетных средств, ни самой предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Новые системы оплаты труда, согласно статье 144 Трудового кодекса РФ, должны вводиться с учетом ЕТКС (единых тарифно-квалификационных справочников работ и профессий рабочих, должностей руководителей, специалистов и служащих).

Профессиональные квалификационные группы и критерии

До 31 марта 2008 года Министерство здравоохранения и социального развития России по поручению Правительства РФ должно утвердить профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам. Впрочем, кое-что уже подготовлено. Еще в августе 2007 года М. Зурабов подписал три приказа Минздравсоцразвития России:

от 06.08.2007 № 525 – о критериях отнесения профессий и должностей к профессиональным квалификационным группам;

от 06.08.2007 № 526 – о профессиональных квалификационных группах должностей медицинских и фармацевтических работников;

от 31.08.2007 № 570 – о профессиональных квалификационных группах должностей работников культуры, искусства и кинематографии.

Эти приказы после прохождения экспертизы в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ были зарегистрированы в Минюсте России. Документа же о профессиональных квалификационных группах должностей работников образования пока еще нет.

Критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам общие для всех отраслей. Формируются же группы с учетом вида экономической деятельности на основе уровня образования.

Высшую группу составляют отдельные должности служащих из числа профессорско-преподавательского состава и научных работников, имеющих ученую степень или ученое звание, а также те, кто имеет высшее профессиональное образование и возглавляет структурное подразделение учреждения.

Отдельные группы составляют:

- служащие с высшим образованием;

- рабочие и служащие, в том числе руководители структурных подразделений с начальным или средним профессиональным образованием;

- рабочие и служащие без профессионального образования.

Квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников

В соответствии с этими критериями и утверждены профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников. Таких групп у медицинских работников четыре.

Первую группу составляют санитарки, младшие медицинские сестры по уходу за больными, сестра-хозяйка и другие. В этой группе один квалификационный уровень.

Вторую группу составляет средний медицинский и фармацевтический персонал: инструкторы, медсестры, фармацевты, лаборанты, помощники врачей и некоторые другие должности. В этой группе пять квалификационных уровней, и на каждом уровне встречаются однотипные должности. Например, на первом уровне медсестра стерилизационной; на втором уровне – медсестра диетическая; на третьем уровне – медсестры палатная (постовая), патронажная, приемного отделения, по физиотерапии, по массажу, по приему вызовов. На четвертом уровне – медсестра операционная, анестезист, процедурной, перевязочной, врач общей практики. На пятом уровне – старшие медсестры и заведующие пунктами.

Это связано с таким правилом: одна и та же профессия рабочего или должность служащего может быть отнесена к разным квалификационным уровням в зависимости от сложности выполняемой работы, а также с учетом дополнительных показателей квалификации, подтвержденных сертификатом, квалификационной категорией, стажем работы и др.

Третью группу в здравоохранении составляют врачи и провизоры – она имеет четыре квалификационных уровня.

В четвертую группу объединены руководители структурных подразделений, у них два квалификационных уровня.  

Квалификационные группы должностей работников культуры, искусства и кинематографии

Также в соответствии с вышеуказанными общими критериями отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждены и профессиональные квалификационные группы должностей работников культуры, искусства и кинематографии. Таких групп у работников культуры и искусства четыре:

- первая профессиональная квалификационная группа включает должности технических исполнителей и артистов вспомогательного состава;

- вторая профессиональная квалификационная группа включает должности работников культуры, искусства и кинематографии среднего звена (это руководители кружков, культорганизаторы, аккомпаниаторы, организатор экскурсий, помощник режиссера и др.);

- третья профессиональная квалификационная группа включает должности работников культуры, искусства и кинематографии ведущего звена (концертмейстеры, художники-декораторы, методисты библиотек, библиотекари, библиографы и др.);

- четвертую профессиональную квалификационную группу составляют должности руководящего состава учреждений культуры, искусства и кинематографии (главный балетмейстер, главный хормейстер, главный художник, главный дирижер, заведующий музеем (отделом, сектором) и др.).

Базовые ставки заработной платы

При установлении должностных окладов (ставок заработной платы) должны будут учитываться базовые оклады (базовые ставки заработной платы) по профессионально-квалификационным группам, которые, согласно статье 144 Трудового кодекса РФ, могут устанавливаться Правительством РФ за счет средств соответствующих бюджетов.

Все это реальные минимальные гарантии для работников бюджетной сферы. Однако пока их нет, и появятся они не скоро. Минздравсоцразвитию России поручено внести предложение по этому вопросу в Правительство РФ до 1 июля 2008 года.

Базовые оклады (базовые ставки заработной платы) – это ориентиры для установления конкретных окладов (ставок заработной платы). А их предполагается устанавливать на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления трудовой деятельности. Кроме того, предлагается учитывать сложность и объем выполняемой работы.

В принципе, такой подход правильный (он существовал и при оплате на основе ЕТС): кто делает больше и качественнее, тот и получить должен больше. Но применять это легко в сборочном цехе, на штамповке. Когда же идет работа с людьми, оценивать ее очень сложно, возможен субъективизм, а из-за него и обиды, и конфликты.

Базовый оклад будет один для всей профессиональной квалификационной группы; квалификационный уровень не будет влиять на размер базового оклада (ставки). Но он, как было сказано выше, будет учитываться при установлении конкретных окладов (ставок заработной платы).

К окладам (ставкам заработной платы) работников федеральных учреждений могут устанавливаться выплаты компенсационного и стимулирующего характера, новый перечень которых, согласно вышеуказанному постановлению Правительства РФ, утверждается Министерством здравоохранения и социального развития России.

Должностные оклады руководителей федеральных учреждений должны будут составлять три размера средней заработной платы работников основного персонала. К основному персоналу, согласно Положению, относятся работники, которые непосредственно обеспечивают выполнение основных функций учреждения. Перечень должностей, профессий работников учреждений, относимых к основному персоналу по виду экономической деятельности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение, по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития России. При этом при расчете средней заработной платы для определения должностного оклада руководителя учреждения будут учитываться только выплаты стимулирующего характера работников за календарный год, предшествующий году установления должностного оклада руководителю. Выплаты компенсационного характера не будут учитываться. Порядок исчисления среднего заработка для определения размера должностного оклада руководителя устанавливается Министерством здравоохранения и социального развития России.

Размеры должностных окладов заместителей руководителей и главных бухгалтеров будут устанавливаться на 10 – 30 процентов ниже оклада руководителя учреждения.

Таким образом, руководители будут заинтересованы в том, чтобы не занижать зарплату работникам. Чем больше заработают подчиненные, тем больше будет зарплата у самого руководителя. Но все это, естественно, в пределах фонда оплаты труда. Да и штатное расписание, согласно постановлению Правительства РФ от 22.09.2007 № 605, предстоит согласовывать с соответствующим федеральным органом.

Методические рекомендации по введению в федеральных учреждениях новых систем оплаты труда разработаны и утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 22.10.2007 № 663.

 

 

© 

Полное или частичное воспроизведение или распространение, каким либо способом (в том числе в сети Интернет) материалов,  опубликованных на сайте www.sovbuh.ru, допускается только с письменного разрешения редакции. 
Издательский Дом «Советник бухгалтера», 2008-2024
115280 г. Москва, а/я 16                                                                                                                                            admin   
Телефоны  (495) 258-00-27



Карта сайта
Разработка и дизайн сайта
Webprofy

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования.