Нормативная база, проблемы, пути решенияОбеспечение обучающихся, воспитанников государственных или муниципальных образовательных учреждений местами в общежитии входит в число социальных гарантий, направленных на реализацию гражданами их права на образование (п. 6 ст. 50 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»). В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) каждый обучающийся, нуждающийся в жилой площади, при наличии соответствующего жилищного фонда высшего учебного заведения должен быть обеспечен местом в общежитии, отвечающим установленным санитарным нормам и правилам.
При наличии обучающихся, нуждающихся в жилой площади, не допускается использование не по назначению входящей в жилищный фонд высшего учебного заведения жилой площади общежитий (например, сдача его в аренду), а также использование, приводящее к ее уменьшению.
Требования, прописанные в Законе № 122-ФЗ в одинаковой степени имеют отношение к студентам, обучающимся как на бюджетной, так и на хозрасчетной основе, и направлены на реализацию их права на обеспеченность местом для проживания в общежитии на время обучения в вузе с определением размера платы за проживание и коммунально-бытовые услуги, который не может превышать 5% от размера стипендии.
Согласно статье 94 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Других оснований для предоставления жилых помещений в общежитии действующим жилищным законодательством не предусмотрено.
Специализированные жилые помещения, в данном случае студенческие общежития, предоставляются гражданам на основании решений собственников таких помещений или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений. С каждым обучающимся, проживающим в общежитии, заключается договор найма жилого помещения в студенческом общежитии, типовая форма которого утверждается федеральным государственным органом управления образованием. Примерная форма договора была разработана на основании Типового договора найма жилого помещения в общежитии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42. Она приводится в качестве приложения к Примерному положению о студенческом общежитии федерального государственного образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации, подведомственного Федеральному агентству по образованию, которое Рособразование своим письмом от 27.07.2007 № 1276/12-16 направило в подведомственные образовательные учреждения.
В соответствии со статьей 92 ЖК РФ общежития относятся к специализированному жилищному фонду и не подлежат передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным разделом IV «Специализированный жилищный фонд» ЖК РФ и постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42 «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
Своим письмом от 12.02.2008 № 15-55-53ин/16-02-12 Федеральное агентство по образованию дает разъяснения по вопросу согласования с Рособразованием экспертной оценки последствий договора аренды (в данном случае имеется в виду аренда нежилых помещений) для обеспечения образования, воспитания, развития, социальной защиты и социального обслуживания детей.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 685 «О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества» (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 23.03.2006 № 156) заключение договора аренды объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, должно осуществляться на конкурсной основе с определением стартового размера арендной платы, исчисляемого на основании отчета об оценке объекта, в порядке, установленном Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. К сожалению, до настоящего времени указанный порядок так и не был разработан.
Минэкономразвития России письмом от 23.10.2006 № 15605-КА/Д08 разъяснило, что до утверждения порядка заключения договоров аренды объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, следует руководствоваться Распоряжением Мингосимущества России от 28.07.1998 № 774-р «Об утверждении положения о проведении торгов на право заключения договоров аренды объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности» в части, не противоречащей действующим федеральным законам и нормативным правовым актам Президента РФ и Правительства РФ.
В работе также необходимо руководствоваться приказом Рособразования от 04.07.2006 № 612 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 685 «О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества» (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2006 года № 156)».
Также необходимо отметить, что передача помещений в аренду допускается в случае, если это не идет в ущерб основной уставной деятельности образовательного учреждения, а также не ухудшает условия для обеспечения образования, воспитания, развития, социальной защиты и социального обслуживания детей, предусмотренных п. 4 ст. 13 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Нормами действующего законодательства запрещено сдавать в аренду объекты недвижимости образовательных учреждений для следующих целей:
1. Распространение алкогольной продукции. Это запрещено целым рядом нормативных актов:
- статьями 2 и 3 Федерального закона от 07.03.2005 № 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготовленных на его основе»;
- пунктом 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»;
- пунктом 136 постановления Правительства РФ от 19.01.1998 № 55.
2. Распространение табачных изделий запрещено п. 5 ст. 3 Федерального закона от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака».
3. Действующим законодательством запрещено распространение рекламы
алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, табака, табачных изделий и курительных принадлежностей (статьи 21 – 23 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»).
4.Деятельность политических партий, их структурных подразделений, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) в соответствии с п. 5 ст. 1 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» и п. 5 ст. 9 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях».
5. Использование жилых помещений в общежитиях под офис и другие
цели, не относящиеся к прямому назначению этих помещений (п. 3 ст. 92 ЖК РФ).
6. Ведение незарегистрированной индивидуальной трудовой педагогической деятельности (ст. 48 Закона «Об образовании»).
7. Размещение на фасаде и крыше зданий и сооружений рекламы, антенн и т.д., так как фасад и крыша не могут являться самостоятельными объектами недвижимости. Об этом говорит статья 607 ГК РФ; Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66.
8. Размещение мест пользователей компьютерной техникой в цокольных и подвальных помещениях.
В настоящее время обеспеченность иногородних студентов общежитиями составляет около 80,4%. Вместе с тем цифры, характеризующие обеспеченность студентов общежитиями, не в полной мере отражают общее положение дел: соблюдение установленных санитарных норм расселения, состояние жилого фонда, уровень комфортности проживания, соблюдение законодательства в вопросах оплаты за проживание в студенческом общежитии.
В этом плане имеется масса нерешенных проблем, многие из которых были порождены ситуацией, сложившейся в 90-е годы. Дело в том, что с 1994 года из-за финансовых трудностей было полностью прекращено финансирование расходов на проведение капитального и текущего ремонта общежитий образовательных учреждений высшего профессионального образования, подведомственных ныне Федеральному агентству по образованию. При этом необходимо отметить, что большинство общежитий было построено 50 и более лет назад и находится в неудовлетворительном состоянии. Отдельные общежития не подлежат реконструкции, а требуют сноса и постройки на их месте новых.
Такое положение дел вынуждало вузы функционировать на условиях «самофинансирования» (за счет внебюджетных средств), так как символическая плата за проживание в общежитии в размере 5% от стипендии не могла покрыть все расходы по ремонту, реконструкции и обслуживанию общежитий.
В июле 2007 года вопросы, связанные с решением проблем студенческих общежитий, были рассмотрены на совместном заседании коллегии Федерального агентства по образованию и президиума ЦК Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации. Приказом Рособразования от 01.08.2007 № 1395 ректорам подведомственных вузов совместно с руководителями профсоюзных организаций предложено обсудить на расширенных заседаниях ректоратов решение коллегии и принять приказ и необходимые меры по нормализации положения дел в студенческих общежитиях и приведению их в надлежащее санитарно-техническое состояние, отвечающее требованиям пожарной безопасности.
Федеральным агентством по образованию на ремонт общежитий подведомственных вузов в период с 2004 по 2007 годы было выделено 3 млрд. 416 млн. 973,8 тыс. рублей. Вузами на ремонт материальной базы из внебюджетных средств выделялось в среднем 5,3 млрд. рублей, что составляло примерно 7,5% от их общего объема. Потребности же образовательных учреждений в финансировании, рассчитанные на основании нормативных документов, в несколько раз превышают бюджетные ассигнования.
В последние годы практически во всех подведомственных вузах резко увеличился прием иногородних студентов, который носит нарастающий характер, и вузам приходится ставить в комнатах дополнительные кровати или заменять их на двухъярусные, так как большинство иногородних студентов не может себе позволить снимать частные квартиры для проживания.
При норме 6 кв. метров на человека в настоящее время в некоторых вузах приходится по 3 кв. метра на одного студента, что существенно ухудшает условия проживания.
Учитывая сложившуюся ситуацию, руководством Федерального агентства по образованию было принято решение о строительстве новых общежитий с учетом современных санитарных и строительных норм и включении этих социально значимых объектов в Федеральную адресную инвестиционную программу для их оперативного строительства и ввода в эксплуатацию.
В 2006 году велось строительство 27 новых студенческих общежитий, а в 2007-м – уже 39 общежитий. В 2007 году сдано в эксплуатацию 6 общежитий общей площадью 44 100 кв. метров, построенных за счет средств Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы и федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы.
В 2008 году планируется сдать 8 общежитий общей площадью 41 144 кв. метра, в 2009 году – 15 общежитий общей площадью 95 550 кв. метров тоже за счет средств этих федеральных программ.
Вновь строящиеся и вводимые в эксплуатацию студенческие общежития – это здания нового типа с комфортными условиями проживания в соответствии с современными санитарными нормами.
Увеличение объемов строительства студенческих общежитий позволит в некоторой степени решить проблему размещения иногородних студентов, даст возможность талантливой, но малоимущей молодежи из всех регионов России учиться в ведущих высших учебных заведениях, а вузам позволит заняться реконструкцией старых общежитий за счет появления обменного жилого фонда.
Порядок оплаты за проживание в студенческом общежитии
Плата за пользование студенческим общежитием в текущем учебном году взимается с обучающихся ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за все время их проживания и период каникул; при выезде обучающихся в каникулярный период плата за пользование постельными принадлежностями и дополнительные услуги не взимается.
Плата за пользование студенческим общежитием семьями из числа обучающихся (прежде всего семейных студентов) взимается по нормам, установленным для студентов, за число мест в занимаемой семьей комнате, которое определено паспортом студенческого общежития.
Образовательное учреждение по согласованию с профсоюзной организацией студентов вправе оказывать проживающим с их согласия дополнительные (платные) услуги, перечень, объем и качество предоставления которых установлены договором найма жилого помещения, заключаемым образовательным учреждением с проживающим. Размер оплаты и порядок оказания дополнительных услуг в студенческом общежитии определяются отдельным договором образовательного учреждения с проживающим.
Пользование в жилых комнатах личными электропотребляющими приборами и аппаратурой допускается с разрешения администрации студенческого общежития с внесением в установленном образовательным учреждением порядке дополнительной платы за потребляемую электроэнергию...
Примечание
При наличии в жилой комнате излишков жилой площади свыше 6 квадратных метров на одного проживающего (до установленной законодательством РФ нормы предоставления жилой площади на одного человека) дополнительная плата с обучающихся за проживание и коммунальные услуги не взимается.
Внесение платы за проживание в студенческом общежитии должно производиться с использованием контрольно-кассовой техники и выдачей кассового чека (квитанции) после произведенной оплаты.
Размер оплаты за проживание в студенческом общежитии, коммунальные и бытовые услуги для всех категорий обучающихся образовательных учреждений высшего профессионального образования не может превышать 5% размера стипендии (п. 3 ст. 16 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании») и для обучающихся образовательных учреждений среднего профессионального образования – не более 3% от размера стипендии, установленной для успевающих студентов соответствующих образовательных учреждений (п. 6 постановления Правительства РФ от 18.01.1992 № 33 «О дополнительных мерах по социальной защите учащейся молодежи» (в редакции постановления Правительства РФ от 04.08.2005 № 489).
Плата за проживание в студенческом общежитии не взимается с обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов I и II групп до окончания ими профессионального обучения в соответствующих образовательных учреждениях.
Абитуриенты, заселенные в студенческое общежитие на период сдачи вступительных экзаменов, а также студенты-заочники на период сдачи экзаменационных сессий и защиты дипломных проектов (сдачи государственных экзаменов) вносят плату за проживание на условиях, устанавливаемых образовательным учреждением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Результаты опроса студентов по улучшению условий проживания в общежитиях
Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации».