В настоящее время много говорят о новой отраслевой системе оплаты труда. Пока еще трудно сказать точно, какой именно она будет, но кое-что уже известно. Вышло постановление Правительства РФ от 22.09.2007 № 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (далее – постановление № 605), в котором указан временной интервал, за который должна быть введена новая система оплаты труда, – с 1 сентября 2007 года по 31 декабря 2008 года. И сразу же возникает вопрос, а когда же именно? Потому что, если вводится новая система оплаты труда, то обязательно проводится аттестация всех работников. Для проведения аттестации необходимо время, а если бюджетное учреждение имеет большую численность, то и времени потребуется много.
Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации об изменениях условий трудового договора работник должен быть уведомлен письменно не менее чем за два месяца. А будут ли у нас с вами эти два месяца, если новую систему нужно будет внедрять в ноябре или декабре 2008 года? Каким образом можно будет перерассчитать работнику его заработную плату с момента введения новых условий оплаты, если все средства бюджета должны быть в конце года перечислены обратно в федеральный бюджет? Ответов пока нет.
Хотелось бы, чтобы новая система была введена не ранее чем с нового, 2009 года. Или с сентября 2008-го, чтобы нам с вами все успеть предусмотреть и провести вовремя аттестацию работников. При этом не следует забывать, что постановлением № 605 штатное расписание предписано согласовывать с учредителем, а на это тоже уйдет достаточно времени.
Помимо постановления Правительства РФ вышел приказ Минздравсоцразвития России от 22.10.2007 № 663. Этим приказом были утверждены Методические рекомендации по введению в федеральные бюджетные учреждения новых систем оплаты труда.
Рекомендации предлагают устанавливать новые системы оплаты труда коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. На это тоже требуется время, так как коллективный договор и поправки к нему утверждаются конференцией трудового коллектива.
Кроме того, следует учесть, что с каждым работником нужно будет подписать дополнение к трудовому договору и это тоже займет немало времени.
Одновременно с введением новой системы оплаты труда в каждом учреждении необходимо разработать новое положение об оплате труда. Новая система предусматривает также введение системы премирования, а, следовательно, надо разработать положение о премировании. Эти важные документы надо согласовать с профсоюзом. В общем, времени требуется много, а его у нас почти не осталось.
Даже по стимулирующим выплатам, без рекомендаций Рособразования, мы не можем начать работать, так как такие рекомендации предписаны приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 818 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях».
Сам Перечень небольшой, всего 4 вида, но он является обобщающим, поэтому с учетом рекомендаций отраслевых министерств и ведомств, в частности Рособразования, он может быть расширен и конкретизирован под стимулирование работников в различных учреждениях образования. Мне кажется, что Рособразование, хорошо зная подведомственные учреждения образования и опираясь на их накопленный опыт, сумеет составить достаточно подробный и оптимальный перечень стимулирующих выплат.
А какие же выплаты перечислены в приказе Минздравсоцразвития России? Перечислим их:
- выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
- выплаты за качество выполняемых работ;
- выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
- премиальные выплаты по итогам работы.
К сожалению, выплаты за стаж непрерывной работы или за выслугу лет в качестве обязательных выплат в образовании не применяются. Эти выплаты установлены нормативными актами по оплате труда в здравоохранении – «за стаж непрерывной работы в учреждениях здравоохранения». К образовательным учреждениям, таким образом, относятся только три категории выплат.
Кроме выплат стимулирующего характера Минздравсоцразвития России своим приказом от 29.12.2007 № 822 утвердил также перечень выплат компенсационного характера:
- выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
- выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районный коэффициент, за пустынность, высокогорный коэффициент, «северные» надбавки);
- выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей) (а также за расширение зоны обслуживания и за работу вместо временно отсутствующего работника), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных (например, за работу с детьми, имеющими отклонения в физическом развитии));
- надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 525 «О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам» все должности, применяемые в бюджетной сфере, должны быть сгруппированы в профессионально-квалификационные группы. В свою очередь внутри каждой подобной группы должности могут быть сгруппированы по квалификационным уровням в зависимости от сложности выполняемых работ. Критерии отнесения должностей к профессионально-квалификационным группам приведены в приказе № 525. Основным признаком таких критериев является образовательный уровень будущего работника.
Текст приказа звучит так:
«Профессии рабочих и должности служащих формируются в профессиональные квалификационные группы с учетом вида экономической деятельности по следующим критериям:
- отдельные должности служащих из числа профессорско-преподавательского состава и научных работников, к которым предъявляются требования о наличии ученой степени и (или) ученого звания, и должности руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия высшего профессионального образования;
- должности служащих, требующие наличия высшего профессионального образования;
- профессии рабочих и должности служащих, в том числе руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия начального или среднего профессионального образования;
- профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования.
Отнесение профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам осуществляется по минимальному уровню требований к квалификации, необходимому для работы по соответствующим профессиям рабочих или для занятия соответствующих должностей служащих».
В конце марта 2008 года Минобразования России передало в Минздравсоцразвития России свои предложения по группировке должностей с учетом специфики должностей работников в образовании, согласованные с профсоюзом работников народного образования и науки по профессионально-квалификационным группам (ПКГ) и квалификационным уровням.
Представленные ПКГ рассчитаны только на должности, при занятии которых требуется начальное, среднее и высшее профессиональное образование, а также на должности, при занятии которых предъявляется требование наличия ученой степени и (или) ученого звания, и должности руководителей структурных подразделений, для которых требуется наличие высшего профессионального образования.
Остальные критерии будут использованы Минздравсоцразвития России для группировки должностей, которые называются общеотраслевыми и применяются в одинаковом порядке для всех отраслей социально-культурной сферы.
В ПКГ для работников образования предусмотрено введение таких должностей, как декан факультета, заведующий кафедрой с самостоятельными окладами, а не с доплатами за деканство и за заведование кафедрой, как это применяется сейчас на практике.
Предлагается установить легитимность таких должностей, как учебный мастер, вожатый, советник при ректорате, помощник проректора и других.
Для профессорско-преподавательского состава предусмотрена отдельная ПКГ с целью повышения престижности этих категорий должностей и возможности установления отдельного минимального базового оклада по этой группе должностей.
С этой же целью выделена отдельная ПКГ для должностей педагогических работников учреждений образования довузовского уровня подготовки, реализующих общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) программы – детские сады, школы, ПТУ и техникумы (колледжи).
Выделены также в отдельные группы должности руководителей структурных подразделений образовательных учреждений для вузов и для остальных образовательных учреждений.
Пока еще не решился вопрос с установлением конкретных размеров минимальных базовых окладов по ПКГ. Срок решения этого вопроса указан в постановлении Правительства РФ № 605, в пункте 6:
«Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации:
до 1 июля 2008 г. внести предложения в установленном порядке по установлению базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам».
Для получения информации с целью решения данного вопроса Минздравсоцразвития России опросило министерства и ведомства на предмет средней заработной платы работников подведомственных учреждений образования и доли средств, входящей в среднюю заработную плату тарифной ставки.
В свою очередь Рособразование своим письмом от 28.03.2008 № 10-55-1603/10-07 разослало такой запрос по подведомственным учреждениям образования, в котором просило в срок до 7 апреля 2008 года представить сведения о распределении численности и фонда заработной платы работников, оплачиваемых по ЕТС, в организациях - получателях средств федерального бюджета за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников в 2007 г. - 2008 г. (за период сентябрь - декабрь 2007 г. и январь 2008 г.), по прилагаемой форме. Подробнее об этом читайте в журнале «Советник в сфере образования» № 3 за 2008 год.
Что касается новой системы оплаты труда, то это, пожалуй, вся информация на сегодняшний день.
А вот по поводу распоряжения Правительства РФ от 07.03.2008 № 287-р, увеличившего объем ассигнований на оплату труда работников федеральных бюджетных учреждений, можно отметить следующее.
К приказу Минздравсоцразвития России от 19.10.2007 № 660 «Об утверждении разъяснения об увеличении с 1 сентября 2007 года оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, в которых не введены новые системы оплаты труда» вышло дополнение (приказ Минздравсоцразвития России от 31.03.2008 № 148н, зарегистрирован в Минюсте России 09.04.2008 за № 11503).
В нем указано, что Разъяснение дополнено новым абзацем следующего содержания:
«Ассигнования, предусмотренные пунктом 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 7 марта 2008 г. № 287-р (произвести с 1 февраля 2008 г. увеличение на 14 процентов объема ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета на оплату труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. № 605, с учетом распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2007 г. № 1311-р), используются на установление с 1 февраля 2008 года всем категориям работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей стимулирующей надбавки в размере 14 процентов к заработной плате. Надбавку следует исчислять из общей суммы заработной платы работника, подлежащей начислению в соответствующем месяце с учетом всех установленных выплат».
Это означает, что ко всей заработной плате, начисленной за текущий месяц, надо установить надбавку в размере 14%,то есть к заработной плате вместе со всеми надбавками и доплатами.
А вот по поводу увеличения фонда оплаты труда для этих целей следует говорить отдельно.
Минфин России выделил средства на увеличение фонда оплаты труда в образовании без учета доплат за наличие ученых степеней. Если рассмотреть позицию финансового ведомства, то действительно все правильно. Эти доплаты устанавливаются постановлением Правительства РФ № 807, и их размер известен. Никаких изменений об увеличении их размеров не было. Однако Президент РФ велел увеличить заработную плату работникам бюджетной сферы на 14%, и при этом никаких комментариев по поводу того, какую часть зарплаты повышать, а какую не повышать, дано не было. Это уже решил Минфин России.
31 марта 2008 года вышел приказ Минздравсоцразвития России № 148н. Полномочия Минздравсоцразвития России определены Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 06.04.2004 № 153) – осуществлять «функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей».
Кроме того, «на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Минздравсоцразвития России самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по следующим вопросам: <…> уровень жизни и доходов населения; оплата труда».
Исходя из полномочий Минздравсоцразвития России, не выполнить данный приказ как образовательные учреждения, так и другие бюджетные учреждения, не имеют права, так как, согласно ТК РФ, ст. 129:
«Заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)».
Таким образом, указания двух министерств вошли в противоречие. Теперь Рособразование должно было бы выйти на Минфин России с просьбой об увеличении финансовых средств на повышение заработной платы. А вот что ответит Минфин России на эту просьбу – пока не ясно.
Ясно другое – работникам образования «надбавку в размере 14% следует исчислять из общей суммы заработной платы работника, подлежащей начислению в соответствующем месяце с учетом всех установленных выплат». И исключить из заработной платы доплаты за наличие степени кандидата наук или доктора наук мы не имеем права, поскольку они подлежат начислению в соответствующем месяце, как установленная Правительством выплата. Следовательно, те вузы, в которых недостает выделенного дополнительно фонда оплаты труда, будут доплачивать указанную надбавку за счет средств от приносящей доход деятельности.
Возможно, вопрос решится и дадут дополнительное финансирование. Время покажет.