Корзина пуста

 Подписка на 2024 год

Закажите бесплатный образец журнала, написав по адресу adm-sovetnik@yandex.ru

 

 

 


 

 

Видеошпаргалка по сверке с ФНС по ЕНП: инвентаризация расчетов
Ссылка на видео:


 

 

 



(495) 258-00-27 (многоканальный)
На главную > Журналы > Советник в сфере образования > Выпуск № 1, 2021 > Новый план проверок на 2021 год: по новому регламенту Минобрнауки России

Новый план проверок на 2021 год: по новому регламенту Минобрнауки России

Рубрика: 0720Контроль

Е.Н. Михайлова, руководитель Департамента методологии внутреннего финансового контроля (Санкт-Петербург)

 

10 декабря 2020 года Минобрнауки России приказом № 1514 утвержден Сводный план проверок на 2021 год в части контрольной деятельности подведомственных организаций и территориальных органов Министерства. Всего Министерством запланировано 107 проверок, в том числе плановые проверки 47 вузов и 60 научных учреждений.

Рассмотрим состав нового плана и особенности нового регламента проведения проверок, которые нужно учитывать как проверяемым, так и проверяющим с 1 января 2021 года, чтобы действовать по единым правилам.  

Проверки-2021 по новому Регламенту 

Для подготовки и проведения проверок контрольно-ревизионным департаментом по направлениям деятельности Минобрнауки России приказом от 22.10.2020 № 1326 утвержден новый Регламент организации и проведения проверок деятельности территориальных органов Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и организаций, подведомственных Министерству (далее – Регламент). Ранее действовавший Регламент, утв. приказом от 25.06.2019 № 424, утратил силу[1].  

Регламентом определены цели, задачи, виды, формы, способы и этапы проведения проверок, а также направления деятельности, подлежащие проверке.

Проверки организуются в целях получения достоверной информации о деятельности организаций и территориальных органов, подведомственных Министерству, в том числе филиалов и представительств (объекты проверки).

Проверка – контрольные действия по документальному и фактическому изучению законности и эффективности осуществления финансовых и хозяйственных операций, иной деятельности объекта проверки, достоверности его бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности за определенный период (п. 4 Регламента). 

Основные задачи проверок (п. 5 Регламента):

1)      определение соответствия деятельности объектов проверки законодательству, нормативным правовым и правовым актам Министерства;

2)      выявление нарушений и недостатков в деятельности объектов проверки, формирование рекомендаций, направленных на их устранение;

3)      экспертный анализ, мониторинг, изучение, обобщение и распространение положительного опыта, прогрессивных форм и методов деятельности объектов проверки;

4)      оказание методической (практической) помощи в эффективности деятельности объектов проверки, включая организацию ими внутреннего контроля.

Перечень, виды и сроки проверок в 2021 году

Проверки (плановые и внеплановые) в 2021 году, исходя из содержания программы проверки, проводятся в виде комплексных, тематических и контрольных проверок.

Комплексная проверка проводится одновременно, как правило синхронно, сразу по нескольким направлениям деятельности, комиссиями в составе не менее трех человек. Тематическая (целевая) и контрольная проверки проводятся комиссиями в составе не менее трех человек или контрольной группой в составе двух человек, что зависит от масштабов и объемов проверяемой деятельности.

Проверки могут фиксироваться фото- и видеоматериалами, справками должностных лиц и включают осмотр, обследование, наблюдение, замеры, экспертизы и другие действия проверяющих в соответствии с регламентом.

Проверки проводятся в форме выездной, документарной проверки и (или) смешанной проверки (выездной и документарной), сплошным или выборочным способом.

Следует учесть, что при выявлении нарушений и недостатков в ходе выборочной проверки переходят к сплошному способу проверки направления деятельности.

Шесть признаков первоочередного включения в план проверок учреждения:

1)      последние три года (предшествующие году проверки) не проверялись учредителем;

2)      допущены нарушения законодательства (в актах проверок органов госконтроля и надзора и правоохранительных органов);

3)      имеются обоснованные жалобы граждан и организаций;

4)      не устранены либо устранены не в полном объеме нарушения по результатам ранее проведенных проверок при отсутствии объективных причин;

5)      по итогам осмотра федерального имущества, проводимого Министерством, выявлены нарушения законодательства;

6)      по итогам ранее проведенной проверки или мониторинга получена информация об отсутствии либо о неэффективном функционировании системы внутреннего контроля.

Направления проверок – 2021: Сводный план

Приказом Минобрнауки России от 10.12.2020 № 1514 утвержден Сводный план проверок на 2021 год в части осуществления полномочий по контрольной деятельности подведомственных организаций и территориальных органов Министерства. Обратите внимание, что по сравнению с 2020 годом в сводный план проверок Минобрнауки России на 2021 год не включены 33 педагогических вуза в связи с их переподчиненностью Министерству просвещения России с 2020 года.

Согласно Плану в 2021 году проверке подлежат следующие направления деятельности:

1)      финансово-хозяйственная деятельность;

2)      деятельность по использованию и распоряжению федеральным имуществом;

3)      деятельность в сфере закупок товаров, работ, услуг;

4)      научная деятельность (с привлечением ведущих ученых);

5)      соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов (НПА), содержащих нормы трудового права, а также НПА о противодействии коррупции;

6)      выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);

7)      деятельность в области мобилизационной подготовки;

8)      деятельность по защите сведений, составляющих государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну.

По сравнению с планом проверок 2020 года в сводный план 2021 года не вошли отдельные направления деятельности в качестве тематических проверок и в составе комплексных. Так, не включены проверки качества и безопасности медицинской деятельности, деятельности по осуществлению бюджетных инвестиций в проектирование, строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, включая вопросы осуществления функций и полномочий государственного заказчика.

Рассмотрим Сводный план проверок учреждений науки и вузов, запланированные для проведения центральным аппаратом и территориальными управлениями Минобрнауки России, в таблице.

№ п/п

Виды проверок/

Направления

Центральный аппарат

Территориальные отделения

Итого

Уральское

Сибирское

Дальневосточное

1

Комплексные

38

5

5

6

54

2

Тематические

18

6

9

8

41

2.1

 ФХД

5

1

5

3

14

2.2

Имущество

6

3

3

5

17

2.3

Закупки

2

2

 

 

4

2.4

Наука

1

 

 

 

1

2.5

Труд

1

 

 

 

1

2.6

Мобилизационная подготовка

 

 

1

 

1

2.7

Антитеррор

3

 

 

 

3

3

Контрольные

4

 

6

2

12

 

Всего

60

11

20

16

107

Приведем в том числе виды и направления проверок вузов в составе Сводного плана проверок Министерства на 2021 год.

№ п/п

Виды проверок/

Направления

Центральный аппарат

Территориальные управления

Итого

Уральское

Сибирское

Дальневосточное

1

Комплексные

13

3

2

18

2

Тематические

11

4

7

3

25

2.1

ФХД

3

1

4

1

9

2.2

Имущество

2

2

2

2

8

2.3

Закупки

2

1

 

 

3

2.4

Труд

1

 

 

 

1

2.5

Мобилизационная подготовка 

 

 

1

 

1

2.6

Антитеррор

3

 

 

 

3

3

Контрольные

1

3

4

 

Всего

25

7

12

3

47

Основание проверок – приказ + распоряжение

Основание для проведения каждой проверки – распоряжение Министерства (территориального органа) о проведении проверки (п. 22 Регламента).

Распоряжения о проведении проверки содержит:

  • наименование объекта проверки;
  • вид проверки (плановая/внеплановая; комплексная/тематическая/контрольная);
  • форму проверки (выездная/документарная/смешанная);
  • перечень должностных лиц, включенных в состав Комиссии;
  • перечень экспертов, ведущих ученых (при их участии в проверке);
  • пункт сводного плана, на основании которого проводится проверка (или основания проведения внеплановой проверки);
  • проверяемый период;
  • срок проведения проверки;
  • перечень проверяемых направлений деятельности;
  • программу проведения проверки, в которой указываются изучаемые в ходе проведения проверки вопросы и документы (по разделам с учетом направлений).

Направления проверяемой деятельности включены в распоряжение о проведении комплексной или тематической проверки структурным подразделением, ответственным за проведение проверки, в соответствии со сводным планом (для плановых проверок) или с учетом информации, на основании которой принято решение о проведении внеплановой проверки (для внеплановых проверок) (п. 23 Регламента).

Уведомление с приложением копии распоряжения о проведении проверки направляется объекту проверки по почте либо с нарочным (с распиской о вручении), а также дополнительно посредством информационных систем или е-почты (в виде электронного образа в формате.pdf).

Сроки уведомления учреждения о проверке Министерством (п. 26 Регламента):

  • не позднее пяти рабочих дней до начала плановой проверки;
  • не позднее одного рабочего дня до начала внеплановой проверки.

Важно знать и контролировать процедурные вопросы соблюдения проверяющими нового Регламента, поскольку недопустимо нарушение процедур проведения проверок от начала до завершения самими проверяющими. Это служит одним из оснований для возражений.

Предельный срок проверок – не более 30 + 15 раб. дней 

Срок проведения проверки устанавливается исходя из специфики и объемов деятельности объекта проверки и составляет не более 30 рабочих дней (п. 32 Регламента).

Продление срока проверки – не более чем на 15 рабочих дней (распоряжением Министерства (его территориального органа)).

Основания для продления срока проверки:

1) необходимость увеличения количества и объема проверяемых и исследуемых документов и материалов;

2) получение в ходе проведения проверки от органов госконтроля и надзора, правоохранительных органов информации, свидетельствующей о наличии в деятельности объекта проверки нарушений законодательства и требующей дополнительного изучения;

3) необходимость обследования имущества и (или) документов объекта проверки, находящихся не по месту нахождения объекта проверки.

Копия распоряжения о продлении срока проверки направляется в течение 3 рабочих дней со дня издания распоряжения по почте или с нарочным (с распиской о вручении), а также дополнительно посредством IT-систем или е-почты (в виде электронного образа в формате.pdf).

Комплексные проверки – 2021

На 2021 год Министерством запланировано 18 комплексных проверок вузов и 36 научных учреждений, которые проводятся с целью изучения, оценки состояния и результатов трех и более направлений деятельности объектов проверки.

В План проверок 2021 года в части комплексных проверок (смешанной формы) по 8 вузам из 18 включены только три основных направления:

1)      финансово-хозяйственная деятельность;

2)      деятельность по использованию и распоряжению федеральным имуществом;

3)      деятельность в сфере закупок товаров, работ, услуг.

В комплексные проверки 10 вузов включено от 4 до 5 направлений, а именно к трем основным направлениям добавлены проверки научной деятельности, соблюдения трудового законодательства, а также НПА о противодействии коррупции, выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Тематические (целевые) проверки – 2021

Тематические проверки проводятся по отдельному направлению или вопросу деятельности объекта проверки. В отдельных случаях в рамках тематической (целевой) проверки могут быть проверены два направления деятельности объекта проверки.

На 2021 год в Сводный план проверок Министерством включены тематические проверки 25 вузов (53% общего количества – 47 вузов) и 16 научных учреждений (27% общего количества – 60 научных учреждений) по следующим 6 видам тематических (целевых) проверок (смешанной формы):

  • финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) – 9 вузов и 5 научных учреждений;
  • использования и распоряжения федеральным имуществом (имущество) – 8 вузов и 9 научных учреждений;
  • закупок товаров, работ, услуг (закупки) – 3 вуза и 1 научное учреждение;
  • в области мобилизационной подготовки, гражданской обороны – 1 вуз;
  • выполнения требований антитеррористической защищенности объектов – 3 вуза;
  • соблюдения трудового законодательства РФ и иных НПА, содержащих нормы трудового права – 1 вуз.

Так, в 2021 году проверки по одному направлению финансово-хозяйственной деятельности запланированы в 6 вузах из 9, а по двум направлениям – в 3 вузах (в сочетании с проверками имущества – 1 вуз, или закупок – 1 вуз, или выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) – 1 вуз).

Финансово-хозяйственная деятельность  

В перечень плановых тематических проверок ФХД включены 9 вузов с указанием периода проверки (2019–2020, 2020, 2020–2021 года), месяца начала. Например, в апреле запланирована проверка Нижневартовского государственного университета и Омского государственного технического университета. 

Предмет контрольного мероприятия в части тематической проверке ФХД:

  1. Соблюдение учреждением при организации и ведении финансово-хозяйственной деятельности требований федеральных законов, постановлений Правительства РФ, НПА Минфина России и подзаконных актов, изданных органами власти Российской Федерации (органом-учредителем) и ее субъектов, а также полномочными органами местного самоуправления.
  2. Соблюдение работниками учреждения установленных руководством требований, правил и процедур (приказа об учетной политике, порядка документооборота, проведения инвентаризаций, плана финансово-хозяйственной деятельности, положений о структурных подразделениях, должностных инструкций, правил внутреннего распорядка, планов организации труда, иных приказов и распоряжений).
  3. Полнота выполнения государственного задания, национальных (региональных) проектов и программ, выполнения соглашений (в том числе по целевым субсидиям).
  4. Должный уровень полноты и точности первичных документов и качества первичной информации при отражении фактов хозяйственной жизни учреждения. Соблюдение обязательных реквизитов унифицированных первичных документов. Наличие утверждения самостоятельно разработанных первичных документов и регистров.
  5. Полнота мер по сохранности нефинансовых активов (обеспечение защиты от воровства, потерь в результате пожаров, наводнений, перебоев в энергоснабжении, умышленных повреждений, незаконного отчуждения имущества и т.д.). Основания и результаты проведения инвентаризаций, в том числе в обязательных случаях и на забалансовых счетах.
  6. Полнота мер по сохранности финансовых активов (соблюдение кассовой дисциплины, требований по расчетам с подотчетными лицами, оценка надежности кредитной организации (для автономных учреждений), состояние дебиторской и кредиторской задолженности, анализ остатков средств на счетах организации и их обоснованность и т.д.). Наличие установленных лимитов кассовой наличности и контроль их соблюдения.
  7. Безошибочность регистрации и обработки финансово-хозяйственных операций организации (наличие, полнота, арифметическая точность, отражение данных на соответствующих аналитических и синтетических счетах бухгалтерского учета, представление и раскрытие данных в отчетности и т.д.).
  8. Эффективность планирования финансово-хозяйственной деятельности учреждения (наличие обоснований доходов и расходов, своевременность размещения планов финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД), в том числе на официальном сайте и в системе Электронного бюджета, количество внесенных в ПФХД изменений, не связанных с изменением объемов финансирования, отклонения плановых и фактических показателей, расхождения данных плановых и отчетных документов, формирование дефицита средств и т.д.).
  9. Контроль полноты исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности по доходам и расходам. Правильность применения кодов бюджетной классификации.
  10. Организация бюджетного и бухгалтерского учета и своевременность представления бюджетной и бухгалтерской (финансовой) отчетности, статистической и налоговой отчетности.
  11. Реализация представлений, предписаний, составленных органами государственного финансового контроля по результатам контрольных мероприятий (при наличии).
  12. Надежность осуществления внутреннего финансового контроля в целях эффективного управления деятельностью учреждения и принятия управленческих решений. Подтверждение его результативности.

Проверки деятельности по использованию и распоряжению федеральным имуществом

В перечень плановых тематических проверок деятельности по использованию и распоряжению федеральным имуществом включены 8 вузов с указанием периода проверки (в том числе 2020–2021 годы, 2020 год, но при этом – обязательно проведение контрольных мероприятий непосредственно на дату «выхода» на проверку), по следующим вопросам.

  1. Проверка фактического наличия, сохранности и использования объектов недвижимого имущества (соблюдение порядка перевода в другую категорию – «движимое имущество», изменения назначения объекта недвижимого имущества; наличие объектов незавершенного строительства, самовольных построек, гидротехнических сооружений, водных объектов).
  2. Передача нежилых помещений в пользование третьим лицам (по договорам аренды и безвозмездного пользования иным лицам: в части фактического размещения пользователей в помещениях без оформления; наличия дебиторской задолженности; порядка согласования договоров и изменения их существенных условий с учредителем и собственником имущества; госрегистрация договоров аренды (договора безвозмездного пользования объектом культурного наследия); соблюдение порядка проведения конкурентных процедур на право заключения договора аренды; порядка проведения перепланировок; порядка предоставления недвижимого имущества во временное пользование для размещения банкоматов, вендинговых аппаратов, антенно-фидерного оборудования, рекламы).
  3. Передача жилых помещений в пользование третьим лицам (оформление договоров найма жилого помещения, соблюдение порядка предоставления жилых помещений, заключение договоров найма специализированных жилых помещений, договоров найма жилых помещений в общежитиях и иных договоров; отнесение жилых помещений к объектам специализированного жилищного фонда; проверка порядка использования жилых помещений и гостиниц).
  4. Проверка наличия, сохранности и использования земельных участков, находящихся в пользовании подведомственной организации (на праве постоянного (бессрочного) пользования (праве аренды), наличие соглашений об установлении сервитута, соблюдение порядка согласования с собственником и учредителем, соблюдение порядка изменения вида разрешенного использования земельного участка, наличие земельных участков, в отношении которых требуется согласование местоположения границ, уточнение границ, использование по целевому назначению).
  5. Проверка фактического наличия, сохранности и использования особо ценного движимого имущества (наличие утвержденного перечня, соблюдение порядка согласования с учредителем распоряжения).
  6. Проверка учета и регистрации федерального имущества (в части своевременной подачи документов для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества; государственной регистрации прав собственности РФ, иных вещных прав, ограничений, обременений на закрепленные объекты недвижимости, постановка объектов недвижимого имущества на государственный кадастровый учет; соблюдение требований Регламента работы пользователей межведомственного портала по управлению государственной собственностью (МВ Портал).
  7. Результативность использования объектов недвижимого имущества (соответствия использования недвижимого имущества уставным целям; наличие неиспользуемых объектов и используемых не по назначению и неэффективно используемых; находящихся в стадии ремонта или реконструкции; непригодных для дальнейшей эксплуатации (наличие заключения эксперта в отношении объектов капитального строительства, решения уполномоченного органа о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным), объектов, подлежащих списанию.

Проверки деятельности в сфере закупок товаров, работ, услуг 

В перечень плановых тематических проверок деятельности в сфере закупок товаров, работ, услуг 3 вузов с указанием периода проверки, месяца начала.

Проверки осуществляются отдельной комиссией контрольно-ревизионного департамента Минобрнауки России в соответствии с Регламентами проведения Министерством ведомственного контроля в сфере закупок, утвержденными приказами Минобрнауки России:

  • от 09.08.2018 № 20н для обеспечения федеральных нужд в части соблюдением требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе;
  • от 25.12.2018 № 84н (ред. от 28.10.2019) в части соблюдением требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и иных принятых в соответствии с ним НПА.

При проведении ведомственного контроля проверяется соблюдение законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:

1)      соблюдения ограничений и запретов, установленных законодательством;

2)      соблюдения требований к обоснованию закупок и обоснованности закупок;

3)      соблюдения требований о нормировании в сфере закупок;

4)      правильности определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком;

5)      соответствия информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:

−        в планах-графиках, – информации, содержащейся в планах закупок,

−        в протоколах определения поставщиков, – информации, содержащейся в документации о закупках,

−        в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, – информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков,

−        в реестре контрактов, заключенных заказчиками, – условиям контрактов;

6)      предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта;

7)      соблюдения требований, касающихся участия в закупках субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;

8)      соблюдения требований по определению поставщика;

9)      обоснованности в документально оформленном отчете невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика, а также цены контракта и иных существенных условий контракта в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта;

10)   применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения условий контракта;

11)   соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

12)   своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

13)   соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

В случае выявления по результатам проверок (ведомственного контроля учредителя) действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения, материалы проверок подлежат направлению в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный рассматривать дела о таких административных правонарушениях, а в случае выявления действий (бездействия), содержащих признаки состава уголовного преступления, – в правоохранительные органы (п. 26 в ред. приказа Минобрнауки России от 28.10.2019 № 1203).

Приказом Минпросвещения России от 01.12.2020 № 686 утвержден новый Регламент проведения ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд (зарегистрирован Минюстом России 11 января 2021 года за № 62035).

Проверки деятельности в области мобилизационной подготовки и выполнения требований антитеррористической защищенности объектов 

В перечень плановых тематических проверок деятельности выполнения требований антитеррористической защищенности объектов включены 4 вуза, в том числе по 1 вузу дополнительно включена проверка в области мобилизационной подготовки, гражданской обороны и с указанием периода проверки (2019–2021 годы), месяца начала.

Проверки соблюдения трудового законодательства РФ и иных НПА, содержащих нормы трудового права

В Перечень плановых тематических проверок деятельности соблюдения трудового законодательства РФ и иных НПА, содержащих нормы трудового права и НПА о противодействии коррупции, включен 1 вуз с указанием периода проверки (2019–2020 годы) и месяца начала.

Напомним, предварительную проверку (внутренний самоконтроль) соблюдения требований трудового законодательства целесообразно провести с помощью (электронного инспектора) проверочных чек-листов, утвержденных приказом Роструда от 10.11.2017 № 655 (ред. от 03.08.2020) «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

В связи с возникающими случаями нарушений норм трудового законодательства и Отраслевого соглашения за 2019–2020 годы по организациям, находящимся в ведении Минобрнауки России (далее – Отраслевое Соглашение) и с целью их дальнейшего предотвращения Центральный совет Общероссийского профсоюза образования направил разъяснения письмом от 09.04.2020 № 190 «О необходимости соблюдения трудового законодательства образовательными организациями высшего образования при переводе работников на дистанционную работу в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Это письмо особенно важно в части специфики оформления перевода работников на режим дистанционной работы до начала действия поправок в главу 49.1 ТК РФ, внесенных Федеральным законом от 08.12.2020 № 407-ФЗ.

Контрольные проверки

Контрольные проверки направлены на изучение результатов устранения нарушений, выявленных в ходе комплексных или тематических проверок (по направлениям ФХД, имущество, закупки), в том числе с выборочной проверкой деятельности объекта проверки в последующем периоде в целях выявления фактов допущения объектом проверки аналогичных нарушений.

На 2021 год в Сводный план проверок Министерством включены 12 контрольных проверок 4 вузов и 8 научных учреждений.

Полномочия, права и обязанности участников проверки в 2021 году

Проверки проводят по Программе, для чего председатель Комиссии (руководитель контрольной группы) распределяет вопросы проверки по всем разделам и пунктам программы между членами Комиссии, которые, согласно п. 29 Регламента, имеют право:

  • истребовать у ответственных должностных лиц документы (сведения), касающиеся проверяемого направления деятельности, копии документов (на бумажном и на электронном носителе), которые приобщаются к материалам проверки после заверения;
  • запрашивать доступ к информационным ресурсам объекта проверки;
  • истребовать дополнительную информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах у работников объекта проверки;
  • предоставлять экспертам и ведущим ученым (при их участии) необходимые документы, материалы и информацию, полученные от ответственных должностных лиц;
  • оформлять справку по результатам проверки.

На заметку! Справки, которые подписывают члены комиссии у должностных лиц проверяемого учреждения по отдельным вопросам (направлениям) – основание подтверждения результирующих выводов акта, который подписывается руководителем (единолично). Поэтому повышенное внимание следует обращать на право подписания справок, а именно на наличие полномочий, предоставленных руководителем проверяемой организации! Неуполномоченное лицо вправе отказаться от подписания справок.

Полномочия ответственных должностных лиц проверяемого объекта

Состав ответственных должностных лиц объекта проверки устанавливается распорядительным актом проверяемого учреждения (приказом, распоряжением) до начала проверки, после получения уведомления о проведении проверки.

Следует обратить внимание, что указанные лица обязаны принять меры по устранению выявленных в ходе проверки нарушений и их предупреждению в дальнейшей деятельности.

Ответственные должностные лица проверяемого учреждения предоставляют членам Комиссии (п. 31 Регламента):

  • доступ в здания, сооружения, служебные и иные помещения объекта проверки, в том числе для экспертов и ведущих ученых (при включении их в выездную или смешанную проверку);
  • доступ к электронным базам данных в режиме просмотра, выборки, сохранения и печати информации, объяснения, иную необходимую информацию;
  • по устным и письменным запросам Комиссии документы и материалы, их копии в необходимой форме;
  • рабочие места в отдельном служебном помещении, сдаваемом под охрану и оборудованном необходимой мебелью, компьютерами с установленным программным обеспечением, организационно-техническими средствами, средствами связи.

В случае непредставления запрашиваемых информации, документов и материалов, доступа к информационным ресурсам Комиссией составляется акт по образцу (Приложение № 2 Регламенту), а в случае необеспечения доступа членов Комиссии в помещения (иные объекты недвижимого имущества) — согласно Приложению № 3, с последствиями рисков приостановления проверки и применения санкций (административных штрафов КоАП РФ).

Поэтому следует контролировать срок предоставления доступа ответственными лицами, указанный в запросе проверяющих. А при невозможности своевременного представления документов и материалов, доступа к информационным ресурсам, объяснений, иной требуемой информации, обязать ответственных лиц представить в письменном виде причины невыполнения запроса (до окончания срока, указанного в запросе).

Случаи приостановления проверки установлены следующие (п. 34 Регламента):

  • отсутствие или неудовлетворительное состояние учета – на период восстановления документов учета и отчетности и приведения его в надлежащее состояние;
  • непредставление (предоставление не в полном объеме) информации, документов и материалов, доступа к информационным ресурсам, запрашиваемых Комиссией;
  • воспрепятствование проведения Комиссией проверки или уклонения от проверки.

Оформление результатов проверки

Акт проверки составляется по результатам проверки деятельности объекта в течение трех рабочих дней, следующих за днем завершения проверки, установленным распоряжением о проведении проверки (п. 36 Регламента).

По результатам проверки, включающей 2 и более направления деятельности учреждения, по каждому направлению составляются справки о результатах проверки деятельности объекта проверки (далее – Справка).

По результатам тематической проверки, включающей одно направление деятельности, справка не составляется.

По результатам комплексной проверки членами Комиссии составляется справка по каждому направлению проверки (образец в Приложении № 4 к Регламенту (п. 38).

Выводы по итогам проверки – в конце Акта

Читайте Акт с конца (по-восточному), так как именно в резулятивной части акта проверки содержатся все существенные нарушения, в частности:

1)      выводы по итогам проверки, в том числе с учетом заключений экспертов и ведущих ученых (при их участии в проверке);

2)      краткое перечисление выявленных нарушений с указанием их количественных и (или) качественных характеристик (включая стоимостную оценку выявленных нарушений, по которым возможно ее установление);

3)      оценка эффективности системы внутреннего контроля объекта проверки и рекомендации по ее совершенствованию;

4)      предложения по устранению выявленных нарушений и рекомендации по их предупреждению в дальнейшей деятельности объекта проверки;

5)      перечень документов, прилагаемых к акту проверки;

6)      информация о должности члена Комиссии (контрольной группы), эксперта, ведущего ученого, подпись, расшифровка подписи;

7)      отметка об ознакомлении руководителя объекта проверки с актом проверки;

8)      отметка о наличии возражений руководителя объекта проверки по акту проверки;

9)      отметка об отказе ознакомления руководителя объекта проверки с актом проверки.

На заметку! Не допускается в акте проверки (справке) (п. 45 Регламента):

  • указание информации, не подтвержденной документами, объяснениями, иными доказательствами;
  • морально-этическая оценка действий должностных лиц объекта проверки;
  • помарки, подчистки, иные неоговоренные исправления.

Руководитель учреждения должен поставить подпись об ознакомлении с актом на каждом экземпляре акта (из двух) и в срок не позднее трех рабочих дней с момента получения акта (в том числе в виде электронного образа) обязан передать один экземпляр акта председателю Комиссии (при наличии возможности) либо направить его в Министерство (территориальный орган) по почте либо с нарочным (с распиской о вручении), а также дополнительно посредством е-почты (в виде электронного образа в формате .pdf).

На возражения к акту проверки – не более трех рабочих дней

При наличии возражений к акту проверки руководитель объекта проверки вправе сделать отметку об этом в акте проверки при ознакомлении с ним и не позднее трех рабочих дней после получения акта проверки (в том числе в виде электронного образа) передать один экземпляр акта проверки и письменные возражения к нему председателю Комиссии (руководителю контрольной группы) (при наличии возможности) либо направить один экземпляр акта проверки и письменные возражения к нему в Министерство (территориальный орган) по почте либо с нарочным (с распиской о вручении), а также дополнительно посредством IT-систем или е-почты (в виде е-образа в формате .pdf).

Возражения к акту проверки, направленные позднее указанного срока, рассмотрению не подлежат и приобщаются к материалам проверки.

Письменное заключение на возражения к акту проверки составляет председатель Комиссии в течение семи рабочих дней со дня получения Министерством (территориальным органам) возражений к акту проверки.

Обратите внимание, один экземпляр заключения на возражения к акту проверки приобщается к докладу министру от председателя Комиссии (руководителя контрольной группы) об итогах проверки, а второй экземпляр заключения на возражения к акту в течение рабочего дня после его утверждения направляется руководителю проверяемого учреждения (теми же способами, что и акт).

Рассматривайте Возражения к акту проверки как «последний способ» защиты репутации учреждения, позиции его руководства при принятии «спорных» решений в условиях неопределенности и постоянного изменения законодательства, актуализации НПА, если имеются ошибки в выводах и иные доказательства существенные пояснения. Причем начинайте формировать проект возражений в период проведения проверок при наличии оснований.

В целях рассмотрения официальных возражений на акты проверок, оперативной оценки значимости выявленных нарушений и степени ответственности должностных лиц подведомственных организаций Минобрнауки России приказом от 02.09.2020 № 1148 утвержден новый состав комиссии по оперативному рассмотрению результатов контрольных мероприятий Минобрнауки, а также Приложением № 2 к приказу утверждено Положение о комиссии.

Заключение

С 8 августа 2020 года сняты ограничения (приостановление) проведения проверок учреждений сектора госуправления, в отличие от запрета проверок для малого и среднего бизнеса.

Сводный план проверок вузов - 2021 >>>>



[1] См. журнал «Советник в сфере образования» № 1 за 2020 год.

© 

Полное или частичное воспроизведение или распространение, каким либо способом (в том числе в сети Интернет) материалов,  опубликованных на сайте www.sovbuh.ru, допускается только с письменного разрешения редакции. 
Издательский Дом «Советник бухгалтера», 2008-2024
115280 г. Москва, а/я 16                                                                                                                                            admin   
Телефоны  (495) 258-00-27



Карта сайта
Разработка и дизайн сайта
Webprofy

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования.