Мерчандайзингу место в расходах
В постановлении от 22.12.2009 № 11175/09 Президиум ВАС РФ поддержал налогоплательщика, который признал в прочих расходах (пп. 19 п. 1 ст. 264 НК РФ) оплату мерчандайзинговых услуг (выкладка товаров с контролем пополнения ими полок в магазине) своему покупателю – розничной сети.
Налоговики считали, что собственность на товары к покупателю уже перешла, и дальше его проблема как лучше продать свой товар. Поэтому расходы на оплату услуг покупателя экономически не обоснованны.
ВАС РФ заявил, что налогоплательщик как производитель продукции не теряет коммерческого интереса к ней и после заключения договора поставки. Его цель – увеличение объема продаж. Мерчандайзинговые услуги способствовали тому, что в розничном магазине в максимальном объеме реализовывалась именно продукция налогоплательщика. Значит, розничный продавец в дальнейшем приобретал бы товар данного производителя. Поэтому расходы поставщика оправданны, а НДС по услугам можно принять к вычету.