Идея создания такого Фонда содействия развитию жилищного строительства была выдвинута Президентом в Указе от 07.05.2008 № 715 «О мерах по развитию жилищного строительства». Президент предложил создать фонд, которому были бы переданы земельные участки, которые закреплены за федеральными учреждениями и унитарными предприятиями, но ими используются ими неэффективно.
В рамках выполнения требований данного Указа принят Закон от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (далее – Закон № 161-ФЗ). Закон № 161-ФЗ устанавливает особенности создания и правового положения Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства как института развития, цели, задачи и функции такого Фонда, порядок управления Фондом, образования и распоряжения его имуществом и ликвидации Фонда, регулирует отношения между Фондом, органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.
Целью деятельности Фонда в соответствии с Законом № 161-ФЗ является содействие развитию жилищного строительства и инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры, инфраструктуры связи (далее – объекты инфраструктуры), производства строительных материалов, изделий, конструкций для целей жилищного строительства, а также создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов, иного развития территории для формирования благоприятной жизненной среды, создания комфортных условий проживания для всех категорий граждан.
Для достижения указанной цели Фонд осуществляет следующие функции:
- проводит аукционы по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, переданных в собственность Фонда в качестве имущественного взноса Российской Федерации, а также образованных в результате их раздела, объединения, уточнения границ (далее – земельные участки Фонда), для комплексного освоения в целях жилищного строительства;
Подпунктом 36 п. 3 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» установлено направление бюджетных ассигнований в сумме до 300 млрд. руб. в качестве имущественного взноса Российской Федерации в Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства по целевой статье 098 0100 «Субсидии в виде имущественного взноса в Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства» и виду расходов 019 «Субсидии некоммерческим организациям» классификации расходов бюджетов.
- проводит аукционы по продаже земельных участков Фонда, предназначенных для строительства предприятий по производству строительных материалов, изделий, конструкций для целей жилищного строительства, а также создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов, иного строительства в целях развития территории, по продаже права на заключение договоров аренды таких земельных участков;
- выдает заключения о целесообразности или нецелесообразности использования находящихся в федеральной собственности земельных участков, а также расположенного на них федерального недвижимого имущества Фондом для комплексного освоения в целях жилищного строительства, для строительства предприятий по производству строительных материалов, изделий, конструкций для целей жилищного строительства, а также для создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов, иного развития территории;
- проводит контроль за осуществлением органами государственной власти субъектов РФ полномочий Российской Федерации, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
- передает в залог земельные участки Фонда;
- приобретает в собственность недвижимое имущество и земельные участки, на которых оно расположено, для целей обеспечения деятельности Фонда;
- проводит конкурсы по разработке архитектурных решений и типовой проектной документации для строительства жилья для граждан с различным уровнем доходов и приобретает права на такую проектную документацию для дальнейшего распространения в Российской Федерации;
- организует разработку программного обеспечения для управления, в том числе автоматизированного, проектами жилищного строительства, производства строительных материалов, изделий, конструкций для целей жилищного строительства, строительства промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов;
- разрабатывает и предоставляет субъектам РФ и муниципальным образованиям методические и иные материалы в области территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, а также иным образом содействует указанной деятельности;
- осуществляет маркетинг, мониторинг и прогнозирование рынка жилья и жилищного строительства, рынка строительных материалов, изделий и конструкций, их производства;
- разрабатывает и реализует программы стимулирования спроса на различные типы жилья применительно к различным группам населения, включая информационное обеспечение продвижения на рынках различных типов жилья, преимущественно с использованием энергоэффективных и экологичных технологий и материалов;
- осуществляет иные функции.
В соответствии с Законом № 161-ФЗ Фонд создается в организационно-правовой форме фонда. Фонд создается Российской Федерацией. От имени Российской Федерации решение об учреждении Фонда принимается Правительством РФ.
Имущество Фонда формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации в виде находящихся в федеральной собственности земельных участков и расположенного на них федерального недвижимого имущества, других объектов недвижимого и иного имущества, включая денежные средства, а также других, не запрещенных законом, поступлений. Имущество Фонда принадлежит Фонду на праве собственности и используется для достижения целей и решения задач, предусмотренных Законом № 161-ФЗ.
Фонд вправе распоряжаться земельными участками, переданными в собственность Фонда в качестве имущественного взноса Российской Федерации, исключительно следующими способами:
1) передача в залог земельных участков Фонда;
2) продажа права на заключение договоров аренды земельных участков Фонда для комплексного освоения в целях жилищного строительства;
3) продажа земельных участков Фонда, предназначенных для строительства предприятий по производству строительных материалов, изделий, конструкций для целей жилищного строительства, а также для создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов, иного строительства в целях развития территории, продажа права на заключение договоров аренды таких земельных участков;
4) продажа земельных участков Фонда и расположенного на них недвижимого имущества.
Фонд вправе принимать решения по разделу, объединению, уточнению границ указанных земельных участков.
Органами управления Фонда являются попечительский совет Фонда, генеральный директор Фонда и правление Фонда.
Попечительский совет Фонда состоит из одиннадцати членов и осуществляет свою деятельность на общественных началах.
Персональный состав попечительского совета Фонда определяется Правительством РФ.
Персональный и количественный состав правления Фонда определяется попечительским советом Фонда.
Генеральный директор Фонда назначается на должность и освобождается от должности Правительством РФ.
Фонд может быть реорганизован или ликвидирован на основании федерального закона, определяющего цели, порядок и сроки реорганизации или ликвидации Фонда.
В целях содействия развитию жилищного строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом Российская Федерация вносит в качестве имущественного взноса РФ для формирования имущества Фонда находящиеся в федеральной собственности земельные участки, а также расположенное на них федеральное недвижимое имущество, которые в соответствии с решением уполномоченного федерального органа исполнительной власти не предназначены для обеспечения выполнения полномочий РФ, либо передает осуществление полномочий РФ по управлению и распоряжению такими земельными участками и недвижимым имуществом органам государственной власти субъектов РФ.
Подготовка вышеуказанных решений осуществляется на основании перечней земельных участков, направляемых органами государственной власти субъектов РФ (далее – перечень земельных участков) в Фонд.
Фонд в течение трех месяцев осуществляет подготовку заключения о целесообразности или нецелесообразности использования находящихся в федеральной собственности земельных участков, а также расположенного на них федерального недвижимого имущества Фондом для комплексного освоения в целях жилищного строительства, для строительства предприятий по производству строительных материалов, изделий, конструкций для целей жилищного строительства, а также для создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов, иного развития территории в соответствии с критериями, утверждаемыми попечительским советом Фонда.
Указанное заключение Фонда направляется в десятидневный срок с даты его утверждения попечительским советом Фонда в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для принятия в тридцатидневный срок решения о необходимости использования земельных участков и расположенного на них недвижимого имущества для федеральных нужд или об отсутствии такой необходимости.
В решении уполномоченного федерального органа исполнительной власти об отсутствии необходимости использования земельных участков и расположенного на них недвижимого имущества для федеральных нужд, выдаваемом с учетом заключения Фонда, содержится решение:
- об использовании Фондом находящихся в федеральной собственности земельных участков, а также расположенного на них федерального недвижимого имущества для комплексного освоения в целях жилищного строительства, для строительства предприятий по производству строительных материалов, изделий, конструкций для целей жилищного строительства, а также для создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов, иного развития территории;
- об отнесении находящихся в федеральной собственности земельных участков, а также расположенного на них федерального недвижимого имущества к земельным участкам и недвижимому имуществу, осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передается органам государственной власти субъектов РФ.
Решение о внесении находящихся в федеральной собственности земельных участков, а также расположенного на них недвижимого имущества в качестве имущественного взноса Российской Федерации для формирования имущества Фонда принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в месячный срок с даты получения следующих документов:
- решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти об отсутствии необходимости использования земельных участков и расположенного на них недвижимого имущества для федеральных нужд и об использовании Фондом находящихся в федеральной собственности земельных участков и расположенного на них федерального недвижимого имущества для комплексного освоения в целях жилищного строительства, для строительства предприятий по производству строительных материалов, изделий, конструкций для целей жилищного строительства, а также для создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов, иного развития территории либо утвержденного попечительским советом Фонда заключения о невыполнении органом государственной власти субъекта РФ условий, установленных для осуществления полномочий Российской Федерации, определенных Законом № 161-ФЗ;
- кадастровых паспортов земельных участков и (или) кадастровых паспортов объектов недвижимого имущества;
- выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на такие земельные участки, а также на расположенное на них недвижимое имущество.
Закон № 161-ФЗ в качестве обязательного условия передачи осуществления полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению находящимися в федеральной собственности земельными участками и расположенным на них федеральным недвижимым имуществом предусматривает наличие утвержденных документов территориального планирования, градостроительного зонирования, а также программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
Законом № 161-ФЗ устанавливается, что доходы от продажи земельных участков и расположенного на них недвижимого имущества, продажи права на заключение договоров аренды земельных участков и арендная плата зачисляются в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты по нормативам, определяемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В соответствии с Законом № 161-ФЗ, в случае если в течение двух лет с даты принятия решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти об отсутствии необходимости использования земельных участков и расположенного на них недвижимого имущества для федеральных нужд и об отнесении находящихся в федеральной собственности земельных участков, а также расположенного на них федерального недвижимого имущества к земельным участкам и недвижимому имуществу, осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передается органам государственной власти субъектов РФ, в Фонд не представлены документы, подтверждающие выполнение установленных законом условий для осуществления таких полномочий Российской Федерации, либо орган государственной власти субъекта РФ не принял решение о распоряжении земельным участком, а также расположенным на нем недвижимым имуществом, осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению такими земельным участком, а также недвижимым имуществом органом государственной власти субъекта РФ прекращается и указанные земельные участки и недвижимое имущество вносятся в качестве имущественного взноса для формирования имущества Фонда с последующим распоряжением Фондом таким имуществом.
Также Законом № 161-ФЗ внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части распределения доходов от использования и продажи земельных участков и объектов недвижимого имущества.
В частности, в состав доходов бюджетов субъектов РФ включаются:
- доходы от продажи земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов РФ, от передачи в аренду таких земельных участков, продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков – по нормативу не более 50%;
- доходы от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов РФ, – по нормативу не более 50%;
- доходы от продажи земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов РФ, передачи в аренду таких земельных участков, продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков – по нормативу 100%, если законодательством соответствующего субъекта РФ не установлено иное;
- доходы от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов РФ, – по нормативу 100%, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное.
В состав доходов бюджетов муниципальных образований включаются:
- доходы от продажи земельных участков, которые расположены в границах муниципальных образований, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов РФ, – по нормативу не менее 50%, если законодательством соответствующего субъекта РФ не установлено иное;
- доходы от передачи в аренду земельных участков, которые расположены в муниципальных образованиях, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов РФ, а также доходы от продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков – по нормативу не менее 50%, если законодательством соответствующего субъекта РФ не установлено иное;
- доходы от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые расположены в границах муниципальных образований, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов РФ, – по нормативу не менее 50%, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное.
Для отражения указанных поступлений в бюджеты в группы доходов 1 11 00000 00 «Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности» и 1 14 00000 00 «Доходы от продажи материальных и нематериальных активов» (приложение № 1 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации) будут внесены соответствующие изменения.
И.Ю. Кузьмин, референт государственной гражданской службы 2-го класса