Приказом Рособрнадзора от 19.01.2009 № 74 утверждено расписание проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2009 году. Установлены продолжительность ЕГЭ по видам дисциплин, а также дополнительные устройства, которыми можно пользоваться на экзамене (линейка, транспортир, непрограммируемый калькулятор).
Напомним, что Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утверждено Приказом Минобрнауки от 28.11.2008 № 362.
Электронную отчетность можно проверить.
На сайте Федеральной налоговой службы размещена программа Tester (версия 2.09 от 15.01.2009). Она предназначена для проверки файлов на соответствие форматам представления налогоплательщиками в электронном виде налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности.
Налогоплательщики обратились в Минфин России с просьбой разъяснить, возможно ли перечислить взносы в ПФР и ФСС, если банковский счет организации заблокирован. В своем письме от 11.01.2009 № 03-02-07/1-6 специалисты финансового ведомства напомнили, что до 2009 года в случае приостановления операций по счету допускалось списание с него средств в счет уплаты налоговых платежей и платежей с более ранней очередностью исполнения.
Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды не являются налоговыми платежами, и в их отношении соответствующая норма не применялась. А вот с 1 января 2009 года разрешено перечислять в бюджет страховые взносы со счета налогоплательщика, операции по которому приостановлены
Статья 88 НК РФ устанавливает случаи, когда налоговая инспекция при проведении камеральной налоговой проверки вправе истребовать у налогоплательщика документы. При этом налогоплательщик обязан представить копии истребованных документов. Однако в случае необходимости налоговый орган может затребовать и подлинники (п. 2 ст. 93 НК РФ). Такое право, подчеркивает Минфин России в письме, прямо установлено пунктом 2 статьи 93 НК РФ.
В письме от 11.01.2009 № 03-02-07/1-1 Минфин России указал, что поскольку пункт 1 статьи 88 НК РФ указывает, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции, то и ознакомление с подлинниками должно проводиться по месту нахождения налоговой инспекции, проводящей проверку
Приказом ФНС России от 30.12.2008 № ММ-3-3/694@ внесены изменения в справочники «Коды документов», «Коды доходов», «Коды вычетов», «Коды регионов», которые используются при заполнении формы № 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 200_ год» (утв. приказом ФНС России от 13.10.2006 № САЭ-3-04/706@). Появление указанных изменений обусловлено, прежде всего, целым рядом изменений, внесенных в главу 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц» (Федеральные законы от 22.07.2008 № 158-ФЗ, от 26.11.2008 № 224-ФЗ), которые вступили в силу с 1 января 2009 года.
Вопрос: В состав организации входят три обособленных подразделения, одно из которых имеет отдельный баланс, расчетный счет и начисляет заработную плату и иные вознаграждения в пользу работников всех трех подразделений. Правомерны ли уплата сумм единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и представление отчетности по налогу и страховым взносам вышеуказанным обособленным подразделением за подчиненные ему два других подразделения?
Ответ: В соответствии с п. 8 ст. 243 Налогового кодекса РФ (далее – Кодекс) обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате единого социального налога (авансовых платежей по налогу), а также по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.
Обособленные подразделения, которые не отвечают перечисленным условиям, не могут самостоятельно уплачивать налог и представлять необходимые расчеты и декларации в налоговые органы.
Согласно ситуации, изложенной в запросе, вышеназванными признаками обладает только одно обособленное подразделение, которое при этом производит начисление заработной платы и иных вознаграждений в пользу работников всех трех обособленных подразделений.
При таких обстоятельствах на основании статьи 243 Кодекса указанное обособленное подразделение вправе исполнять обязанности организации по уплате единого социального налога и представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения в части начисленных им выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц – работников вышеназванных трех обособленных подразделений организации.
Что касается порядка уплаты, представления расчетов авансовых платежей и деклараций по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, то следует руководствоваться п. 8 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», согласно которому страхователи – организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам.
Таким образом, в случае если обособленное подразделение помимо начисления производит также и выплату заработной платы и иных вознаграждений в пользу работников всех трех обособленных подразделений, то в отношении данных выплат уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и представление расчетов авансовых платежей и деклараций производится по месту нахождения такого обособленного подразделения.
Вопрос: Адвокаты, осуществляющие профессиональную деятельность в коллегии адвокатов, получают вознаграждения за участие в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда. Следует ли коллегии адвокатов исчислять единый социальный налог с указанных выплат?
Ответ: Труд адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, оплачивается за счет средств федерального бюджета. Расходы на эти цели учитываются в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год в соответствующей целевой статье расходов. Это предусмотрено п. 8 ст. 25 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
Размер и порядок такого вознаграждения адвоката установлен постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 400 «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда» и составляет за один день участия не менее 275 рублей и не более 1100 рублей, а за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, а также в ночное время – не менее 550 рублей и не более 2200 рублей.
На основании пункта 5 постановления Правительства РФ № 400 оплата труда адвоката производится по его заявлению на основании постановления (определения) органа дознания, органа предварительного следствия или суда. При длительном участии адвоката в качестве защитника постановление (определение) об оплате труда адвоката выносится ежемесячно (с учетом фактически отработанных дней).
Постановление (определение) об оплате труда адвоката, заверенное печатью органа дознания, органа предварительного следствия, прокуратуры или суда, направляется в соответствующую финансовую службу (орган) для перечисления указанных в нем средств на текущий (расчетный) счет адвокатского образования. Перечисление средств на текущий (расчетный) счет адвокатского образования осуществляется в течение 30 дней с даты получения постановления (определения).
Следует обратить внимание, что денежные средства, получаемые адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, и в Федеральном законе № 63-ФЗ, и в постановлении Правительства РФ № 400 именуются не компенсациями, а вознаграждением, выплачиваемым адвокатам в качестве оплаты труда на основании постановления (определения) органа дознания, органа предварительного следствия или суда.
Согласно п. 6 ст. 244 Кодекса при осуществлении адвокатской деятельности в адвокатских образованиях, являющихся юридическими лицами, исчисление и уплата единого социального налога с доходов адвокатов осуществляются коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями в порядке, предусмотренном статьей 243 Кодекса, без применения налогового вычета.
Налоговая база по единому социальному налогу применительно к адвокатам определяется как сумма доходов, полученных адвокатами за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением (п. 3 ст. 237 Кодекса).
Перечень компенсационных выплат и доходов, не подлежащих налогообложению единым социальным налогом, установлен статьей 238 Кодекса, в которой вознаграждения адвокатов за участие в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда не указаны.
Поэтому вышеуказанные вознаграждения адвокатов не являются компенсацией, выплачиваемой в соответствии с действующим законодательством, и подлежат налогообложению единым социальным налогом.
Вопрос: Кредитной организацией в январе 2009 года были начислены вознаграждения за выслугу лет и премия по итогам работы за 2008 год. Правомерны ли включение указанных выплат в налоговую базу по единому социальному налогу и отражение в налоговой отчетности за первый квартал 2009 года?
Ответ: Согласно абз. 1 п. 1 ст. 237 Кодекса налоговая база по единому социальному налогу для организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 236 Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
На основании статьи 242 Кодекса при исчислении единого социального налога организациями дата осуществления выплат и иных вознаграждений в пользу работников определяется как день начисления указанных выплат и вознаграждений.
При этом положениями главы 24 Кодекса не установлен перечень событий после отчетной даты, при наступлении которых выплаты, начисленные в пользу работников, подлежат включению в налоговую базу по единому социальному налогу в ином порядке, чем предусмотрено статьями 237 и 242 Кодекса.
В этой связи, если кредитной организацией выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц за работу в декабре 2008 года, по итогам работы в 2008 году, за выслугу лет начислены в 2009 году, то указанные выплаты и вознаграждения должны быть включены в налоговую базу и отчетность по единому социальному налогу за соответствующий период 2009 года, независимо от того, что они произведены за работу в 2008 году.
Приказом Минздравсоцразвития России от 28.11.2008 № 681н утверждены целевые показатели эффективности работы подведомственных учреждений по видам деятельности:
- психиатрические больницы;
- санаторно-курортные учреждения;
- научно-исследовательские институты;
- учреждения высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования;
- медицинские колледжи, медицинские училища, медико-фармацевтические училища и колледжи, техникумы-интернаты, колледжи-интернаты;
- специализированные учреждения здравоохранения (клиники терапевтического профиля);
- специализированные учреждения здравоохранения (клиники, имеющие в своем составе отделения терапевтического и хирургического профиля).
Целевые показатели будут использоваться для определения стимулирующих выплат руководству учреждений, полный перечень которых также приводится в приказе № 681н.
Критерии оценки деятельности руководителей учреждений распределены на три группы – по основной, финансово-экономической и кадровой деятельности. Они определяются по балльной системе с суммированием по итогам года. Кроме того, в приказе прописаны условия премирования руководителей учреждений (ежеквартально и по итогам за год нарастающим итогом). При оценке работы руководителя будет учитываться его личный вклад в выполнение учреждением своих функций. Установлен порядок ежеквартального (не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом) отчета руководителей в министерство. Определены на 2009 год размеры и порядок премирования руководителя, в том числе при его увольнении; критерии для лишения его премии; порядок определения и пересмотра министерством премиального фонда руководителя, утвержденного на текущий финансовый год.
Минэкономразвития в письме от 12.01.2009 № Д05-57 сообщает, что в I квартале 2009 года ожидается выпуск постановления правительства, которым будет утвержден особый перечень объектов федеральной собственности. Эти объекты будут сдаваться в аренду на льготных условиях субъектам малого и среднего бизнеса минимум на 5 лет. Чиновники в своем письме обращают внимание на то, что, согласно статье 3 Закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», из некоммерческих объединений к таким субъектам отнесены только потребительские кооперативы.
От себя добавим, что Законом № 209-ФЗ такие коммерческие организации, как ГУПЫ и МУПы, тоже исключены из указанной категории «малышей».
Новая система оплаты труда федеральных бюджетников предусматривает установление в дополнение к должностным окладам компенсационных и стимулирующих выплат. Перечни этих выплат ранее были установлены в соответствии со старым постановлением Правительства РФ от 22.09.2007 № 605 приказами Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 822 и № 818.
Минздравсоцразвития РФ «освежило» эти приказы внесением чисто «косметической» правки (приказы от 19.12.2008 № 738н и № 739н). Изменена только редакция преамбул приказов. Теперь вместо ссылки на устаревшее постановление № 605 в них фигурирует ссылка на новое постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583.
Таким образом, сами перечни выплат компенсационного и стимулирующего характера, которые федеральные бюджетники должны учитывать при формировании своих положений об оплате труда, не изменились
По новым правилам должностной оклад руководителя федерального бюджетного учреждения составляет до 5 размеров средней заработной платы основного персонала. А оклады его заместителей и главного бухгалтера должны быть на 10 – 30% ниже (п. 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583).
Наконец-то в «Российской газете» от 28 января 2009 года опубликован приказ Рособразования от 09.10.2008 № 1383, которым определены перечни должностей и профессий работников учреждений, относимых к основному персоналу, для определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных федеральных бюджетных учреждений по видам экономической деятельности: «Образование», «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг», «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», «Гостиницы и рестораны».
Заметим, что многие ранее наспех утвержденные различными ведомствами аналогичные перечни работников основного персонала уже подверглись корректировке.
Росжелдор выпустил приказ от 17.11.2008 № 412 «Об утверждении примерного положения об оплате труда работников образовательных учреждений, подведомственных Федеральному агентству железнодорожного транспорта». В нем приведены рекомендуемые минимальные размеры окладов по профессиональным квалификационным группам для работников образования, высшего и дополнительного профессионального образования, руководителей, специалистов и служащих общеотраслевых должностей, рабочих. В отношении стимулирующих выплат предлагаются повышающие коэффициенты к окладу, в том числе за стаж непрерывной работы, выслугу лет. Рекомендованы условия снижения премии (в частности, связанные с нарушением работником финансовой, налоговой дисциплины), а также повышения ее (например, при наличии ученой степени).
Следует иметь в виду, что приказ № 412 слишком долго путешествовал по чиновничьим коридорам и к дате его вступления в силу изрядно устарел. Часть рекомендуемых Росжелдором минимальных окладов, даже если к ним добавить рекомендуемые премии, в результате дадут зарплату ниже размера федерального МРОТ, который с 1 января 2009 года составляет 4 330 рублей.
1 января 2009 года вступил в силу новый Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ, устанавливающий правовые основы регулирования аудиторской деятельности. Устанавливается новая система регулирования аудиторской деятельности, в том числе за счет отмены ее лицензирования и введения механизмов самоконтроля на основе единых стандартов.
Некоторые особенности применения нового закона пользователями аудиторских услуг разъяснены Минфином России в Информационном сообщении, которое размещено на официальном сайте министерства. В сообщении Минфина содержатся подробные разъяснения об определении сроков, начиная с которых аудиторские организации и аудиторы, не вступившие в саморегулируемые организации аудиторов, согласно новому закону не вправе заниматься аудитом.
Минфин рекомендует пользователям аудиторских услуг при заключении договора обращать внимание на отметки на бланке квалификационного аттестата аудитора, а также внимательно изучать списки аннулированных аудиторских аттестатов, размещенные на его официальном сайте
1 января 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 22.07.2008 № 137-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 24 Федерального закона «О пожарной безопасности».
Этим законом
формируется состав Федеральной противопожарной службы (ФПС) договорными подразделениями. Также введены нормы, согласно которым работы и услуги, оказываемые указанными подразделениями, осуществляются на возмездной основе
в порядке, определяемом Правительством РФ (на сегодня этот порядок пока не утвержден).
По словам чиновников МЧС России, перевод объектовых частей в состав договорных подразделений ФПС займет до трех лет. На первом этапе (2009 год) будут реформированы объектовые подразделения газового и нефтяного комплексов.
6 декабря 2008 года вступило в силу постановление Правительства РФ
от 20.11.2008 № 870, которым установлены рамочные размеры компенсаций для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда: сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск – не менее 7 календарных дней; повышение оплаты труда – не менее 4% «обычной» тарифной ставки (оклада).
Минздравсоцразвития РФ этим постановлением было отведено 6 месяцев для уточнения данных норм в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам.
Таким образом, чиновники должны определиться с «вредными» компенсациями
до 6 июня 2009 года.
В условиях кризиса участились случаи повального незаконного увольнения сотрудников или ухудшения их положения. Государство прилагает максимум усилий, чтобы не допустить беззакония со стороны работодателей. Новый Федеральный закон от 25.12.2008 № 287-ФЗ с 1 января 2009 года обязал работодателей, которые приостановили производство или перевели сотрудников на режим неполного рабочего дня, сообщать об этих фактах в службу занятости. Сделать это необходимо в течение трех рабочих дней после принятия указанных решений.
Для пущего контроля Росстат РФ утвердил новую месячную форму федерального статистического наблюдения № П-4 (НЗ) «Сведения о неполной занятости и движении работников». Сведения по указанной форме будут представлять юридические лица, осуществляющие добычу полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа, воды, а также организации обрабатывающей промышленности, строительства, транспорта и связи, оптовой и розничной торговли и некоторые другие, средняя численность работников которых превышает 15 человек. Сведения подаются в территориальные органы Росстата не позднее 3-го числа после отчетного месяца (приказ от 25.12.2008 № 325).
Правительство РФ постановлением от 24.12.2008 № 988 утвердило перечень научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы на которые признаются в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, и включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5.
Напомним, что Федеральный закон от 22.07.2008 № 158-ФЗ подарил с 1 января 2009 года налогоплательщикам возможность признания в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, фактических затрат на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата) с коэффициентом 1,5 (абз. 5 п. 2 ст. 262 НК РФ).
А вот что касается обоснования льготы по НДС при проведении НИОКР, то столичные налоговики в письме от 21.11.2008 № 19-11/108743 указали, что кроме договора на выполнение работ и письменного уведомления заказчика налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения (техническое задание, дополнительные соглашения к договору, календарный план, ведение раздельного учета и т.д.).
В связи с принятием постановления Правительства РФ от 05.08.2008 № 583, которое ввело для федеральных бюджетников новую систему оплаты труда, в некоторые акты Министерства труда (Министерства труда и социального развития) РФ и Минздрава РФ внесены изменения, связанные с исключением ссылок на ЕТС.
Кроме того, Минздравсоцразвития России последовательно «зачищает» базу нормативных актов, посвященных применению ЕТС.
Так, с 1 декабря 2008 года приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2008 № 665 было упразднено 185 ведомственных постановлений и приказов. С этой же даты приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.10.2008 № 598н были признаны утратившими силу еще 25 аналогичных нормативных документов.
В постановлении от 13.03.2008 № 168 Правительство РФ дало поручение Минздравсоцразвития России в срок
до 30 декабря 2008 года утвердить ряд нормативов, касающихся норм и условий бесплатной выдачи молока и другого профилактического питания для «вредников». В частности, министерство должно было утвердить порядок осуществления денежной компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов (ст. 222 ТК РФ). Установление такого порядка локальным нормативным актом организации трудовое законодательство не предусматривает.
Пока информация о выполнении Минздравсоцразвития РФ данного поручения отсутствует.
29 декабря 2008 года Совет Федерации единогласным решением одобрил
изменения в Бюджетный кодекс РФ. Федеральный закон направлен на своевременную реализацию мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики, а также уточняет отдельные нормы Кодекса. Уточняется принцип подведомственности расходов бюджетов и вводится норма субсидиарной ответственности главного распорядителя бюджетных средств по денежным обязательствам подведомственных ему учреждений. Закон уточняет порядок процедур предоставления субсидий, бюджетных ассигнований, инвестиций, межбюджетных трансфертов в очередном финансовом году.
С 1 января 2009 года вступила в силу Новая Инструкция по бюджетному учету. Основные изменения, вернее уточнения, внесены в связи с изменением бюджетного законодательства. Новая инструкция утверждена приказом Минфина России от 31.12.2008 № 148н.
Скачать инструкцию можно на сайте Министерства финансов или здесь.
Постановлением от 03.12.2008 № 344п правление Пенсионного фонда РФ утвердило Временный порядок информирования застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в электронной форме через кредитные организации. Временным порядком предусмотрены следующие способы предоставления банком сведения застрахованному лицу: непосредственно через операциониста, через банкомат либо по системе интернет-банкинг.