Указом Президента РФ
от 01.07.2009 № 732 в перечень федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, самостоятельно устанавливающих образовательные стандарты и требования для реализуемых ими образовательных программ высшего профессионального образования (утв. Указом Президента РФ от 09.09.2008 № 1332) внесено Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана".
До этого к вузовской элите относились только Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет. Напомним, что на ВУЗы, включенные в Перечень, не распространяется Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 277
В
письме Рособразования от 29.05.2009 N 1006/12-16 разъяснено, что выделение бюджетных мест по целевому приему не допускается по заявкам и договорам, заключаемым вузом с организациями, не являющимися органами государственной власти и органами местного самоуправления. Договоры о целевом приеме должны предусматривать обязательства по трудоустройству выпускников, принятых по целевому приему, и предложения по социальной поддержке молодых специалистов.
Рособразование рекомендует осуществлять целевой прием только на направления подготовки (специальности), находящиеся в сфере ответственности органов государственной власти или органов местного самоуправления (педагогика, здравоохранение, культура, социальная работа).
Также в письме доведены квоты по целевому приему на направления подготовки (специальности) в области гуманитарного и экономического образования - 15% от общего количества бюджетных мест. Квоты могут быть расширены по согласованию с Рособразованием. Агентство в ходе приемной кампании будут осуществлять выездные проверки организации приема.
Приказом МВД РФ
от 02.03.2009 № 185 утвержден административный регламент МВД РФ по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения правил дорожного движения. В нем, в частности, подробно со ссылками на нормы кодексов прописаны действия сотрудников ОВД при контактах с участниками дорожного движения, после которых не исключено привлечение водителей к административной или уголовной ответственности. Приведены рекомендуемые образцы документов (справок, протоколов, постановлений, объяснений). В качестве справочной информации приведена выписка из Закона "О милиции" о применении милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Особого внимания заслуживают разделы регламента о досудебном порядке обжалования действий сотрудников ОВД, в том числе по делам об административных правонарушениях.
Регламент может служить прекрасным учебным пособием по нормам права и некоторым правилам дорожного движения для водителей и сотрудников ГИБДД. Документ избавляет от необходимости самостоятельно копаться в законах, кодексах, иных нормативных правовых актах, чтобы подобрать нормы, связанные с нарушениями правил дорожного движения.
Помимо мониторинга лекарственных средств по цене и ассортименту в стационарных ЛПУ и аптечных учреждениях, который осуществляет Росздравнадзор (приказ Минздравсоцразвития России от 27.05.2009 № 277н), к этой проблеме подключилась Федеральная антимонопольная служба (ФАС России). По сообщению ее пресс-центра, служба возьмет под жесткий контроль аптечные сети и их коллег, занимающих на рынке розничной реализации лекарственных средств доминирующее положение в регионах России. ФАС России поручила всем своим территориальным органам организовать ежеквартальный мониторинг цен на 100 наиболее востребованных населением лекарств среди аптечных учреждений – лидеров. Проверять будут не только жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, включенные в особый Перечень, но и другие препараты.
Данные о ценах будут анализироваться по состоянию на первое число каждого квартала начиная с 1 января 2009 года. Первый отчет территориальные органы представят в Центральный аппарат ФАС России 1 августа 2009 года по итогам мониторинга цен по состоянию на три даты – 1 января, 1 апрель и 1 июля 2009 года.
ФАС России будет проверять: для лекарств из Перечня – превышение предельных розничных надбавок; для прочих лекарств – установление монопольно высокой цены. По всем случаям выявления нарушений, а также при обнаружении участия аптек в ценовых сговорах ФАС России будет возбуждать дела о нарушениях антимонопольного законодательства.
Минфин России разработал и подготовил проект приказа, с принятием которого будет действовать новая форма налоговой декларации по УСН и порядок ее заполнения. Как планирует Минфин России, этот приказ должен действовать начиная с представления налоговой декларации за налоговый период 2009 года.
Кроме того, от финансового ведомства в скором времени стоит ожидать и новой формы налоговой декларации по ЕСХН и порядка ее заполнения. Планируется, что данный документ вступит в силу начиная с представления налоговой декларации за налоговый период 2009 года.
Дмитрий Медведев встретился с председателем Совета при Президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Эллой Памфиловой и членами Общественной палаты. Обсуждались вопросы совершенствования законодательства о деятельности некоммерческих организаций.
17 июня 2009 года Президент внес в Госдуму законопроект, упрощающий работу некоммерческих организаций. Проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» предусматривается, в частности: более упрощенная процедура отчетности некоммерческих организаций перед государством; ограничение перечня документов, которые органы власти могут запрашивать у некоммерческих организаций, и снижение числа проверок данных организаций до одного раза в три года.
В настоящее время Госдума рассматривает законопроект, принятие которого повлечет за собой образование нового вида имущества – искусственно образованных территорий Российской Федерации, под которыми подразумевается участок суши, созданный трудом человека путем выполнения на землях, занятых водными объектами, работ по намыву или отсыпке грунта. Инициировать их создание смогут как госструктуры, так и частные инвесторы.
В Бюджетном послании Президента РФ отражены основные направления и ориентиры бюджетной политики в 2010 - 2012 годах. В частности, основными задачами бюджетной политики на 2010 год и дальнейшую перспективу были названы обеспечение исполнения социальных обязательств; ограничение размеров бюджетного дефицита в целях сохранения макроэкономической стабильности; переход к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля; определение оптимальных форм поддержки реального сектора экономики и финансовой системы; обеспечение повышения качества предоставления гражданам государственных услуг; усовершенствование механизма государственных закупок; определение экономически оправданного уровня налоговой нагрузки; установление ответственности за неэффективное расходование средств; завершение формирования надежной и сбалансированной пенсионной системы.
Сегодня Государственная Дума РФ приняла Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан о трудовой деятельности и защите прав трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами РФ, в Республике Узбекистан и трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами Республики Узбекистан, в РФ».
С принятием указанного закона на плечи работодателей ляжет новая обязанность – в случае гибели работника организовать перевозку тела умершего мигранта и оплатить все расходы, связанные с этой перевозкой, а также с пересылкой его имущества и переводом заработанных им средств.
Государственная Дума РФ одобрила законопроект, вносящий изменения в законодательство по вопросам создания бюджетными учреждениями науки и образования хозяйственных обществ. В планах законодателей предоставить учреждениям науки и образования возможность стать участником и учредителем хозяйственных обществ, занимающихся практическим применением или внедрением результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат данным учреждениям.
Финансисты разъяснили, что не обязаны размещать на своем веб-сайте ответы Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики по запросам налогоплательщиков. Порядок обеспечения доступа граждан и организаций к информации о деятельности Министерства финансов Российской Федерации (в частности, раздел V «Размещение информации на веб-сайте Министерства») не предусматривает обязательного размещения Департаментом налоговой и таможенно-тарифной политики ответов по запросам налогоплательщиков. Об этом сообщил Минфин России в письме от 16.04.2009 № 03-11-09/135.
Конституционный суд подверг проверке положения пп. «б» п. 4 постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», признав их не соответствующими Конституции РФ и подлежащими отмене с 1 января 2010 года.
Конституция РФ гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду (статья 42) и обязывает сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам (статья 58).
Эксплуатация природных ресурсов наносит ущерб окружающей среде. Восстановление природы в условиях рыночной экономики должно осуществляться за счет тех, кто оказывает вредное воздействие на окружающую природную среду. Этим обусловлены платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, что предполагает взимание так называемых экологических платежей.
Эти платежи по своей правовой природе не являются налогом, а носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и преследуют не фискальные цели (интерес государства в наполнении казны), а сохранение природы и обеспечение экологической безопасности.
Правительству РФ было делегировано право регламентировать порядок исчисления и внесения соответствующих платежей. Однако Правительство РФ не вправе самостоятельно, своим решением передавать эти полномочия другим органам власти и освобождать от этих платежей отдельные организации. Между тем Правительство РФ предоставило органам исполнительной власти субъектов РФ право освобождать от платы за загрязнение окружающей природной среды отдельные организации , хотя Федеральный закон «Об охране окружающей среды» такой возможности не предоставляет.
Следовательно, Правительство РФ вышло за пределы своей компетенции, установленной Конституцией РФ и законодательством РФ в области охраны окружающей среды. Кроме того, без установленных законом оснований освобождения от платы за загрязнение окружающей среды, которые были бы объективно обусловлены, освобождение от платежей противоречит принципу всеобщности конституционной обязанности сохранять природу и окружающую среду и, соответственно, порождает неравенство между субъектами экологических правоотношений.
По общему правилу норма, признанная КС РФ неконституционной, утрачивает силу немедленно после провозглашения постановления КС РФ. Однако в данном случае немедленная утрата юридической силы этой нормы привела бы к необходимости оперативного изыскания денежных средств на покрытие непредвиденных расходов. А это в свою очередь могло бы привести к недостаточности финансирования других статей бюджета и нарушению прав и законных интересов других лиц. Поэтому КС РФ
в постановлении от 14.05.2009 постановил, что вышеназванная норма утратит юридическую силу 1 января 2010 года.
Госдума приняла во втором чтении законопроект "О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса РФ", расширяющий список фискальных льгот в сельском хозяйстве.
Законопроект относится к пакету антикризисных мер и направлен на повышение уровня доходов граждан, работающих в сельском хозяйстве. Планируется освободить от уплаты налога на доходы физических лиц доходы, полученные:
- в натуральной форме в качестве оплаты труда от организаций - сельскохозяйственных товаропроизводителей, крестьянских и фермерских хозяйств (не более 4300 рублей в месяц при условии, что доход хозяйства за предыдущий календарный год не превышает 100 млн. рублей);
- в качестве обеспечения питанием работников, привлекаемых для проведения сезонных полевых работ;
- в качестве оплаты стоимости проезда к месту обучения и обратно лицам, не достигшим 18 лет, обучающимся в российских дошкольных и общеобразовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию;
- доходы в натуральной форме (образовательные и медицинские услуги), полученные налогоплательщиками, пострадавшими от террористических актов на территории РФ.
В Совете Федерации на рассмотрении находится законопроект, согласно которому работодатели обязаны будут в трехдневный срок проинформировать Фонд социального страхования о фактах несчастных случаев, произошедших на производстве.
На сегодняшний день в законодательстве нет четко установленного срока для предоставления подобных сведений. Работодатель выдает пострадавшему в течение трех дней акт о несчастном случае, а в ФСС передает второй экземпляр акта и копии материалов расследования по факту проведения расследования (постановление Минтруда РФ от 24.10.2002 № 73).
Правительство РФ исключило из перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, соковую продукцию из фруктов или овощей, а также соковую продукцию из фруктов или овощей для детского питания. Внесение изменений связано со вступлением в силу с 29 апреля 2009 года Федерального закона от 27.10.2008 № 178-ФЗ "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей".
Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования» и законопроект, вносящий изменения в ряд законодательных актов РФ в связи с принятием закона о страховых взносах.
1. Согласно законопроекту «О страховых взносах…» предлагается с 1 января 2010 года заменить единый социальный налог (ЕСН) на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование.
Законопроектом предусматривается установление с 1 января 2010 года тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в размерах действующей ставки ЕСН - 26%, в том числе размер взноса в ПФР составит 20%, в ФСС - 2,9% и ОМС - 3,1%.
Законопроектом предусматривается установление с 1 января 2011 года единых тарифов страховых взносов для всех работодателей в размере 34%, в том числе в ПФР - в размере 26,0%, ФСС - 2,9% и фонды ОМС - 5,1%.
В 2010 году сохраняются льготные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков (сельскохозяйственных товаропроизводителей; организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны; организаций, использующих труд инвалидов; общественных организаций инвалидов; предприятий и учреждений общественных организаций инвалидов и других) с повышением в 2011 - 2014 годах. При этом выпадающие доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов компенсируются за счет трансфертов из федерального бюджета.
2. Законопроектом о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с законопроектом о страховых взносах вводится механизм повышения денежной оценки пенсионных прав застрахованных лиц (валоризация).
С 1 января 2010 года всем пенсионерам будут повышены трудовые пенсии (независимо от вида), при определении размеров которых применяется механизм денежной оценки пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 года. Предусматривается увеличить расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц на 10 процентов и сверх того на 1 процент за каждый год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.
Вместо базовой части трудовой пенсии вводится фиксированный базовый размер как составная часть страховой части трудовой пенсии, подлежащий индексации по правилам индексации страховой части. С 1 января 2015 года величина фиксированного базового размера будет увеличиваться на 6 процентов за каждый год страхового стажа, превышающего 30 лет.
В законодательство вводится понятие «минимальный уровень пенсионного обеспечения граждан». С 1 января 2010 года размер пенсии с учетом других мер социальной поддержки пенсионеров в виде дополнительного материального (социального) обеспечения и ежемесячной денежной выплаты не может быть меньше прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации.
Кроме того, устанавливаются виды страхового обеспечения застрахованных лиц (пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком, а также на погребение), порядок исчисления и уплаты страховых взносов.
Предусматривается замена установления максимальных размеров пособий, возмещающих застрахованному работнику утраченный заработок, на их исчисление из фактического заработка застрахованного с учетом установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо (415,0 тыс. рублей).
Так, размер пособия по временной нетрудоспособности будет зависеть от страхового стажа работника - 60 процентов заработка при стаже до 5 лет; 80 процентов - от 5 до 8 лет; 100 процентов - 8 и более лет. Соответственно, максимальная сумма выплаты этого пособия может составить в 2010 году в расчете за полный календарный месяц 20 750, 27 660 и 34 583 рубля (в 2009 году - 18 720 рублей).
Максимальная сумма выплаты пособия по беременности и родам будет составлять (100 процентов заработка независимо от стажа) в 2010 году 34 583 рубля (в 2009 году - 25 390 рублей).
Гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, предлагается выплачивать ежемесячное пособие по уходу за ребенком в размере 40 процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы в ФСС, без ограничения его максимального размера суммой в 7 492 рубля, как это предусмотрено в настоящее время. С учетом установления предельной величины базы для начисления страховых взносов на физическое лицо максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком для застрахованных граждан составит 13 833 рубля.
(По материалам сайта Минздравсоцразвития России).
Президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 год и 2011 год». В соответствии с изменениями установлен дефицит федерального бюджета РФ на 2009 год в размере 2,978 трлн. рублей. Расходы бюджета увеличены на 667,5 млрд. рублей и составят 9,692 трлн. рублей, или 23,98% ВВП. Прогнозируемый объем доходов планируется в сумме 6,713 трлн. рублей, или 16,61% ВВП.
Правительство РФ установило размеры специальных государственных стипендий, назначаемых аспирантам и студентам, обучающимся за счет средств федерального бюджета по очной форме обучения.
С 1 января 2009 года размер специальной государственной стипендии аспирантам федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования составляет 3 600 рублей; студентам учреждений высшего профессионального образования – 1 440 рублей; а студентам учреждений среднего профессионального образования – 840 рублей (постановление Правительства РФ от 23.04.2009 № 364).
Президент РФ Д. Медведев утвердил Федеральные законы:
-
от 28.04.2009 № 78-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» - установлено, что с 1 января будут доиндексированы пособия по уходу за детьми в связи с увеличением прогноза по инфляции с 8,5 до 13%. Также увеличиваются максимальный размер ежемесячной страховой выплаты и сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты;
-
от 28.04.2009 № 67-ФЗ «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» - расширен перечень доходов, не облагаемых НДФЛ: не облагаются НДФЛ средства, получаемые налогоплательщиком в виде компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Президент утвердил перечень поручений Правительству РФ по итогам совещания о развитии пенсионной системы в среднесрочной перспективе, состоявшегося 14 апреля 2009 года.
В документе, в частности, говорится об обеспечении разработки и внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, предусматривающих:
- упразднение с 1 января 2010 года единого социального налога и введение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности, беременности и родам;
- сохранение в 2010 году тарифов страховых взносов на уровне действующих ставок единого социального налога;
- введение переходного периода для страхователей, применяющих специальные и льготные налоговые режимы;
- повышение с 1 января 2010 года денежной оценки пенсионных прав, приобретенных к 1 января 2002 года, на 10 процентов с увеличением на 1 процент за каждый год трудового стажа, выработанного до 1 января 1991 года, и соответствующее увеличение трудовых пенсий старшему поколению;
- установление социальной доплаты пенсионерам, пенсия которых с учетом предоставляемых мер социальной поддержки не обеспечивает прожиточный минимум в субъекте Российской Федерации.