В статье 330 Гражданского
кодекса РФ установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения
обязательства, в частности в случае просрочки исполнения, должник обязан
уплатить кредитору неустойку (штраф, пени), которой признается денежная сумма,
определенная законом или договором.
Пункт 1 статьи 329 ГК РФ
предусматривает возможность обеспечения исполнения обязательств другими
способами, предусмотренными законом или договором. При этом при заключении
договора стороны вправе согласовать условие об уплате арендатором
обеспечительного взноса и возможность его не возврата арендодателем в случае
нарушения арендатором порядка досрочного прекращения договора или в других случаях.
Поэтому арбитры ФАС
Западно-Сибирского округа в постановлении от
15.08.2012 № А45-5706/2012 признали, что арендодатель вправе не возвращать
обеспечительный взнос, уплаченный арендатором по договору, в случае нарушения
арендатором порядка досрочного прекращения договора.
Организация заказала разработку
технического проекта специализированной коммерческой интернет-площадки для
реализации фармацевтической продукции в рамках своей дистрибьюторской
деятельности. НДС, предъявленный разработчиками сайта, был принят к вычету.
Налоговая инспекция не признала
этот вычет, полагая, что сайт не имеет отношения к облагаемым НДС операциям по
реализации фармпродукции.
Организация оспорила решение
налоговиков в судебном порядке.
Суд поддержал налогоплательщика.
По его мнению, приобретенная интернет-площадка способствует повышению
эффективности деятельности организации и позволяет вести продажи, в том числе
через Интернет.
Следовательно, сайт будет
использоваться в операциях, признаваемых объектом налогообложения НДС, а
значит, условия для применения вычета «входного» НДС соблюдены. К оформлению
покупки у налоговой инспекции претензий нет. (Постановление ФАС Московского округа от 24.07.2012 № А40-120790/11-107-497).
Подарки для
детей работников страховыми взносами не
облагаются. Такой вывод сделал ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 03.07.2012 № А58-5655/2011.
Аргументация была приведена следующая.
Организация решила выдать новогодние подарки для
детей сотрудников стоимостью до 1 000
рублей и согласно коллективному договору, заключенному в организации, выдача
новогодних подарков никак не связана с исполнением работниками трудовых
обязанностей, значение имеет только факт наличия трудовых отношений и факт
наличия детей. По мнению суда это не является стимулирующей или компенсирующей
выплатой.
В соответствии
с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ о страховых взносах не относятся к объекту обложения
страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках
гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права
собственности или иных вещных прав на имущество.
При передаче
организацией подарков детям работников происходит безвозмездная передача права
собственности на них, то есть какое-либо вознаграждение отсутствует. Кроме
того, подарки предназначаются для детей, которые не являются работниками и
застрахованными лицами работодателя.
Администрация
муниципального района обратилась в суд с иском о признании недействительным и
отмене решения Управления ФАС России, на основании которого было вынесено
предписание расторгнуть договор безвозмездного пользования муниципальным
недвижимым имуществом. Спорное помещение площадью 16,7 кв. м принадлежало на
праве оперативного управления муниципальной больнице и было передано с согласия
муниципалитета в «бесплатную аренду» коммерческой фирме.
Суд напомнил,
что, согласно статье 17.1 закона о защите конкуренции, заключение договоров
безвозмездного пользования в отношении муниципального имущества может быть
осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право
заключения этих договоров. Указанный порядок распространяется на имущество,
закрепленное на праве оперативного управления за государственными или
муниципальными бюджетными учреждениями.
Муниципальные
преференции могут предоставляться на основании правовых актов только с
предварительного согласия антимонопольного органа, данного в письменной форме.
Суд отказал
Администрации в удовлетворении заявленных требований (постановление ФАС
Поволжского округа от 07.06.2012 №
А57-10590/2011).
Сам по себе факт наличия у должника на момент
совершения сделки признака неплатежеспособности, даже будучи доказанным, при
отсутствии других условий не может являться основанием для признания сделки
недействительной.
Пунктом 2 статьи 61.2 Федерального закона от
26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
предусмотрена возможность признания недействительной сделки,
совершенной должником в целях причинения вреда имущественным правам кредиторов
(подозрительная сделка).
Для признания сделки недействительной
необходимо, чтобы оспаривающее сделку лицо доказало наличие совокупности всех
следующих обстоятельств: сделка была совершена с целью причинения вреда
имущественным правам кредиторов; в результате совершения сделки был причинен
вред имущественным правам кредиторов; другая сторона сделки знала об указанной
цели должника к моменту совершения сделки.
При этом в случае недоказанности хотя бы
одного из этих обстоятельств суд отказывает в признании сделки недействительной
по данному основанию (постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.06.2012 № А52-3842/2010).
ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 04.06.2012 № А56-49014/2011
разъяснил, что государственная регистрация юридических лиц – это акты
уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые
посредством внесения в государственные реестры сведений о создании,
реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах.
Статьей 1 Федерального закона 08.08.2001 №
129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей» предусмотрен перечень документов, представляемых
регистрирующему органу для государственной регистрации изменений, вносимых в
учредительные документы юридического лица. Регистрирующий орган не вправе
требовать представления других документов, кроме документов, установленных
законом.
Как следует из материалов дела и установлено
судами, общество представило полный пакет документов, необходимый для
государственной регистрации изменения юридического адреса. Таким образом, для
отказа в регистрации не имелось никаких оснований.
Общество
осуществило монтажные работы и установку оборудования сцены в районном доме
культуры (муниципальное автономное учреждение). Директор РДК подписал акты
приемки монтажных работ, а справку о стоимости работ обществу пришлось
подписывать в одностороннем порядке.
РДК не оплатил
выполненные истцом работы, и тот обратился в арбитражный суд с заявлением о
взыскании с РДК неосновательного обогащения.
Судом
установлено, что работы по монтажу и установке оборудования сцены входят в
число работ, предусмотренных государственным контрактом, по которому ни истец,
ни ответчик сторонами не являются. По документам спорные объемы работ
выполнены, сданы и оплачены в рамках государственного контракта (другими
лицами).
Поставка
нестандартного сценического оборудования и его монтаж, о котором говорится в
заявлении общества в суд, не связаны с наличием обязательственных отношений
между ним и РДК. Поэтому оснований для взыскания неосновательного обогащения с
РДК в настоящем случае не имеется.
Определением
ВАС РФ от 04.06.2012 № ВАС-5117/12 обществу
отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ.
Между заводом-истцом
(исполнитель) и Минобороны-ответчиком (заказчик) был заключен государственный
контракт на выполнение работ для федеральных государственных нужд по ремонту
атомного подводного крейсера.
В госконтракте было определено,
что цена работ по ремонту крейсера НДС не облагается.
После выполнения работ завод
выставил министерству счета-фактуры без указания суммы НДС, а заказчик оплатил
работу.
Впоследствии при проверке завода
налоговая инспекция доначислила НДС на стоимость ремонтных работ, поскольку
налогоплательщик неправильно применил льготу из пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Завод решил взыскать
недополученную сумму НДС по госконтракту с министерства.
С учетом того что в отношении
взыскания сумм НДС по части счетов-фактур министерством было заявлено об
истечении сроков исковой давности, судьи присудили в пользу завода оставшуюся
часть суммы НДС, подлежащую уплате министерством. При этом было отмечено, что
требование истца о взыскании суммы налога с ответчика является правомерным
независимо от наличия в договоре соответствующего условия и оплачивается сверх
упомянутой в договоре стоимости услуг (постановление ФАС Московского округа от 10.04.2012 № А40-73383/11-12-622).
Несогласование
конкретного перечня работ, которые должны быть выполнены по контракту,
свидетельствует о незаключенности договора. Такой вердикт вынесли арбитры ФАС
Волго-Вятского округа в своем п остановлении
от 23.04.2012 № А82-15923/2009.
Аргументировали они вывод следующим образом.
В
силу статьи 763 Гражданского кодекса РФ по государственному или муниципальному
контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных
нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные
со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного
характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а
заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить оплату.
При
этом госконтракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей
выполнению работы (ст. 763 ГК РФ). Как следует из материалов дела, смета,
определяющая объем работ, являющаяся неотъемлемой частью заключенного контракта,
сторонами была не согласована, а это значит, не был согласован конкретный
перечень работ, которые должны быть выполнены по контракту, то есть отсутствует
предмет договора. Предмет договора относится к его существенным условиям, а его
отсутствие свидетельствует о незаключенности контракта.
Расходный кассовый ордер применяется для оформления выдачи наличных денег из кассы организации, выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии и подписывается руководителем организации и главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным, регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов.
В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах (заявлениях, счетах и др.) имеется разрешительная надпись руководителя организации, подпись его на расходных кассовых ордерах необязательна. По мнению ФАС Восточно-Сибирского округа, высказанному в постановлении
от 19.03.2012 № А10-1876/2011, в расходном кассовом ордере по строке «Основание» указывается содержание хозяйственной операции, а по строке «Приложение» перечисляются прилагаемые первичные и другие документы с указанием их номеров и дат составления.
Таким образом, законодательство не предусматривает, чтобы расходный кассовый ордер в обязательном порядке заверялся печатью выдающей денежные средства организации и уж тем более получающей эти денежные средства организацией.
Отдельные незначительные ошибки в счетах-фактурах не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС. Такую позицию озвучил ФАС Северо-Западного округа в постановлении
от 22.03.2012 № А56-34469/2011. В соответствии с п. 2 ст. 169 НК РФ в целях принятия НДС к вычету или возмещению счет-фактура должна соответствовать требованиям пунктов 5, 6 указанной статьи. Выставленные с нарушением данного порядка счета-фактуры не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету. Так в счете-фактуре должны быть указаны наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя, счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.Арбитры обратились к определению Конституционного Суда РФ от 24.01.2008 № 33-О-О, где указано, что в случаях сомнений в правильности применения налогового законодательства, в том числе правомерности применения налоговых вычетов, следует установить, исследовать и оценить всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств: - факт оплаты покупателем товаров (работ, услуг); - действительные отношения продавца и покупателя; - наличие иных, помимо счетов-фактур, документов, подтверждающих уплату налога в составе цены товара (работы, услуги) и т.п.Федеральным законом от 17.12.2009 № 318-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с введением заявительного порядка возмещения НДС" в НК РФ закреплена прямая норма, запрещающая налоговым органам отказывать в вычете по НДС по формальным основаниям:Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.
Налоговая инспекция отказала гражданке в предоставлении имущественного налогового вычета по НДФЛ в связи с приобретением квартиры в собственность ее несовершеннолетней дочери.
Мировой судья обязал налоговый орган совершить действия по возврату гражданке излишне уплаченного НДФЛ. Однако городской суд решение мирового судьи отменил.
По этому поводу Уполномоченный по правам человека в РФ подал жалобу в Конституционный Суд РФ на неопределенность в вопросе о соответствии Конституции РФ положений пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ о предоставлении вычета при приобретении жилья.
В
постановлении от 01.03.2012 № 6-П Конституционный Суд РФ подтвердил обеспечение пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ права родителя, приобретшего за счет собственных средств квартиру в
общую долевую собственность со своими несовершеннолетними детьми, на получение имущественного налогового вычета в соответствии с фактически произведенными расходами в пределах общего размера данного вычета, установленного законом.
А коли так, то отказ в вычете родителям, которые приобрели квартиру в собственность своих несовершеннолетних детей, ставит их в неравное положение с родителями, приобретающими квартиру в доле с такими же детьми. Ведь в обоих случаях родители, имея налогооблагаемый доход, несут расходы на приобретение объектов недвижимого имущества, собственниками которого становятся их дети, что должно влечь и одинаковые правовые последствия в виде имущественного вычета по НДФЛ. При этом налоговые органы и суды должны принимать во внимание документы, подтверждающие факт несения родителями указанных расходов (выписки по операциям на счете в банке, расписки в получении продавцом наличных денег и т. д.).
Однако конституционные судьи заявили, что имущественный налоговый вычет на приобретение жилья предоставляется только один раз. Следовательно, воспользовавшись таким одноразовым вычетом при приобретении недвижимости своему ребенку, родитель впоследствии лишается возможности применить его при любом другом приобретении жилья.
Зато ребенок
не лишается права на получение имущественного налогового вычета в будущем, если этим вычетом воспользовались его родители. В том числе ребенку положен вычет и до наступления совершеннолетия, если у него появятся источники собственного дохода, облагаемого НДФЛ.
На официальном сайте Прокуратуры Республики Марий Эл в сети Интернет размещено сообщение о привлечении к административной ответственности главного бухгалтера государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования специалистов.
По результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности было установлено, что главбух учреждения при составлении бухгалтерского баланса по итогам финансовой деятельности за 2010 год допустила
искажение статей (строк) формы бухгалтерской отчетности более чем на 10%.Согласно федеральному законодательству допущенное ею нарушение является грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. Ответственность за эти нарушения несет должностное лицо, составившее и утвердившее бухгалтерский баланс.Мировой судья рассмотрел постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 15.11 КоАП РФ, признал главбуха виновной в совершении административного проступка и вынес постановление о наложении штрафа в размере 2 тысяч рублей. Постановление вступило в законную силу. Штраф уплачен.
Городской прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования и муниципальному учреждению здравоохранения (районной больнице) об обязании совершить следующие действия:
- выделение администрацией денежных средств на оборудование входа в поликлинику, являющуюся подразделением больницы, специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа граждан-инвалидов и других маломобильных групп населения;
- оборудование главврачом больницы входа в поликлинику указанным приспособлением.
Выявленное при прокурорской проверке отсутствие указанного приспособления, по мнению прокуратуры, является нарушением статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», государственных гарантий, декларированных статьей 39 Конституции РФ, а также СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Судьи заявили, что отсутствие денежных средств не освобождает органы местного самоуправления от решения вопросов местного значения для соблюдения обязанностей, возложенных на них федеральным законодателем.
Доводы администрации о том, что СНиП 35-01-2001 не нарушено, поскольку здание поликлиники в настоящий момент не проектируется и не реконструируется, судьи тоже не приняли. Они сочли, что ответчики не доказали техническую невозможность оборудовать специальные приспособления для обеспечения доступа граждан-инвалидов и маломобильных групп населения в социально значимое медицинское учреждение.
Кассационная коллегия областного суда поддержала решение городского суда в пользу прокуратуры и оставила кассационную жалобу администрации муниципального образования на это решение без удовлетворения.
(Определение Ленинградского областного суда от 22.12.2011 № 33-6414/2011).
Приказом ФНС РФ от 15.02.2012 № ММВ-7-6/87@ утвержден формат представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы в электронном виде. Приказ вступает в силу для отчетности за первый отчетный период 2012 года. Документ разработан на основании приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
В письме от 11.07.2011 № ЕД-4-3/11121 ФНС РФ разъяснила, что
бюджетные учреждения представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность не должны.
Государственные (муниципальные)
автономные учреждения обязаны представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность. Ее объем и периодичность установлены приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» (письмо Минфина России от 20.10.2011 № 03-02-07/2-182, доведено письмом ФНС РФ от 11.11.2011 № ЕД-4-3/18935@).
В
письме ФНС России от 10.01.2012 № АС-4-3/10@ разъяснено, что
представление бухгалтерской отчетности в электронном виде является правом налогоплательщика, а не обязанностью.
Постановление Президиума ВАС РФ от 22.11.2011 № 6274/11 посвящено анализу действий/бездействий заказчиков при размещении заказов.
Так, Президиум ВАС РФ, в частности, отменил акты арбитражных судов нижестоящих инстанций, признавших незаконными действия антимонопольного органа, который в свою очередь удовлетворил жалобу ЗАО по содержанию опубликованного госзаказчиком извещения о проведении открытого аукциона на право заключения госконтракта на поставку медицинского оборудования (в состав лотов были включены товары, не связанные между собой по функциональным и техническим характеристикам, что ограничивало количество участников размещения заказа).
Президиум ВАС РФ признал несостоятельными выводы нижестоящих судов о том, что лицо приобретает статус участника размещения заказа и, таким образом, право на обжалование действий или бездействия госзаказчика лишь после подачи заявки на участие в аукционе или запроса разъяснений положений аукционной документации, так как Федеральный закон № 94-ФЗ различает понятия «участник размещения заказа» и «участник размещения заказа, подавший заявку», не связывая право на обжалование действий или бездействия госзаказчика с фактом подачи заявки.
Президиум ВАС РФ также отметил, что основанием для проведения внеплановой проверки госзаказчика является наряду с жалобой участника размещения заказа и поступление информации о нарушении законодательства о размещении госзаказа. При этом специальных требований к источнику данной информации закон не предъявляет.
Верховный Суд РФ обобщил практику назначения и проведения судебной экспертизы по гражданским делам
В обзоре, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 14.12.2011, приведены различные примеры выполнения судами требований закона, в частности порядок назначения судебных экспертиз, а также порядок определения дат и сроков их проведения;
обязанность разъяснения сторонам и другим участвующим в деле лицам права представлять суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертиз; последствия уклонения от проведения экспертизы и пр.
Больница приобрела у индивидуального предпринимателя по госконтракту товары. Товар оплачен позже установленного срока. Поставщик обратился в суд с иском о взыскании неустойки за просрочку оплаты.
Оценив соразмерность предъявленной ко взысканию суммы неустойки последствиям неисполнения обязательств, суды пришли к выводу, что ответственность, установленная договором, является чрезмерно высокой (0,5% от стоимости товара за каждый день просрочки).
Истец не представил доказательства, подтверждающие, что просрочка исполнения обязательств причинила ему действительный ущерб, который соответствует взыскиваемой им сумме неустойки, а из материалов дела какие-либо существенные негативные последствия для истца в связи с неисполнением ответчиком обязательств не следуют. В целях соблюдения баланса интересов сторон суд уменьшил взыскиваемую с больницы сумму пени с 679 658 рублей до 29 490 рублей 15 копеек. При расчетах новой суммы неустойки арбитры применили ставку рефинансирования ЦБ РФ в размере 8% годовых (Определение ВАС РФ от 30.12.2011 № ВАС-16672/11).
Срок уведомления поставщика о недостатках качества
товара надлежит исчислять с момента поступления его на склад покупателя. Это
подтвердил ФАС Северо-Кавказского округа [Г.Н.И.1] в постановлении от
12.04.2012 № А32-6992/2011.
В случае существенного нарушения требований к качеству
товара покупатель вправе по своему выбору отказаться от исполнения договора
купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы либо
потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим
договору.
Если на товар не установлен гарантийный срок или срок
годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены
покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в
разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю (п. 2 ст. 477 Гражданского кодекса РФ).
Срок для выявления недостатков товара, подлежащего
перевозке или отправке по почте, исчисляется со дня доставки товара в место его
назначения.
Покупатель обязан известить продавца о нарушении
условий договора купли-продажи о качестве в срок, предусмотренный законом,
иными правовыми актами или договором, а если такой срок не установлен, в
разумный срок после того, как нарушение должно было быть обнаружено исходя из
характера и назначения товара ( п. 1 ст. 483 ГК РФ).
Статья 448
Гражданского кодекса РФ и статьи 38 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ о госзакупках (далее – Закон № 94-ФЗ) содержат
правило о недопустимости понуждения к заключению договора за исключением
случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или
добровольно принятым обязательством.
Муниципальный контракт
заключается на основе заказа на поставку товаров для муниципальных нужд,
размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством. Для муниципального
заказчика, разместившего заказ, заключение контракта является обязательным,
если иное не установлено законом.
Как отметил ФАС
Северо-Кавказского округа в постановлении от 20.01.2012 № А63-5219/2011,
п. 3 ст. 9 Закона № 94-ФЗ содержит список оснований для отказа заказчика от заключения
государственного контракта. Однако в нем нет такого основания для отказа
в его заключении, как недостаточность
лимита бюджетных средств.
При таких
обстоятельствах доводы об отсутствии
бюджетного финансирования обоснованно отклонены судами как не подтвержденные
достоверными и допустимыми доказательствами..