Раньше в арбитражном суде
кассационной инстанции можно было обжаловать судебные акты, вступившие в
законную силу, причем предварительно обжаловать решения суда первой инстанции в
апелляционном порядке было не обязательно.
В ноябре 2010 года вступила в силу новая редакция
статьи 181 АПК РФ, согласно которой кассация невозможна, если решение
арбитражного суда первой инстанции вступило в законную силу и не было
обжаловано в апелляционной инстанции или если суд апелляционной инстанции
отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
В настоящее время суды не принимают от заявителя кассационную
жалобу, если она подана на судебный акт, который не был обжалован в арбитражный
суд апелляционной инстанции (определения
ФАС Волго-Вятского округа от 31.08.2011 № А31-1672/2011, ФАС Московского округа
от 15.06.2011 № КГ-А40/3117-11-Б-Ж и др.).
Согласно позиции ВАС РФ, выраженной в
определении от 02.09.2011 № ВАС-8195/11,
неправомерно включать в расчет среднего заработка компенсацию стоимости обедов.
Суд в этом поддержал налоговый орган, считающий, что при расчете среденего
заработка необходимо исключать выплаты, не относящиеся к оплате труда, т.е.
социального характера. Данная позиция ведомства основана на правовой норме, содержащейся в
пункте 3 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы,
утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.
При определении срока хранения документов, многие организации руководствовались приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558, утвердившим перечень и сроки хранения архивных документов государственных и частных организаций. Однако данный документ в судебном порядке был признан не вступившим в силу, т.к. он не был официально опубликован полностью ( Решение ВАС
РФ от 06.09.2011 № 7889/11).
Если инспекция ознакомилась с подлинниками документов в ходе выездной проверки, требование о представлении их копий непосредственно в ИФНС неправомерно, что подтверждается Постановлением ФАС Московского округа
от 25.08.2011 № КА-А40/9135-11.
Налогоплательщик передал в банк платежное поручение на уплату налогов за III квартал 2008 года 26.09.2008 (то есть до окончания налогового периода). Но в это время банк получил предписание Банка России об ограничении расчетов по поручению юридических лиц и началась процедура отзыва у него лицензии.
Денежные средства были списаны с расчетного счета общества, но в соответствующие бюджеты не поступили из-за недостаточности средств на корсчете банка.
На следующий год общество подало заявление в налоговый орган о зачете налоговой переплаты в счет предстоящих платежей. Но инспекция отказала в зачете, аргументируя свой отказ тем, что спорные суммы на ее счет не поступили. Налогоплательщик обратился в суд.
Разрешая этот спор, судьи проанализировали множество обстоятельств, включая то, что банки не обязаны информировать клиентов о своем финансовом состоянии.
Однако ВАС РФ указал, что согласно ст. 45 НК
РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа. Ключевой формулировкой этой нормы для разрешения спора в данном случае является исполнение налоговой обязанности, которая у общества по состоянию на 26.09.2008 полностью еще не сформировалась.
Кроме того, высшие арбитры приняли во внимание замечание инспекции о том, что , налогоплательщик действовал недобросовестно, поскольку 26.09.2008 он отозвал из проблемного банка более ранние платежные поручения на оплату своим поставщикам, чтобы "перечислить" эти суммы в бюджет.
Налогоплательщику отказали в удовлетворении его требований
(постановление Президиума ВАС РФ от 27.07.2011 № 2105/11).
Генеральный директор организации незаконным образом продал по заниженной стоимости принадлежащие организации объекты недвижимости без разрешения учредителя.
По данному факту было возбуждено уголовное дело, и в здание, где находились документы организации, ее сотрудники попасть не могли.
В это время нагрянула налоговая проверка и потребовала предъявить документы.
Часть их налогоплательщик смог представить вовремя, а другую часть – только по завершении проверки, когда здание вернулось его законному владельцу.
Однако налоговики успели по результатам проверки доначислить налоги расчетным методом, опираясь на налоговые декларации налогоплательщика. Причем доходы инспекция "увидела", а про расходы и налоговые вычеты по НДС "забыла".
Президиум ВАС РФ заключил, что проверяющие обязаны были определить расчетным методом не только доходы, но и расходы. Решение инспекции было признано недействительным в части доначисления налога на прибыль, сумм пеней и штрафов. В части доначислений по НДС дело направлено на новое рассмотрение (
постановление Президиума ВАС РФ от 19.07.2011 № 1621/11).
Арендодатель применял УСН и являлся абонентом по договорам с организациями, предоставляющими коммунальные услуги.
В соответствии с договором аренды он перечислял суммы возмещения стоимости этих услуг, полученные от арендатора, в полном объеме поставщикам коммунальных услуг.
Считая эти средства "транзитными", арендодатель не включал их в налоговую базу по УСН.
Однако судьи решили, что полученное от арендатора возмещение стоимости "коммуналки" следует включать в состав налогооблагаемых доходов арендодателя-упрощенца (
постановление Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 № 9149/10).
Если договором подряда не предусмотрена
предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик
обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи
результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в
согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
При этом неподписание сторонами акта формы № КС-2
и справки формы № КС-3 не освобождает от обязанности оплатить
работы, выполненные истцом и принятые ответчиком
по акту. Таким образом, недопустимость немотивированный отказ от приемки работ
в одностороннем порядке недопустим. Такова позиция ФАС Западно-Сибирского
округа, изложенная в постановлении от
23.08.2011 № А46-12423/2010.
Подрядчик
обратился в суд с иском к заказчику, не оплатившему работы, принятые последним
без замечаний по акту выполненных работ. Кроме того, между сторонами были
подписаны акты сверки расчетов.
Истец-подрядчик
доказал, что им соблюден установленный договором подряда претензионный порядок
урегулирования споров (суду представлена почтовая квитанция на отсылку
претензии заказчику).
Ответчик-заказчик
мотивировал свой односторонний отказ оплатить работы тем, что для оплаты
выполненных работ по условиям спорных
договоров ему необходимы счета-фактуры, которые не были представлены
истцом.
Суд отклонил
довод заказчика. Было сказано, что исходя из статей 711, 746, 753 ГК РФ, расчет
за выполненные работы производится на основании актов о приемке выполненных
работ. Нормы ГК РФ, регулирующие правоотношения по договору подряда, не ставят
оплату выполненных подрядчиком работ в зависимость от предоставления заказчику
счетов-фактур.
Помимо
взыскания оплаты по договору суд обязал заказчика возместить подрядчику еще и
сумму судебной госпошлины, а также расходы на плату услуг представителя в суде
в размере 40 000 руб. (Постановление
Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2011 № А56-73079/2010)
В
письме ФНС России от 12.08.2011 №
СА-4-7/13193@ приведен обзор постановлений Президиума ВАС РФ по налоговым
спорам, в том числе НДС, налога на прибыль, налога на имущество, УСН.
Рассмотрены споры по вопросу получения необоснованной налоговой выгоды,
проведения налоговых проверок и другие вопросы.
Общество отремонтировало
поврежденное пожаром судно подрядным методом и приняло к вычету НДС, предъявленный
подрядчиком.
Произошедший пожар признан страховой
компанией страховым случаем, и она приняла решение о выплате обществу
страхового возмещения, включающего стоимость ремонта судна с НДС.
Налоговая инспекция пришла к
выводу, что принятие обществом к вычету «входного» НДС в данном случае
неправомерно, поскольку стоимость ремонтных работ компенсирована страховой
организацией с учетом НДС. Общество не понесло реальных затрат на уплату налога
в бюджет.
Суд отклонил данный довод и
признал толкование налоговиками статей 171,172 НК РФ ошибочным. В соответствии с указанными
нормами суммы НДС, предъявленные исполнителем работ по ремонту судна,
принимаются к вычету на основании полученных счетов-фактур независимо от того,
что стоимость этих работ компенсируется страховой организацией.
Обратите внимание, судьи
сослались на аналогичную позицию Минфина России, отраженную в письмах от
15.04.2010 № 03-07-08/115, от 29.07.2010 № 03-07-11/321.
Суд отменил спорное решение
инспекции о доначислении обществу НДС и
об отказе в возмещении НДС (Постановление
ФАС Московского округа от 08.07.2011 № КА-А40).
Решением ВС РФ
от 24.05.2011 №
ГКПИ11-410, вступившем в силу 02.08.2011 (опубликовано 22.08.2011), признан
утратившим силу абзац третий пункта 10 «Порядка подсчета и подтверждения стажа
государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных
государственных служащих и определения соответствия должностей, периоды службы
(работы) в которых включаются в стаж государственной службы» (утв. приказом Минздравсоцразвития
от 09.12.2004 № 312).
Общество, являясь управляющей
организацией в отношении многоквартирных домов, в рамках областной программы,
финансируемой за счет средств Фонда содействия реформирования ЖКХ (далее Фонд),
заключило договоры подряда с подрядными организациями на выполнение работ по
капитальному ремонту жилого фонда. Территориальное управление Федеральной
службы финансово-бюджетного надзора области провело проверку освоения бюджетных
средств и выявило выполнение работ по ремонту подвальных помещений, не
предусмотренных адресной программой, в том числе проведение отделочных работ в
помещениях, занимаемых обществом, что не относится к общему имуществу в
многоквартирных домах, поскольку указанные помещения находятся в пользовании
коммерческой организации.
Обществу было направлено
представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса и предложено
возместить в областной бюджет денежные средства, использованные на оплату
работ, не предусмотренных программой.
На основании требования областной
администрации общество возвратило денежные средства, но обратилось в
арбитражный суд с иском к администрации о признании названного требования
незаконным, о взыскании указанной суммы, как неосновательно полученной, с
начислением на нее процентов.
Отказывая обществу в
удовлетворении его исковых требований, суды сделали вывод о нецелевом
использовании им денежных средств Фонда.
Определением ВАС РФ от 03.08.2011 № ВАС-9989/11 обществу было
отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра.
В постановлении ФАС
Северо-Кавказского округа от 01.06.2011 № А53-15050/2010 судьи признали неправомерным
списание обществом в налоговом учете представительских
расходов в части оплаты услуг агента по организации конференции. Отчета агента
и акта об оказании им услуг оказалось недостаточно. Руководствуясь статьей 1008
ГК РФ, судьи потребовали предъявить первичные документы, подтверждающие затраты
агента по оказанию услуг, касающихся данного договора. Общество это требование
выполнить не смогло.
Зато
затраты на приобретение на приобретение автомагнитол, автоколонок и антенн в
служебные автомобили были признаны вполне законными расходами, направленными на
обеспечение нормальных условий труда работников (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ),
поскольку эти устройства способствуют психологической разгрузке водителей
общества, повышают их работоспособность, производительность труда.
В
решении ВС РФ от 20.07.2011 № ГКПИ11-484 компания пыталась
оспорить Порядок ведения кассовых операций в РФ, утвержденного решением Совета
Директоров Центрального Банка России от 22 сентября 1993 г. № 40, и приложения №
3 к этому Порядку. Однако суд отказался удовлетворить требования, так как положения
Порядка устанавливают правила ведения кассовых операций предприятиями,
организациями и учреждениями и не распространяются на обособленные
подразделения юридических лиц, а следовательно, налоговые органы не могут
возлагать на обособленные подразделения обязанность по оборудованию касс.
Срок исковой давности не применяется в отношении
бюджетных кредитов. Такой вывод сделал суд в Постановлении КС РФ от 20.07.2011 № 20-П «По делу о проверке
конституционности положений пункта 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса РФ, части 6
статьи 5 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в
части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным
законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ» и статьи 116
Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» в связи с запросом ВАС
РФ». Вместе с тем, необходимо установить конкретный временной
предел для предусмотренного федеральным законодателем увеличенного срока
исковой давности.
Суды считают, что право на вычет НДС не связано с фактом
уплаты контрагентом налога. Данный вывод сделан в постановлении ФАС МО от
18.07.2011 № КА-А41/7279-11.
При проведении
санитарно-эпидемиологического расследования случаев острой кишечной инфекции в
муниципальном детском саду (МДОУ) выявлено несоблюдение требований санитарного
законодательства, выразившееся в нарушениях:
-СанПиН
2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы в дошкольных учреждениях»;
-СП
2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых
продуктов и продовольственного сырья»;
- СП
3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и
осуществлению дезинфекционной деятельности»;
- ГОСТ Р
51074-2003 «Пищевые продукты».
Постановлением
главного государственного санитарного врача по городу МДОУ признано виновным в
совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.7 КоАП РФ, и подвергнуто
административному штрафу в размере 30000 рублей.
Адвокат МДОУ
утверждал, что дело об административном правонарушении было возбуждено
ненадлежащим должностным лицом, вынесенное юридическому лицу предписание
неисполнимо ввиду отсутствия финансирования. Судом не применены подлежащие
применению правила СП 3.1.7.2616-10 «Профилактика сальмонеллеза»; при проверке
нарушены положения ст. 27.10 КоАП РФ, так как в акте проверки выявлено, что
причиной заболевания сальмонеллезом являлся омлет, который не был изъят в
установленном порядке.
Тем не менее,
областной судья решил, что факт совершения МДОУ административного
правонарушения, предусмотренного ст. 6.7 КоАП РФ, подтверждается
доказательствами: протоколом об административном правонарушении, справками
эпидемиологического обследования, экспертными заключениями, актами на списание
оборудования, уставом учреждения, распоряжением о назначении на должность
заведующей МДОУ, свидетельством о регистрации юридического лица, должностной
инструкцией заведующей МДОУ, объяснительными заведующей, медицинских
работников, шеф-повара, кладовщика учреждения, копией журнала бракеража готовой
продукции, копиями меню-требованиями, копией журнала бракеража поступающего
продовольственного сырья и пищевых продуктов, копией журнала «Здоровье»,
копиями технологических карт, и иными доказательствами.
Решение
городского суда было оставлено без изменения, а жалоба законного представителя
детского сада (адвоката) - без удовлетворения (Решение Ленинградского областного суда от 07.06.2011 № 7-337/2011).
Налоговые
органы часто меняют формы деклараций, при этом официальное опубликование
осуществляется накануне сдачи отчетности или уже после ее сдачи бухгалтером.
Вместе с тем, ВАС РФ в решении от
28.07.2011 № ВАС 809611 признал незаконным применение новой декларации за
2010 год, которая вводилась приказом ФНС от 15.12.2010 № ММВ-7-3/730@. Данный
приказ был зарегистрирован в Минюсте лишь 2 февраля
2011 года, а официально опубликован только 18 февраля. Судом было признано, что
эта ситуация ухудшает положение налогоплательщика по сравнению с Налоговым
законодательством, а п.2 признан недействующим.
В постановлении ФАС Дальневосточного округа
от 23.06.2011 № Ф03-2657/2011 суд встал на сторону налоговиков, указав, что если ИФНС была нарушена процедура взыскания налогов за счет имущества фирмы, то это не является основанием для отмены решения налоговой.