На основании международных контрактов Общество (комитент) заключило с ФГУП «Рособоронэкспорт» (комиссионер) договор комиссии на изготовление и поставку иностранному заказчику ремонтно-технической документации. Указанная документация в альбомах на бумажных носителях и на дисках в электронном виде была реализована обществом на экспорт, выручка от реализации отражена в декларации по НДС по ставке 0 процентов, а входной НДС по материальным ресурсам, использованным при производстве и реализации экспортированной продукции (ремонтно-технической документации), заявлен к возмещению из бюджета. Налоговики не согласились с квалификацией операции как экспорт товара.
Суды установили, что документация была приобретена налогоплательщиком у нескольких предприятий и оприходована как товар. При отгрузке на экспорт она могла быть вывезена только как товар. Довод налогового органа о том, что техническая документация является результатом интеллектуальной деятельности (РИД), судами отклонен, поскольку в договорах отсутствует условие о передаче прав на РИД. Ссылка инспекции на положения пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ (оказание услуг за пределами территории РФ, при котором объекта обложения НДС не возникает), по мнению арбитров, является несостоятельной (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.09.2009 № А56-22914/2008).
В Определении от 18.03.2010 № ВАС-17933/09 коллегия судей ВАС РФ отметила, что единообразие в решении рассматриваемой проблемы судами отсутствует, и по заявлению налоговиков направила дело в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.
Президиум ВАС РФ постановлением от 11.05.2010 № 17933/09 оставил судебные акты, принятые в пользу налогоплательщиков, без изменения, а заявление налоговиков – без удовлетворения.
Налогоплательщик демонтировал часть своих зданий подрядным способом. А полученный в ходе демонтажа металлолом продал. НДС, предъявленный подрядчиком, был принят к вычету.
Но налоговикам не понравились следующие моменты:
- ликвидация зданий не связана с операциями реализации;
- экспертных заключений о необходимости сноса организация не представила;
- факт строительства нового объекта, в первоначальную стоимость которого в этом случае следовало бы включить расходы на демонтаж старого объекта, не подтвержден.
Таким образом, оснований для вычета НДС по демонтажу зданий у организации нет.
Однако судьи сочли расходы на ликвидацию здания производственными расходами. К тому же была произведена реализация материалов (металлолома), облагаемая НДС.
Решение налоговой инспекции об отказе в вычете НДС судьи признали незаконным (п
остановление Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 № 17969/09).
В Информационном письме Президиума ВАС РФ
от 27.04.2010 № 138 отмечается, что в связи с возникающими в судебной практике вопросами внимание арбитражных судов обращено на особую правовую природу и назначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Со ссылкой на п. 15 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25, а также на п. 4 ст. 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» сообщено, что не являющиеся текущими требования об уплате страховых взносов относятся к третьей очереди.
ВАС в Информационном письме от 27.04.2010 № 137 дал разъяснения переходным положениям Федерального закона от 28.04.2009 № 73-ФЗ, установившего дополнительные основания оспаривания сделок должника в процедурах банкротства.
В редакции Закона № 73-ФЗ положения Закона о банкротстве (в частности, статья 10) и Закона о банкротстве банков (в частности, статьи 4.2 и 14) о субсидиарной ответственности соответствующих лиц по обязательствам должника
применяются, если обстоятельства, являющиеся основанием для их привлечения к такой ответственности (например, дача контролирующим лицом указаний должнику, одобрение контролирующим лицом или совершение им от имени должника сделки), имели место после дня вступления в силу Закона № 73-ФЗ.
Однако предусмотренные указанными законами процессуальные нормы о порядке привлечения к субсидиарной ответственности (пункты 6-8 ст. 10 Закона о банкротстве и пп. 2 п. 1 ст. 50.10 Закона о банкротстве банков) подлежат применению судами после вступления в силу Закона № 73-ФЗ независимо от даты, когда имели место упомянутые обстоятельства или было возбуждено производство по делу о банкротстве.
Заявления об оспаривании сделок или о привлечении к субсидиарной ответственности, ранее принятые судами к производству в общеисковом порядке, не подлежат передаче для рассмотрения в делах о банкротстве.
В Определении ВАС РФ от 06.05.2010 № ВАС-2447/10 по делу № А46-4305/2009 суд сделал вывод о том, что налогоплательщик вправе претендовать на налоговый вычет в случае реально понесенных фактических расходов по уплате налога.
Суды первой инстанции сделали вывод о том, что использование налогоплательщиком в расчетах за приобретенные товары неоплаченного векселя третьего лица не влечет за собой исчисление сумм налога, фактически уплаченных налогоплательщиком при приобретении товаров, исходя из балансовой стоимости векселя, переданного в счет их оплаты.
Высший арбитражный суд указал, что не все обстоятельства были исследованы. Пункты 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ предоставляют налогоплательщику право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 налоговые вычеты. При этом вычетам подлежат суммы указанного налога, предъявленные налогоплательщику продавцом и уплаченные им при приобретении товаров на территории Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 172 Кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 – 8 статьи 171 Кодекса.
Из содержания данных норм следует, что налогоплательщик вправе претендовать на налоговый вычет в случае реально понесенных фактических расходов по уплате налога при расчетах с поставщиком товаров (работ, услуг).
В постановлении ФАС Московского округа от 07.05.2010 № КГ-А41/4353-10 по делу № А41-25378/09 суд отказал в удовлетворении заявления налогового органа о ликвидации юридического лица, так как отсутствие юридического лица по адресу, указанному в учредительных документах, не может служить основанием для его ликвидации. Данное нарушение носит устранимый характер в силу того, что у юридического лица имеется возможность внести в учредительные документы изменения относительно его места нахождения.
В постановлении ФАС Московского округа от 07.05.2010 № КА-А40/4215-10 по делу № А40-126640/09-99-972 суд признал доказательства общества о том, что информацией о задолженности по уплате налогов оно не располагало.
Также судом отмечено, что постановлением Конституционного Суда РФ от 12.10.1998 № 24-П положение п. 3 ст. 11 Закона РФ об основах налоговой системы в Российской Федерации о том, что обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога, признано соответствующим Конституции РФ, поскольку оно означает с учетом конституционных норм уплату налога налогоплательщиком – юридическим лицом со дня списания кредитным учреждением платежа с расчетного счета плательщика независимо от времени зачисления сумм на соответствующий бюджетный счет.
Экономическую выгоду в натуральной форме может опровергнуть экспертПрактика привлечения эксперта в целях опровержения факта получения экономической выгоды подтверждается и Высшим арбитражным судом.
В определении ВАС РФ от 16.04.2010 № ВАС-4349/10 по делу № А13-9326/2008 суд, удовлетворяя ходатайство общества о назначении судебной экспертизы, указал, что поставленные перед экспертной комиссией вопросы, требующие специальных познаний, направлены на правильное рассмотрение спора по существу, поскольку связаны с необходимостью установления факта получения налогоплательщиком экономической выгоды в натуральной форме.
Экономическая выгода оценивается по совокупности сделок Признавая решение налоговой инспекции незаконным, суды в Определении ВАС РФ от 19.04.2010 № ВАС-4719/10 по делу № А65-7022/2008, учитывая, что все описанные в деле хозяйственные операции совершались и исполнялись в одном налоговом периоде (в 2005 году), а также оценив экономический эффект от совокупности указанных сделок, пришли к выводу, что обществом в проверяемом периоде не получена экономическая выгода, с которой Налоговый кодекс РФ связывает обязанность по уплате налога.
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ в составе внереализационных расходов учитываются суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.
Предусмотренный п. 2 ст. 265 НК РФ перечень оснований, повлекших возникновение у налогоплательщика убытков, которые подлежат учету в составе внереализационных расходов, не является исчерпывающим.
Данный вывод содержится в Определении ВАС РФ
от 29.04.2010 № ВАС-2833/10 по делу № А82-7247/2008-99.
К недостоверным сведениям в таможенной декларации относят сведения о количественных и качественных характеристиках товара.
К такому выводу пришли судьи в определении ВАС РФ
от 15.04.2010 № ВАС-1076/10 по делу № А40-42138/09-17-299, указав, что ч астью 2 статьи 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за представление декларантом при декларировании товаров недостоверных сведений о товарах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
В определении ВАС РФ
от 15.04.2010 № ВАС-4608/10 по делу № А34-2879/2009 суд передавая дело на новое рассмотрение, исходил из того, что суды не провели анализ хозяйственных операций для целей налогообложения прибыли.
Выводы суда апелляционной инстанции относительно правомерности начисления налога на прибыль, соответствующих пеней и штрафа признаны судом кассационной инстанции недостаточно обоснованными, поскольку анализ хозяйственных операций для целей налогообложения прибыли судами не сделан.
Управление ПФР обратилось в суд с заявлением о взыскании с ООО недоимки и пеней по пенсионным взносам. Судьи поддержали ПФР, но с учетом тяжелого материального положения страхователя приняли решение о рассрочке исполнения им решения суда сроком на пять месяцев.
Представители ПФР настаивали на том, что указанная рассрочка нарушает права пенсионеров, а должник не доказал свое тяжелое материальное положение.
Однако арбитры не приняли возражения ПФР и разъяснили, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения (ч. 1 ст. 234 АПК РФ). Необходимость предоставления отсрочки (рассрочки) с учетом интересов как должника, так и взыскателя суд определяет сам. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не предусматривает для судебных органов ограничений в реализации полномочий по определению порядка и сроков исполнения судебных актов. Таким образом, окружной суд оставил в силе решение суда первой инстанции о предоставлении должнику рассрочки исполнения судебного решения о взыскании пенсионных взносов и пеней (постановление ФАС Волго-Вятского округа
от 30.04.2010 № А28-10779/2009-337/14).
Заметим, что закон № 212- ФЗ (о страховых взносах) наделил органы контроля за уплатой страховых взносов полномочиями внесудебного взыскания со страхователей недоимки по страховым взносам и пеней. Исключение составляет ограниченный перечень ситуаций (в том числе наличие указанной задолженности у бюджетного учреждения), в которых допускается только судебный порядок взыскания указанных сумм. Также указанные органы вправе предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в порядке и случаях, которые предусмотрены федеральным законом (п. 11 ч. 1 ст. 29 закона № 212-ФЗ).
В постановлении ФАС Московского округа
от 23.04.2010 № КА-А41/3774-10 по делу № А41-36277/09 суд признал недействительным решение налогового органа о привлечении к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники при оказании услуг по перевозке пассажиров.
Судом установлено, что индивидуальный предприниматель оказывал услуги по перевозке пассажиров на легковом такси и был вправе использовать вместо контрольно-кассового чека бланк строгой отчетности. Пунктом 2.1 статьи 2 Закона о применении ККТ предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающих по действие настоящей статьи, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги).
Общество при подаче уточненной налоговой декларации заявило НДС к возмещению. ИФНС в возмещении налога отказала.
После обращения налогоплательщика в суд налоговики часть НДС зачли в счет текущих платежей, а часть все-таки «придержали», несмотря на неоднократные напоминания общества.
Налогоплательщик опять обратился в суд, который сделал вывод, что срок исковой давности уже пропущен.
Однако Президиум ВАС РФ в постановлении от 27.04.2010 № 636/10 отметил, что вступившие в законную силу прежние решения суда о возмещении НДС инспекция не выполнила полностью. Поэтому выводы нижестоящих судов о том, что срок для обращения в суд с иском об обязании инспекции возвратить-таки из бюджета причитающуюся налогоплательщику сумму налога необоснован. Эти решения подлежат отмене.
Решением ВАС РФ
от 17.03.2010 № 6815/09 в отдельной части признан недействующим приказ МНС РФ, регулирующий работу налоговых органов по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (пункт 3.3 приложения к приказу МНС России от 22.07.2004 № САЭ-3-09/436@). Согласно данному пункту налоговые органы, не относящиеся к «Единым регистрационным центрам» (то есть к налоговым инспекциям, специально назначенным для регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) лишались права осуществлять функции по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и предоставлению сведений из государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
ВАС РФ установил, что данное положение не соответствует законодательству, поскольку изъятие регистрационных функций у территориальных инспекций ФНС РФ и возложение их на специальные «Центры» изменяет права и обязанности неограниченного круга лиц, обращающихся в налоговые органы за совершением регистрационных действий, получением необходимой информации и документов; соответственно данные положения приказа носят нормативный характер и при этом не проходили государственную регистрацию в Минюсте РФ и не были опубликованы.
Отсутствие публикации этих положений, как установил ВАС РФ, нарушает права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поскольку в результате этого имеет место ситуация, при которой налоговые органы могут по своему усмотрению применять либо не применять данные положения Приказа в отношениях с лицами, обращающимися за совершением регистрационных действий, получением документов и т.д. Сложившаяся при этом неопределенность создает также препятствия для защиты прав указанных лиц, в частности, при оспаривании действия или бездействия того или иного налогового органа.
Президиум ВАС РФ в Информационном письме
от 13.04.2010 № 136 «О некоторых вопросах, связанных с капитализацией платежей при банкротстве» проинформировал арбитражные суды о рекомендациях в связи с возникающими вопросами, связанными с капитализацией платежей при банкротстве
В связи с внесением постановлением Правительства РФ от 12.08.2009 № 663 изменений в постановление Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства», в силу которых Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, в числе прочих требований по выплате капитализированных платежей
Арбитражным судам следует иметь в виду, что в ходе конкурсного производства (вплоть до его завершения) арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, обязан разъяснять всем гражданам, перед которыми должник несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью, и которые не являются застрахованными или иными лицами, имеющим право на страховые выплаты, положения пункта 3 статьи 135 Закона о банкротстве о наличии у них права дать согласие на переход к Российской Федерации своего права требования к должнику и о последствиях данного согласия в виде перехода обязанности по выплате повременных платежей к Российской Федерации.
Капитализация будущих платежей по названным требованиям производится после завершения расчетов по текущим платежам одновременно с капитализацией платежей по требованиям первой очереди, включенным в реестр требований кредиторов.
В Определении ВАС РФ
от 19.04.2010 № ВАС-646/10 по делу № А51-2395/2008 по делу о взыскании денежных средств, убытков, а также процентов за нарушение срока возврата (зачета) излишне уплаченных таможенных платежей суд встал на сторону налогоплательщика, признав, что на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
В определении ВАС РФ
от 19.04.2010 № ВАС-2196/10 по делу № А09-1069/2008 суд сделал вывод о том, что нормы Кодекса не устанавливают обязанности для налогоплательщика, заключившего договор о совместной деятельности (договор простого товарищества) на восстановление налога, ранее предъявленного к вычету.
Круг лиц, на которых возложенная обязанность по восстановлению ранее заявленного к вычету НДС, установлен статьей 170 НК РФ и не подлежит расширительному толкованию.
Вклады по договору простого товарищества не признаются реализацией, свидетельствует лишь о том, что такая передача не образует объекта налогообложения по налогу на добавленную стоимость. При этом операции, осуществляемые в соответствии с договором простого товарищества, признаются объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, а исчисление и уплата налога, включая применение налоговых вычетов, производится участником товарищества в порядке, предусмотренном статьей 174.1 НК РФ.
Согласно определению ВАС РФ
от 19.04.2010 № ВАС-1411/10 по делу № А57-11519/2009 суд указал, что применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивающие ЕНВД, не освобождены от публичной обязанности соблюдать установленный порядок ведения кассовых операций в наличной и безналичной формах.
В силу пункта 4 статьи 346.11, пункта 5 статьи 346.26, пункта 1 статьи 346.28 Налогового кодекса РФ для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения сохраняются действующие порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством РФ, а предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством РФ.
В Определении ВАС РФ
от 16.04.2010 № ВАС-1676/10 по делу № А40-46399/07-139-302 суд пришел к правильному выводу о наличии у общества права на уменьшение доходов от продаж имущественного права.
Суд кассационной инстанции подтвердил наличие у общества права на уменьшение доходов от продажи имущественного права – доли в уставном капитале на сумму расходов, связанных с его приобретением. Данную операцию в декларации общество не отражало. Последствия не отражения сведений в налоговой декларации установлены статьей 81 Налогового кодекса РФ, что суд кассационной инстанции и отметил в своем постановлении. Вывод суда о невозможности учета убытка 2005 года в предыдущем налоговом периоде является правомерным.
При этих обстоятельствах нарушений в применении судами положений главы 25 НК РФ не установлено.